Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Психология толкования причинности




Лекция 1 Идея спонтанной активности

Цель лекции — открыть дня себя новый тип движения: движения в состояниях, понять основы концепции «бессознательного» и познакомиться с тремя принципами причинности.

Тема собеседования — что такое «невидимая психика» и три подхода к пониманию глубинных Сил «невидимой психики» человека.

1. Концепция «бессознательного» как воплощение в психологии Идеи спонтанной активности (ИСА).

Спонтанность (лат. spontaneus — самопроизвольный) — характеристика процессов вызванных не внешними влияниями, а внутренними причинами [14, с. 429] .

Условие — в отличие от причины, непосредственно направляющей процесс развития, составляет среду, которая содействует или противодействует развитию, обусловливая тем самым специфику развития [14, с. 474].

Другие статьи словаря: принцип [14, с. 362], причинность [14, с. 364], Декарт Рене [14, с Л 08; 10, с. 95], Лейбниц Готфрид [14, с. 217; 10, с. 186], бессознательное [10, с. 38].

Путь к пониманию Идеи спонтанной активности (термин взят из работы [12]) лежит через преодоление бытовых и механистических образов причинности.

Ø Что такое бытовые образы причинности?

В детстве мы обычно объясняли причины происходящего действием какой-либо одушевленной причины.

Автор этих строк (в 5-6 лет) думал, что машины едут оттого, что шофер вертит баранку «туда-сюда». Было также удивительно, почему кабина с шофером у грузовой машины находится впереди, хотя должна быть сзади машины, так как шофер, как (толкающая) причина движения, должен находиться позади движения7

Детские образы «одушевленной» причинности характерны и для взрослых. Вот пример из х/ф «Ибн-Сина»: «Вертится?! Интересно, а кто же ее вертит?».

В фильме «Ибн-Сина» есть такой эпизод. Перед солнечным затмением Ибн-Сина объясняет толпе возбужденного народа, что Земля — это шар, который вращается вокруг своей оси. Вдруг из толпы выскакивает человек и с сарказмом спрашивает: «Вертится? Интересно, а кто же ее вертит?».- и весь народ дружно смеется над Ибн-Синой. ибо для каждого очевидно, что вращение возможно только тогда, когда кто-то или что-то (вода на мельнице) это вертит. Или продолжая эту аналогию, если что-то движется, то обязательно предполагается существование внешней причины этого движения.

Этот пример поясняет, что приближение к Идее спонтанного движения давалось не просто, так как не просто преодолеть бытовые образы причинности.

Тем не менее, наш жизненный опыт и образование позволяют нам прийти к пониманию, что если что-то движется, вовсе не обязательно кто-то это движет, вовсе необязательно должна существовать одушевленная причина движения.




Ø Что такое идея спонтанного движения?

Допустим, мы преодолели бытовые образы одушевленной причинности, но после этого нами начинают владеть механистические образы неодушевленной причинности: мы не можем себе представить движение без какого-либо двигателя. Если мы преодолеем это представление, то мы поймем Идею спонтанного движения в механике.

Понимание закона инерции из трех законов механики И. Ньютона означает преодоление бытовой причинности и понимание идеи спонтанного движения.

Идея спонтанного движения получила полную ясность в первом законе механики Ньютона: «Если на тело не действуют другие тела, то оно находится в состоянии покоя или равномерного прямолинейного движения».

Два примера идеи спонтанного движения:

1. Если в Космосе толкнуть тело, то оно будет двигаться вечно, без двигателя, пока не рассыплется.

Не знаю как Вам,. но мне это положение давалось не сразу, ибо трудно преодолеть бытовую причинность: «Как это так? Если в Космосе тело толкнуть, то оно будет двигаться вечно(!), не нуждаясь ни в какой движущей силе, ибо мой бытовой опыт говорил мне: все, что двигается — его двигают, а если не двигают, оно стоит на месте.

Эта задача, хоть и с трудом, но понимается в рамках школьной программы по физике.

2. А вот задача посложнее на понимание идеи спонтанного движения, воплощенной в первом законе Ньютона, Спутники, оказывается, когда вращаются вокруг земли по орбите, не «висят», а вечно падают.

До сих пор очень много людей думает, что космические станции летают по орбите, не падая на Землю, только потому, что двигатели постоянно работают, либо центробежная сила не дает им упасть. Тем не менее, эти ответы неверные. Закон физики утверждает, что на спутник действует только одна центростремительная сила — притяжение Земли (не считая ничтожно малого трения в слоях разряженной атмосферы), а центробежная сила действует на Землю. Поэтому спутник находится в состоянии вечного падения.



Если вы в школе решили эту довольно трудную задачу, значит вы хорошо уяснили первый закон Ньютона, и вы ясно представляете Идею спонтанного движения: если что-то движется, вовсе не обязательно что-то это движет, вовсе не обязательно должна существовать неодушевленная причина движения.

На основе этого простого положения сформировалась классическая концепция причинности с тремя принципами: реактивности, каузальности и редукционизма (об этом позже). Эти принципы сыграли очень большую роль в науке, но сейчас все большую силу набирает новая концепция причинности, основанная на «Идее спонтанной активности», которую необходимо понять для понимания концепции «бессознательного».

Теперь для понимания Идеи спонтанной активности следует преодолеть механистические образы причинности.

Преодоление концепции неодушевленной причинности означает понимание идеи спонтанного движения, а от этого один шаг до понимания Идеи спонтанной активности.

Ø Что такое «Идея спонтанной активности?»

Допустим, мы поняли идею спонтанного движения и прекрасно знаем законы механики. Но чисто механистическое представление о движении позволяет рассматривать материю только как инертную субстанцию. А если материя инертная субстанция, то она должна стремиться от более организованного к менее организованному состоянию и в итоге — к полному хаосу, к «тепловой смерти Вселенной». Но если мы поймем, что вопреки законам механики материя стремится от менее организованного состояния к более организованному, то есть обладает спонтанной активностью, то мы поймем идею спонтанной активности.

В античности Идея спонтанной активности развивалась как идея «оживления» материи.

В учении об «Идеях» Платона материя еще инертна и «оживает» только под влиянием «Идей» извне. Платон утверждает, что сама материя ничего не может породить. Она только «кормилица» или «восприемница», принимающая в свое лоно идущие от Идей световые истечения, так называемые эманации. Сила пронизывающего, сияющего света, исходящая из Идей, оживляет темную материальную массу, придает ей ту или иную видимую форму по образцу вечных и неизменно-прекрасных форм недоступного для грубого человеческого чувства мира Идей [7. с. 71].

Ученик Платона Аристотель в учении об «Эйдосах» дает принципиально иное толкование причины «оживления» материи. Он утверждает, что идея присутствует в каждой материальной вещи, что идея слита с материей, находится внутри нее. а не в заоблачных высях, тем самым Аристотель свел идею на Землю, которую так любили и почитали греки [7, с. 72]. Причину жизни материи Аристотель видел в ней самой, то есть материя сама обладает способностью спонтанного (без вмешательства «мира Идей» Платона) стремления к совершенному состоянию.

Итак, еще в далекой античности Аристотель говорил о признании существования некой причины, которая является «причиной для самой же себя» [7, с. 330].

Для того чтобы почувствовать необычайность «причины для самой же себя» представим себе зерно, случайно рассыпанное по поверхности стола. Затем начнем постукивать по столу. Зерна подпрыгивая от постукивания начинают самоорганизовываться в какой-то рисунок. Это представление парадоксально в данном примере, но, если мы будем наблюдать организацию жизни на Земле с момента ее зарождения, сжав ее по времени до нескольких минут (как в быстром кино), то эта картина будет подобна самоорганизации зерен на столе.

Активность это не просто самодвижение (зерен), а именно самоорганизация, понимаемая как стремление от менее организованного состояния к более организованному. Активность это новый тип спонтанного движениядвижения в состояниях.

Понять это положение – значит понять Идею спонтанной активности, тем самым преодолеть механическую концепцию причинности.

Эпизод из фильма «Иби-Сина» характерен еще и тем, что подобные ситуации встречаются в настоящее время. Часто в психологии поиск причины идет в разрез с Идеей спонтанной активности, а именно: если что-то активируется (организуется), то обязательно требуют указать на причину активности (организации) в форме стимула, фактора, силы и т.п., хотя суть в том, что это такой же некорректный вопрос как в примере из фильма, это все равно, что требовать от Ибн-Сины ответа на вопрос: кто вращает Землю?

Например, от создателя концепции физиологии активности Н.А.Бернштейна [10, с.14], в которой он постулирует внутреннюю (спонтанную) активность элементов организма, образующих «модель потребного будущего», его оппоненты требовали объяснить как раз причины возникновения спонтанной активности: «Активность организма детерминирует поведение, на как возникает сама эта активность – эта проблема оказывается не решенной» (цит. по [2, с.241]).

Таким образом, активность на то и спонтанная, чтобы не требовать поиска причин своей активности.

Ø Основы концепции причинности системного подхода.

Наиболее развитое толкование «причины для самой же себя» было дано в учении о монадах Готфрида Лейбница, которое в психологии воплотилось в концепцию «бессознательного».

Суть учения о монадах Лейбница заключается в том, что материя состоит из живых монад: минералы, растения, животные, которые спонтанно стремятся перейти от менее организованного состояния к более организованному; от состояния «сна» к состоянию «бодрствования». Минералы – как бы спящие монады, растения – дремлющие монады, животные – бодрствующие монады [4, с. 239]. Эти рассуждения, построенные в духе Идеи спонтанной активности, привели Лейбница к иной, в отличие от механической (построенной Декартом), трактовке душевного мира, которая известна в психологии как концепция «бессознательного». Именно поэтому Лейбница считают родоначальником теории, строящихся на представлении о «бессознательном», следовательно отстаивающих приоритет активности психики [10, с.187].

Таким образом, мы познакомились с основными этапами приближения к пониманию причинности явлений с позиций Идеи спонтанной активности. Мы начали с преодоления бытовой причинности (если движется, то необязательно кто-то движет); затем уяснили для себя Идею спонтанного движения в механике (если движется, то не обязательно что-то движет); и, в завершение, заложили основы для формирования новой, даже загадочной, концепции причинности (если организуется, то не обязательно кто-то или что-то это организует, оно само организуется). Эта концепция причинности долгое время существовала лишь на философском уровне (Сократ, Платон, Аристотель), а в психологии царила картезианская (Р. Декарта) стратегия поиска причин. И лишь учение о «живых Монадах» Готфрида Лейбница дало импульс создания новой концепции причинности в психологии, на основе которой родилась концепция «бессознательного». На этой концепции остановимся более подробно.

1.2. Основы концепции «бессознательного».

Концепция «бессознательного» предполагает существование так называемой «невидимой психики», именуемой сфера «бессознательного».

«Бессознательное» мыслится не как пассивный склад информации, которая ассоциативным способом выдергивается потоком мысли и попадает в сознание; а как активный будущий океан, каждый элемент которого спонтанно стремится из состояния «сна» в состояние «бодрствования», из глубин «бессознательного» на поверхность сознания.

Поэтому сущностные Силы, образующие «Ядро» человеческой индивидуальности, также являются активными элементами океана «бессознательного». Следовательно, чтобы понять индивидуальность человека, надо понять главные Силы, образующие «Ядро» (Рис. 1).

Рис. 1

Ø Что такое «невидимая психика»?

Представьте себе, что сны — это как звезды на небе, днем их не видно, а ночью они загораются таинственным мерцающим светом. Звезды днем — это как «невидимая психика»: их не видно, но они есть.

Представление о «невидимой психике» зародилось в полемическом диалоге Лейбница с последователями Декарта.

Простое утверждение Декарта о том, что «психика = сознанию» имеет сильные следствия. Одно из самых сильных — это то, что животные не имеют сознания, следовательно, не имеют психики и, следовательно, они подобны автоматам.

Но. к счастью, слухи о том. что человек так уж качественно отличается от братьев своих меньших слишком преувеличены, Лейбниц был первым, кто перечеркнул своей концепцией равенство Декарта «психика = сознанию» и тем самым одушевил животных, сделав более плавным эволюционный переход между животными и человеком.

При отсутствии сознания, по Лейбницу, продолжается незаметная деятельность психических Сил. тем самым он ввел понятие о «бессознательном»: «Убеждение в том. что в душе имеются лишь такие восприятия, которые она создает, является величайшим источником заблуждений» [5].

Таким образом, если у вас прошла головная боль, когда вы выпили таблетку анальгина, то. по Декарту, проблема решена: нет боли — нет проблемы. Но. по Лейбницу, это «величайший источник заблуждений», ибо голова продолжает болеть, но в «невидимом мире», со всеми вытекающими отсюда нехорошими последствиями.

Образы «сцены» — сознания и «подвала» — подсознания (или «бессознательного») очень часто используются в качестве образной трактовки двух сфер душевного мира человека — «видимой» и «невидимой».

Концепция «бессознательного» существовала и до Фрейда. Например, историки развития концепции «бессознательного» [19, с. 190], пишут, что Фрейд в последнем классе гимназии штудировал учебник по психологии, который был поистине энциклопедией идей Йогана Фридриха Гербарта, который, в свою очередь, был страстным последователем Лейбница. Несмотря на то, что концепция «бессознательного» была известна всем, практическую значимость она приобрела начиная с работ 3. Фрейда и его учеников А. Адлера и К. Юнга. Именно 3. Фрейд наиболее ярко использовал представление о «невидимой психике» для трактовки возникновения неврозов и поиска путей их исцеления.

В трактовке неврозов с точки зрения . концепции «бессознательного» встает главный вопрос — какие Силы считать главными для здоровой организации душевного мира человека. Если эти Силы подавлены, то возникает расстройство психики, следовательно, стратегия исцеления неврозов строится как восстановление приоритета этих Сил.

3 Фрейд. А. Адлер и К. Юнг. которые основали «Глубинную психологию», по-разному отвечали на вопрос о том. какие Силы считать главными в сфере «бессознательного». В процессе знакомства с этими трактовками мы будем дополнять и развивать схему «Сцена-подвал», при условии, что эти трактовки не будут противоречить друг другу. В итоге мы получим общую схему, которая будет предложена для анализа проективных методов изучения человеческой Индивидуальности.

Итак, 3. Фрейд, А. Адлер и К. Юнг, доказывая существование «невидимой психики», основали «Глубинную психологию». Но понять существование «невидимой психики» непросто. Многие современники 3. Фрейда понятие «бессознательное душевное» считали просто нелепостью [16, с. 111-112].

Ø Как же почувствовать реальность существования неосознаваемой сферы психики?

Для пояснения особенностей действия неосознаваемых психических Сил позвольте привести пример с постгипнотическим внушением.

В состоянии гипноза женщине внушили, что после пробуждения она должна подойти к вешалке, взять зонтик и его раскрыть. После выхода женщины из гипноза гипнотизер начал разговаривать с ней на нейтральные темы. Вдруг женщину как бы невзначай потянуло к вешалке, руки потянулись к зонтику и, почти автоматически, в процессе разговора, она открыла зонтик. В этот момент гипнотизер внезапно обратил внимание на необычность ее поведения: «Вы пришли на прием, мы серьезно разговариваем, а вы зонтики открываете!». От осознания необычности своего поведения женщина сначала просто растерялась, а затем быстро придумала псевдо причину, наподобие: «Мне надо было срочно узнать, открывается ли зонтик, он у меня ломался, а на улице, кажется, дождь начинается».

На этом примере вы должны уяснить для себя принципиально важные моменты действия неосознаваемых Сил. Во-первых, подлинные причины поступков человека часто им не осознаются, но скрытым образом из «бессознательного» направляют его на свершение этих поступков. В приведенном примере внушенная программа заставила женщину раскрыть зонтик. Во-вторых, человек, когда неосознаваемая Сила влечет его на совершение поступка, начинает придумывать ложные причины или поводы для совершения этого поступка. Не исключено, что женщине в процессе разговора послышался шум грома, хотя стояла ясная погода; пришла мысль, что зонтик плохо работает, хотя может быть это был другой зонтик и т.д., в общем, события в душевном мире разыгрывались таким образом, чтобы реализовалась внушенная программа.

Теперь, если обратиться к схеме «сцена-подвал», то аналогом внушенной женщине программы будет «Ядро» душевного мира, которое в неявном виде действует на весь (включая сознание) душевный мир человека, определяя стратегические пути его развития.

Трактовка индивидуальности — это по сути трактовка основных сущностных Сил «Ядра» душевного мира (см. Рис. 1). Действие Сил ядра, подобно действию внушенной женщине постгипнотической программы, в неявном виде определяет основные пути развития человека.

Итак, мы уяснили, что реально существует «невидимая психика» и существует «невидимое Ядро» индивидуальности. Реальность существования глубинных психических Сил «Ядра», образующих глубинную основу индивидуальности, выражается в основных, скрытых для непосредственного взгляда, линиях поведения человека. Чтобы разглядеть эти скрытые линии в пестрой палитре поступков человека, необходимо владеть основным методом «Глубинной психологии» — психоанализом.

Ø Как же тогда раскрыть подлинные причины человеческого поведения, в неявном виде действующие из «бессознательного»?

Научное направление, которое этим занимается, называется «Психоанализ». «Психоанализ» — есть метод раскрытия скрытых е «бессознательном» причин человеческого поведения.

Фрейд в своей работе «Введение в психоанализ» [17] к основным формам действия неосознаваемых Сил относит — оговорки, описки, очитки, ослышки, ошибочные действия, провалы памяти (намерения, имена, впечатления и переживания) и т.д. Он говорил, что казалось бы случайная оговорка на самом деле не случайна, а имеет скрытую в «бессознательном» причину. А искусство психоанализа в том и состоит, чтобы раскрыть эту глубинную причину.

Приведем несколько примеров из этой книги.

1. Забывание имени соперника в любви [17, с. 30].

«Господин Y был безнадежно влюблен в даму, которая вскоре выходит замуж за господина X. Хотя господин Y давно знает господина X и даже имеет с ним деловые связи, он все время забывает его фамилию и всякий раз, когда собирается писать ему по делу, справляется о его фамилии у других. Очевидно, господин Y не хочет ничего знать о счастливом сопернике: «И думать о нем не хочу»» [17, с. 30]. Этот пример забывания имени соперника очень характерен для раскрытия скрытой антипатии, например, в любовном треугольнике.

2. «Я не склонен (вместо неспособен) оценить заслуги...» [17, с. 23].

Человек, стараясь лестно отозваться о другом человеке, говорит: «Я не склонен (вместо неспособен) оценить заслуги своего уважаемого предшественника» [17. с. 23]. Или другое подобное высказывание (не из Фрейда): «Перечисленные недостатки не до конца (вместо — не умаляют достоинств) перечеркивают достоинства данной работы». Скрытая антипатия на фоне лести обнаруживает себя в этих оговорках.

Знакомство с этими примерами, в которых легко найти скрытую причину, не должно создать у вас иллюзии, что психоанализ — это просто. Психоанализ — это непросто.

Фрейд метод психоанализа сравнивает с судопроизводством [17, с. 29], где косвенные улики позволяют сделать вероятностное заключение Он пишет: «Обычно мы толкуем ошибочное действие, исходя из общих соображений, и высказываем сначала только предположение, гипотезу для толкования, а затем, исследуя психическую ситуацию допустившего ошибку, находим ему подтверждение. Иногда приходится ждать событий как бы предсказанных ошибочным действием . чтобы найти подтверждение нашему предположению» [17, с. 30]

Ключом психоанализа является критерий обоснования главных Сил сферы «бессознательного». У Фрейда, Адлера и Юнга были разные критерии и, поэтому, разные концепции «бессознательного», хотя все они считали, что именно глубинные Силы образуют подлинную сущность человеческой Индивидуальности.

Психоанализ — это искусство видеть за словами и за делами подлинную сущность человека. Для овладения этим искусством необходимо понять особенности поиска глубинных причин (причинного анализа) явлений душевного мира. Особенность психоанализа различных авторов очень ярко высвечивается на примерах трактовки живописи и снов.

Таким образом, сначала мы познакомились с основами концепции «бессознательного», основанной на представлении о «невидимой психике». Затем познакомились с пояснительной схемой «сцена-подвал», которая будет постоянно сопровождать наши рассуждения, и на нее мы будем наносить основные Силы, действующие из «бессознательного». В завершение мы познакомились с некоторыми особенностями действия скрытых Сил и приемами их распознавания, то есть психоанализом.

Чтобы правильно трактовать причины явлений душевного мира, в следующем разделе мы обсудим основы концепции причинного анализа Г. Лейбница, на которой строится представление о «неосознаваемой психике». Причем обсудим в сравнении с альтернативной концепцией причинного анализа, получившей свое развитие от работ Рене Декарта и, к сожалению, в неявном виде, господствующей в психологии по сей день.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 581; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10072 - | 7513 - или читать все...

Читайте также:

 

3.234.210.89 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.007 сек.