Студопедия
МОТОСАФАРИ и МОТОТУРЫ АФРИКА !!!


Авиадвигателестроения Административное право Административное право Беларусии Алгебра Архитектура Безопасность жизнедеятельности Введение в профессию «психолог» Введение в экономику культуры Высшая математика Геология Геоморфология Гидрология и гидрометрии Гидросистемы и гидромашины История Украины Культурология Культурология Логика Маркетинг Машиностроение Медицинская психология Менеджмент Металлы и сварка Методы и средства измерений электрических величин Мировая экономика Начертательная геометрия Основы экономической теории Охрана труда Пожарная тактика Процессы и структуры мышления Профессиональная психология Психология Психология менеджмента Современные фундаментальные и прикладные исследования в приборостроении Социальная психология Социально-философская проблематика Социология Статистика Теоретические основы информатики Теория автоматического регулирования Теория вероятности Транспортное право Туроператор Уголовное право Уголовный процесс Управление современным производством Физика Физические явления Философия Холодильные установки Экология Экономика История экономики Основы экономики Экономика предприятия Экономическая история Экономическая теория Экономический анализ Развитие экономики ЕС Чрезвычайные ситуации ВКонтакте Одноклассники Мой Мир Фейсбук LiveJournal Instagram

Лекция 2 Принцип активности




Литература

Рис.6

2.3. Иерархичности принцип: приоритет «метасистемного» над «субсистемным».

Понять человека — значит понять не только его индивидуальные глубинные Силы (Существа), действующие из «бессознательного», но, главное, понять, какие надиндивидуальные глубинные Силы (Метасущества), из «бессознательного» обусловливают его душевную жизнь и поступки (К. Юнг, Д. Андреев).

Если исходить из мысли Аристотеля, что Дружба — это душа, живущая в двух телах, то примером Метасистемы может служить организм «Ребенок-Мать». В этом Метаорга-шгше боль ребенка является общей болью для ребенка и матери отсюда легко объясняются известные случаи родственной телепатии.

Редукционный подход (редукционизм) противоположен принципу иерархичности. Он постулирует приоритет «sub» над «meta» и утверждает возможность полного сведения высших явлений к низшим, основополагающим [10, с. 337].

Для образного восприятия на Рис, 7 изображен символ принципа иерархичности и противоположный ему символ принципа редукционизма.

Рис.7

Итак, логика развития Идеи спонтанной активности (Рис. 8) дает три принципа причинности. При этом принцип активности является пространственным аспектом причинного анализа (поиска причины), принцип саморазвития — временным аспектом и принцип иерархичности — организационным аспектом.

Таким образом, системный подход в психологии требует, чтобы теоретические концепции удовлетворяли трем реализациям Идеи спонтанной активности принципу активности, принципу саморазвития и принципу иерархичности. В этом случае эти концепции будут методологически валидны (пригодны) системному подходу.

Рис. 8. Схема реализации Идеи спонтанной активности.

Исходя их этого, концепция «бессознательного» должна стать базовой концепцией системной концепции индивидуальности. Однако известные концепции «бессознательного» 3. Фрейда, А. Адлера и К. Юнга лишь частично соответствуют трем принципам причинности. Концепция Фрейда соответствует только принципу активности, концепция Адлера — принципам саморазвития и активности, концепция Юнга — принципам иерархичности и активности. Об этом в трех последующих лекциях.

Резюме: Индивидуальность образуют глубинные Силы души

1. Берталанфи Л. Общая теория систем — обзор проблем и результатов // Системные исследования. М., Наука, 1969, с. 3-25.

2. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М., Наука, 1972.

3. Кант И. О темпераменте // Психология индивидуальных различий. М., Изд-во МГУ, 1982, с. 148-152.

4. Краткая философская энциклопедия. М., Прогресс, 1994.

5. Лейбниц Г. Новые опыты о человеческом разуме. М.- Л., 1936.




6. Лейбниц Г. Сочинения в 4-х томах. М.} Мысль, 1982.

7. Лосев А. Ф., Тахо-Годи А.А. Платон. Аристотель. М., Молодая гвардия, 1993.

8. Небылицин В.Д. Основные свойства нервной системы человека как нейрофизиологическая основа индивидуальности // Естественнонаучные основы психологии. (Под. ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицина) — М., Педагогика. 198, с. 295--336.

9. Паркинсон К.Н и др. Дети. Как их воспитывать. С-П., 1992.

10. Психология. Словарь. М., Политиздат, 1990.

11. Рассел Б. История западной философии. М., Миф, 1993.

12. Рузаеин Г.И. Синергетика и принцип самодвижения материи. Вопросы философии, №8, 1984.

13. Философская энциклопедия. М., Сов. энциклопедия, 1964.

14. Философский словарь. М. Политиздат, 1991.

15. Франкл В. Человек в поисках смысла. М., Прогресс, 1990.

16. Фрейд 3. Автобиография // По ту сторону принципа удовольствия. М. Прогресс, 1992, с. 91-148.

17. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции. М., Наука, 1991.

18. Швырков В.Б. Теория функциональных систем в физиологии // Теория функциональных систем в физиологии и психологии. М., Наука, 1978, с. 11-46.

19. Шерток Л., Соссюр Р. Рождение психоанализа. От Месмера до Фрейда. М., Прогресс, 1991.

20. Ярошеестй М.Г. История психологии. М., Мысль, 1966.

Приоритет «внутреннего» над «внешним» в трактовке причинности душевных явлений.

Принцип активности требует поиска внутренней причинности душевных явлений, а «внешнее» играет роль лишь условий, более способствующих пробуждению одних Сил и усыплению других.

Психические явления должны рассматриваться с точки зрения взаимодействия активных (живых) душевных Сил, неугасаемо стремящихся в этом взаимодействии перейти из потенциального состояния к состоянию актуальному. Поэтому причину психических явлений следует искать в меньшей степени во «внешнем» (например, не искать кто виноват), а в большей степени — во «внутреннем» (скорее причина во мне).



Индивидуальность образуют живые сущностные Силы, действующие из глубин «бессознательного», при этом Силы «бессознательного» должны иметь приоритет над осознаваемыми Силами, согласно принципу активности.

Исходя из принципа активности. «Ядро» душевного мира образуют неосознаваемые Силы души. Первая версия трактовки Сил «Ядра» принадлежит Фрейду. Он считал, что «Ядро» образовано инстинктами, в прошлом обеспечивающими выживание видов в борьбе за существование. Эти инстинкты иногда называют «зверями» «бессознательного». Делается это для того, чтобы подчеркнуть, что к ним правильно относиться как к живым Существам — в этом суть подхода Фрейда. Если этих «зверей» грубо травить, они спрячутся в глубины души, но жить человеку спокойно не дадут они окольными путями будут терзать психику человека, да так. что у него может возникнуть невроз.

Пространственный подход принципа активности относит к «внутреннему» неосознаваемые Силы, а к «внешнему» — Силы осознаваемые.

Роль сознания при этом не является пассивной, усилия сознания должны быть направлены на создание условий для пробуждения желаемых глубинных Сил и усыпления Сил нежеланных (подобно усилиям садовника из первой лекции) — это и есть осознанное управление индивидуальным душевным развитием.

Фрейд в качестве главной Силы, образующей индивидуальность человека, рассматривал животный инстинкт сексуального влечения — Либидо, поэтому происхождение неврозов он трактовал как подавление («травлю») Либидо. В дальнейшем мы рассмотрим другие более важные, чем Либидо, Силы «бессознательного».

Цель лекции — понять принцип активности как первый закон душевного мира, требующий рассмотрения всех его элементов как живых Существ (или Сил).

Тема собеседования — возникновение неврозов и стратегия их исцеления в трактовке 3. Фрейда.





Дата добавления: 2014-02-02; просмотров: 320; Опубликованный материал нарушает авторские права? | Защита персональных данных | ЗАКАЗАТЬ РАБОТУ


Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Как то на паре, один преподаватель сказал, когда лекция заканчивалась - это был конец пары: "Что-то тут концом пахнет". 8416 - | 8032 - или читать все...

Читайте также:

 

18.207.132.114 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.


Генерация страницы за: 0.003 сек.