double arrow

Обороноспособности государства

Задачи, место и роль гражданской обороны в обеспечении

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

ТЕМА 5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ.

Учебные вопросы:

1. Задачи, место и роль гражданской обороны в обеспечении обороноспособности государства.

2. Структура и принципы построения гражданской обороны Республики Беларусь.

3. Основные направления государственной политики в области гражданской обороны. Полномочия органов управления в области гражданской обороны.

4. Гражданская оборона в ведущих зарубежных странах.

Литература

1. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 1992 г. № 311 «Положение о гражданской обороне Республики Беларусь».

2. Основные направления государственной политики в области гражданской обороны Республики Беларусь. Утверждено Премьер-министром Республики Беларусь от 26. 01. 2001 г. № 04/213-112.

3. Бабовоз С.П., Круглов В.А., Генералов В.А. Гражданская оборона в Республике Беларусь: Учебное пособие. – Мн.: Амалфея, 2000.

4. Атаманюк В.Г. Гражданская оборона.- М.: Высшая школа, 1987.

5. Воробьев Ю. Современные войны и гражданская оборона: - М.: Журнал «Основы Безопасности Жизнедеятельности» № 8, 1999.

6. Дополнительный Протокол к Женевским Конвенциям от 12 августа 1949 г. касающейся жертв международных вооруженных конфликтов (Протокол 1) принят на дипломатической конференции в Женеве 8 июня 1977 года.

Основные термины и определения:

Гражданская оборона - составная часть оборонных мероприятий Республики Беларусь, представляющая собой систему мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Республики Беларусь от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Опасность, возникающая при ведении военных действий или вследствие этих действий - угроза, которая повлекла или может повлечь за собой человеческие жертвы, вред здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Служба ГО - служба, предназначенная для подготовки и проведения мероприятий ГО.

Невоенизированные формирования ГО - формирования, создаваемые по отраслевому и административно-территориальному принципу на базе организаций, не входящие в состав Вооруженных Сил других войск и воинских формирований, органов внутренних дел Республики Беларусь, владеющие специальной техникой и имуществом и подготовленные для защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действии или вследствие этих действий.

Территория, отнесенная к группе по ГО - территория, на которой расположен населенный пункт, имеющий важное оборонное и экономическое значение с находящимися в нем объектами, представляющий высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций при ведении военных действий или вследствие этих действий.

ГО представляет собой совокупность специально созданных органов управления, служб и сил, осуществляющих целенаправленную деятельность по обеспечению защиты и выживания населения, устойчивости экономики в условиях ведения современной вооруженной борьбы. Организация и ведение ГО, это одна из важнейших функций государства и является не только неотъемлемой частью военной безопасности Республики Беларусь, но и одним из важнейших стратегических факторов ее обороноспособности, составной частью оборонного потенциала.

В военное время ГО имеет ту же главную цель, что и Вооруженные Силы – защиту тыла страны, ГО применяет в целях снижения людских и материальных потерь, присущие ей одной, большей частью пассивные методы и средства.

Необходимо отметить, что ГО нацелена на защиту в тылу Вооруженных Сил в первую очередь мобилизационных ресурсов и производственных мощностей. Поэтому, если ГО не выполнит задачи по их сохранению в начальный период войны, то и Вооруженные Силы будут заведомо обречены на поражение.

Исходя из этого своего предназначения, роли и места в обеспечении безопасности государства перечень решаемых ГО задач чрезвычайно широк. На гражданскую оборону Республики Беларусь в соответствии с Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26 мая 1992 г. N 311 «Положение о гражданской обороне Республики Беларусь возлагаются следующие задачи:

- защита населения от последствий стихийных и экологических бедствий, крупных аварий и катастроф, применения противником ССП в военное время;

- координация деятельности органов управления республики по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, промышленных аварий и катастроф;

- проведение АСДНР в ходе ликвидации последствий ЧС и в очагах поражения;

- создание и поддержание в готовности систем управления, оповещения, связи, организация наблюдения и контроля за радиационной, химической, бактериологической обстановкой;

- специальная подготовка руководящих кадров и сил ГО, всеобщее обучение населения способам защиты и действиям в ЧС мирного и военного времени;

- участие в осуществлении мер, направленных на повышение устойчивости функционирования объектов и отраслей экономики в экстремальных условиях мирного и военного времени.

Роль ГО в системе оборонных мероприятий определяется характером войны и, прежде всего уровнем развития средств вооруженной борьбы, которые могут быть применены противником. Чем выше боевые возможности этих средств, а, следовательно, и опаснее последствия их применения, тем более важной становится роль ГО в обеспечении защиты тыла страны. Эта роль с предельной полнотой раскрывается в задачах ГО, объем которых в зависимости от условий обстановки может изменяться как по содержанию, так и по способам их выполнения. Если обобщить международные и руководящие документы Республики Беларусь, то и задачи ГО можно сформулировать значительно шире.

Основными задачами в области гражданской обороны являются (проект Закона Республики Беларусь «О гражданской обороне»):

- обучение населения способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- эвакуация населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы;

- предоставление населению убежищ, укрытий и СИЗ;

- проведение мероприятий по световой маскировке и другим видам маскировки;

- проведение аварийно - спасательных работ в случае возникновения опасностей для населения при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- первоочередное обеспечение населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий, в том числе медицинское обслуживание, включая оказание первой медицинской помощи, срочное предоставление жилья и принятие других необходимых мер;

- борьба с пожарами, возникшими при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- обнаружение и обозначение районов, подвергшихся радиоактивному, химическому, биологическому и иному заражению;

- обеззараживание техники, зданий, территорий и проведение других необходимых мероприятий;

- восстановление и поддержание общественного порядка в районах, пострадавших при ведении военных действий или вследствие этих действий;

- срочное восстановление функционирования необходимых коммунальных служб в военное время;

- срочное захоронение трупов в военное время;

- разработка и осуществление мер, направленных на сохранение объектов, необходимых для устойчивого функционирования экономики и выживания населения в военное время;

- обеспечение постоянной готовности сил и средств ГО;

- подготовка и переподготовка руководящего состава ГО, ее органов управления и сил.

Выполнение задач ГО достигается проведением сложного комплекса организационных, инженерно-технических, медицинских, противорадиационных, противохимических, противопожарных и др. мероприятий, а также действиями (проведением работ) сил ГО, особенно при проведении АСДНР в очагах поражения и зонах катастрофического поражения.


Сейчас читают про: