К ликвидации ЧС привлекаются органы управления и силы различных министерств, комитетов, организаций, территориальных и местных исполнительных и распорядительных органов и других.
Важным условием успешного руководства мероприятиями, проводимыми ГСЧС и ГО, является организация взаимоотношений между вышестоящими (старшими), подчиненными, взаимодействующими и другими органами управления привлекаемыми для ликвидации ЧС.
Основным вопросом взаимоотношения различных органов управления и сил является организация взаимодействия между ними. Взаимодействие организует старший орган управления (координирующий орган ГСЧС) с органами и силами, расположенными на подведомственной ему территории (районе ЧС).
Сущность взаимодействия заключается в целенаправленной, управленческой деятельности, согласованной по целям, задачам, месту, времени и способам действий подчиненных и взаимодействующих органов управления и сил ГСЧС на всех этапах предупреждения и ликвидации ЧС.
Взаимодействие планируется и организуется заблаговременно при разработке и согласовании планов действий (взаимодействия), которые уточняются ежегодно, а также - при угрозе и возникновении ЧС и в ходе проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
|
|
Взаимодействие организуют Председатель КЧС при Совете Министров Республики Беларусь, начальники ГО (председатели КЧС) областей, районов, городов, министерств, комитетов, организаций, начальники подразделений МЧС, командиры формирований ГСЧС и ГО. Методика их работы определяются конкретной обстановкой и содержанием полученных задач.
На начальников ГО (председателей КЧС) территориального и местного уровня, организаций и их органы управления по организации взаимодействия возлагается:
- организация и контроль за осуществлением мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению надежности работы ПОО;
- обеспечение готовности органов и пунктов управления, сил и средств к действиям при ЧС:
- координация деятельности подчиненных и взаимодействующих КЧС;
- организация оповещения органов управления, сил ГСЧС и населения об угрозе или возникновении ЧС, принятых мерах по обеспечению безопасности, о прогнозируемых возможных последствиях ЧС, приемах и способах защиты;
- организация и координация действий сил наблюдения и контроля, разведки всех видов за состоянием окружающей природной среды и ПОО;
- распределение задач, согласование планов действий между подчиненными, приданными и взаимодействующими органами управления;
- согласование действий с комиссиями по ЧС соседних территориальных и местных исполнительных и распорядительных органов по вопросам совместных действий и обмена информацией;
|
|
- организация своевременной информации и докладов вышестоящим органам управления о ходе ликвидации ЧС и изменениях обстановки.
Председатели отраслевых КЧС и их органы управления, организуя взаимодействие, обязаны:
- определять конкретные вопросы планирования и их согласования с вышестоящими, взаимодействующими и соседними органами управления;
- организовать ведомственные системы наблюдения и контроля за состоянием потенциально опасных объектов и природной среды в санитарно-защитной зоне вокруг них. Согласовать их работу с территориальными системами наблюдения и контроля;
- поддерживать постоянную связь с территориальными комиссиями по ЧС по вопросам оповещения, обмена информацией об обстановке и использования сил и средств по предупреждению ЧС, а также поддержание согласованных действий между ведомственными и территориальными формированиями, с приданными подразделениями и частями МО, МВД Республики Беларусь и другими.
Взаимодействующие органы управления, решая совместные задачи должны: знать обстановку в районе ЧС и постоянно уточнять данные о ней; правильно понимать замысел начальника и задачи совместно проводимых мероприятий; поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять взаимную информацию; организовывать совместную подготовку планирование проводимых мероприятий; согласовывать вопросы управления, разведки и всех видов обеспечения.
При ликвидации очагов радиоактивного загрязнения (химического заражения) взаимодействие организуется в интересах своевременного проведения мероприятий по защите населения и личного состава подразделений и формирований, проводящих работы по локализации источника загрязнения (заражения) и дезактивации местности.
С органами управления территориальных и отраслевых подсистем, подразделений МЧС, привлекаемых сил МО и других министерств и комитетов, согласуются вопросы: о выделяемых силах и средствах; порядке, способах их выдвижения и выполнения работ; режимах защиты населения и сил, действующих в очагах; организации медицинской помощи, охраны общественного порядка, управления, обеспечения действий и другие вопросы.
При ликвидации последствий наводнений взаимодействие организуется в интересах ведения спасательных работ в зоне затопления по вопросам: организации разведки и наблюдения за обстановки, состоянием гидротехнических и защитных сооружений; спасения населения, оказавшегося в зоне затопления и его эвакуации из угрожаемых районов; вывоза материальных и культурных ценностей; отгона сельскохозяйственных животных из районов, подверженных затоплению; локализации зоны затопления, недопущение затопления особо важных объектов и коммуникаций; жизнеобеспечения эвакуируемого населения и оказания медицинской помощи пострадавшим, а также восстановления его жизнедеятельности в районах бедствия после спада воды; обеспечения действий сил и использования техники.
При авариях на транспорте взаимодействие организуется в интересах аварийно-спасательных и аварийно-восстановительных работ транспортных формирований с целью оказания помощи пострадавшим, восстановления движения и предотвращения влияния аварии на окружающую природную среду.
Уточняются задачи медицинской службе и другим службам, соответствующим территориальным комиссиям по ЧС о порядке выделения и использования инженерно-технических и других формирований для оказания помощи транспортным аварийно-спасательным формированиям в ликвидации аварии.
Кроме того, согласовываются вопросы выделения и использования специальных формирований для ликвидации последствий транспортных аварий, если они сопровождаются разливом (разбросом) сильнодействующих ядовитых, взрывоопасных, пожароопасных, радиоактивных веществ.
|
|
Разработка взаимодействия осуществляется во всех органах управления. Основой для его разработки является решение начальника ГО (председателя комиссии по ЧС) на ликвидацию ЧС и его указаний по взаимодействию.
В указаниях определяются: цели и задачи взаимодействия по возможным вариантам ЧС; привлекаемые силы, средства и создание необходимых группировок, обеспечение их выдвижения и вывода на объекты работ; организация использования техники и средств механизации; порядок действий формирований в условиях возникновения вторичных поражающих факторов; порядок смены формирований на участках работ; согласование действий подразделений МЧС с частями МО; организация обеспечения сил необходимыми материальными и техническими средствами: места размещения пунктов управления в районах ЧС, порядок использования связи, организации информационного обеспечения; меры по поддержанию взаимодействия, отработке документов и организации контроля.
При угрозе или возникновении ЧС начальником ГО (председателем КЧС) принимается решение в соответствии со сложившейся обстановкой и уточняются вопросы взаимодействия.
При необходимости, взаимодействующие органы управления могут высылать друг к другу оперативные группы (представителей) и обмениваться необходимыми документами по управлению действиями привлекаемых сил.
План взаимодействия является составной частью содержанию плана защиты населения и территории города (района) от чрезвычайных ситуаций.
Планы взаимодействия территориальных и отраслевых подсистем ГСЧС разрабатываются применительно к характеру и масштабам возможных на их территориях (объектах) ЧС, наличию имеющихся сил и средств.
Исходными данными для планирования взаимодействия на территориальном и местном уровне являются: решение начальников ГО - председателей комиссий по ЧС (общий замысел по предупреждению и ликвидации ЧС, привлекаемые подсистемы и их звенья, подразделения и формирования ГСЧС и ГО, их задачи, организация управления и обеспечения); указания по планированию и взаимодействию; нормативные документы и соглашения между МЧС, министерствами и комитетами, определяющие функциональные задачи подсистем в части предупреждения и ликвидации ЧС.
|
|
Планы взаимодействия разрабатываются применительно к режимам функционирования и согласовываются со всеми исполнителями. Выписки из планов направляются взаимодействующим органам управления.