ЧРЕЗВЫЧАЙНЫМ СИТУАЦИЯМ
ТЕМА 4. ОРГАНЫ ПОВСЕДНЕВНОГО УПРАВЛЕНИЯ ПО
Учебные вопросы:
1. Структура и основные задачи органов повседневного управления по чрезвычайным ситуациям в мирное и военное время.
2. Организация работы по управлению силами ГСЧС.
Литература:
1. Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 г. N 35 «Об утверждении Положения о Министерстве по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь» (Изменения и дополнения: Указ Президента Республики Беларусь от 17 января 2003 г. № 24).
2. Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. № 76-3 «Об органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».
3. Приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 15 марта 2000 г. N 39 «Об утверждении положения об областном (Минском городском) управлении министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
4. Приказ Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 11 февраля 2002 г. № 25 «Об утверждении положения о районном (городском и районном) отделе по чрезвычайным ситуациям областного (Минского городского) управления министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь.
|
|
5. Указ Президента республики Беларусь от 3 марта 1999 г. № 130 «Об утверждении Положения о прохождении службы в органах и подразделениях по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь».
Органами повседневного управления по ЧС являются:
- на республиканском уровне - МЧС, отделы (секторы) по ЧС республиканских органов государственного управления, объединений (учреждений), подчиненных Правительству Республики Беларусь;
- на территориальном уровне - областные и Минское городское управления Министерства по ЧС;
- на местном уровне - районные (городские) отделы по ЧС областных и Минского городского управлений МЧС;
- на объектовом уровне - структурные подразделения организации (объекта) - отделы, секторы или отдельные работники, занимающиеся вопросами ЧС.
В целях организации устойчивого управления системой ГСЧС, ее территориальными и отраслевыми подсистемами и их звеньями органы повседневного управления по ЧС оснащаются соответствующими средствами связи и оповещения, сбора, обработки и передачи информации, необходимой оргтехникой, поддерживаемыми в состоянии постоянной готовности к использованию.
Органы и подразделения по ЧС Республики Беларусь являются составной частью системы национальной безопасности Республики Беларусь и осуществляют деятельность в области предупреждения и ликвидации ЧС природного и техногенного характера, обеспечения пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны.
|
|
Общее руководство деятельностью органов и подразделений по ЧС осуществляют Президент Республики Беларусь и Правительство Республики Беларусь в пределах его полномочий.
Органы и подразделения по чрезвычайным ситуациям образуют систему, в которую входят:
- Министерство по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
- областные и Минское городское управления по ЧС;
- городские и районные отделы по ЧС;
- пожарные аварийно-спасательные отряды, части и посты в городах, районах, на объектах;
- учебные, научные и иные организации, деятельность которых связана с ликвидацией чрезвычайных ситуаций и подготовкой специалистов для их ликвидации;
- иные подразделения, созданные в установленном законодательством Республики Беларусь порядке для выполнения задач, возложенных на органы и подразделения по ЧС.
Служба в органах и подразделениях по ЧС Республики Беларусь – вид государственной службы лиц, имеющих специальные звания рядового и начальствующего состава и занимающих штатные должности в МЧС Республики Беларусь, других органах и подразделениях по ЧС, а также находящихся в распоряжении Министра по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь или начальников соответствующих органов и подразделений по ЧС.
Основными принципами деятельности органов и подразделений по ЧС являются: законность; гуманизм; единство системы органов и подразделений по ЧС и централизация управления ими; единоначалие в системе органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям; гласность.
Основными направлениями деятельности органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям являются:
- предупреждение и ликвидация ЧС;
- предупреждение и ликвидация пожаров;
- обеспечение промышленной и радиационной безопасности;
- подготовка к защите и защита населения и территорий от возникающих при ведении военных действий опасностей и их последствий.
Основными задачами органов и подразделений по ЧС являются:
- организация мероприятий по ликвидации ЧС и участие в них;
- осуществление государственного надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;
- осуществление государственного пожарного надзора;
- осуществление государственного надзора за безопасным ведением работ в промышленности и атомной энергетике;
- управление гражданской обороной;
- выполнение задач мобилизационной подготовки и мобилизации;
- выполнение иных задач по поручению Президента Республики Беларусь.
Привлечение органов и подразделений по ЧС к выполнению задач, не возложенных на них законодательством Республики Беларусь, запрещается.
Органы и подразделения по ЧС осуществляют свою деятельность во взаимодействии с республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами, иными организациями независимо от форм собственности и гражданами.
Республиканские органы государственного управления, местные исполнительные и распорядительные органы, иные организации и их должностные лица в пределах своей компетенции обязаны оказывать содействие органам и подразделениям по ЧС в осуществлении ими деятельности по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечению пожарной, промышленной и радиационной безопасности, а также гражданской обороны.
Контроль за деятельностью органов и подразделений по ЧС осуществляют Президент Республики Беларусь, Правительство Республики Беларусь и МЧС Республики Беларусь.
Надзор за точным и единообразным исполнением законов и иных актов законодательства Республики Беларусь органами и подразделениями по ЧС осуществляют Генеральный прокурор Республики Беларусь и подчиненные ему прокуроры.