double arrow

Три принципа причинности как три формы воплощения Идеи спонтанной активности.. Существо — термин, который часто используется для обозначения скрытых, но активных неосознаваемых душевных элементов или Сил

Существо — термин, который часто используется для обозначения скрытых, но активных неосознаваемых душевных элементов или Сил, определяющих облик индивидуальности. Термин «Существо» используется для того, чтобы подчеркнуть — поведение элементов души подобно «живым» Существам (К. Юнг) или «живым Монадам» (Г. Лейбниц) душевного мира.

То, что они живые проявляется в неугасаемом стремлении элементов души перейти из состояния «сна» в состояние «бодрствования» и появиться на сцене сознания. Появление Существа в душевном мире переживается, например, как появление лиц в состоянии перед сном.

Метасущество (греч. meta — после) — термин для обозначения Существа верхнего уровня иерархии. Метасущество (например, стая рыб) включает в себя Существа (отдельные рыбы). Для трактовки сферы «бессознательного» К. Юнг называл Существа «Душами», а Метасу-щества — «Духами».

Если «Души» имеют лица, то явления «Духов» (Метасуществ) в душевном мире переживаются как безликие состояния, например. Ревности Жадности, Страха., Зависти (А С. Пушкин «Маленькие трагедии». Ревность — «Каменный гость», Жадность — «Скупой рыцарь», Страх — «Пир во время чумы» и Зависть — «Моцарт и Сальери»).

Субсущество (лат. sub — под) — термин для обозначения существа нижнего уровня иерархии. Существо (рыба) включает в себя субсущества (нейроны мозга рыбы).

Появление Субсущества в душевном мире переживается как возникновение ощущений или представлений, например, фантомные представления ампутированной конечности (холод, боль).

Теперь перейдем к более детальной формулировке принципов причинности, разработанных на основе Идеи спонтанной активности.

2.1. Активности принцип: приоритет «внутреннего» над «внешним».

Понять человека — значит понять глубинные Силы, которые в неявном виде из «бессознательного» обусловливают его душевную жизнь и поступки (3. Фрейд, А. Адлер, К Юнг, Д. Андреев, В. Франкл).

Поведение человека обусловливается не извне, а изнутри (из глубины). Поэтому не следует сетовать на обстоятельства, тем кто понимает принцип активности. Никакие внешние обстоятельства не могут быть причиной несчастья человека — любые внешние обстоятельства есть лишь условия достижения человеком его Счастья.

Механистический подход противоположен принципу активности. В психологии он постулирует обусловленность психических явлений материальными факторами по образцу работы механических объектов, то есть психические явления рассматриваются только как последствия внешних влияний, вызывающих эти психические явления [10, с. 91].

Для образного восприятия на Рис. 5 изображен символ принципа активности и противоположный ему символ принципа реактивности.

Рис. 5

2.2. Саморазвития принцип: приоритет «будущего» над «прошлым».

Понять человека — значит понять не только его «прошлое» (почему?), действующее из «бессознательного», но, главное, понять его «будущее» (для чего?), которое также скрыто в «бессознательном». (А. Адлер, Д. Андреев)

Причины поведения человека исходят в основном не из «прошлого», а из «будущего». Для того чтобы понять болезнь, надо понять не только почему заболел, «Для чего заболел?», но, главное, понять и для чего заболел! Болезнь иногда следует рассматривать как физиологическую совесть организма.

Звучит парадоксально, тем не менее, только так можно понять болезнь как физиологическую совесть организма. Отсюда возникает новый подход к трактовке причин заболеваний: если болит, значит организм сигналит о неправильном образе жизни (например, питании) и бороться с этой болью, ее уничтожая, так же нелепо, как бороться с совестью, ее уничтожая.

Для исцеления надо искать условия правильного образа жизни, при котором болезнь сама уйдет, совесть сама успокоится.

Каузальный подход противоположен принципу саморазвития. Он трактует причину как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его [10, с. 97].

Для образного восприятия на Рис. 6 изображен символ принципа саморазвития и противоположный ему символ принципа каузальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: