Другое системное понятие педагогической инноватики – инновационная деятельность. Под нею понимается комплекс принимаемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или илом уровне образования, а также сам этот процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержании образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении...
Приводным механизмом инновационной деятельности является методология этой деятельности как система процедурных правил.
В состав инновационной деятельности входят: научный поиск, создание новшества, реализация новшества, рефлексия нововведения. Основным результатом поискового этапа является сформулированная инновационная проблема цели и задачи нововведения. Далее следует инновационный проект намеченных преобразований. Знаковая или материальная фиксации новшества в форме новых предписаний выступает основным результатом этапа создания новшества. На этапе реализации инновационная деятельность включает в себя следующие действия: программно-сценарное, организационно-управленческое, экспериментально-оценочное и оформительско-трансляционное. В процессе рефлексии происходит соотнесение полученных результатов с поставленными целыми, полученный продукт сопоставляется с его изначальным образом, например с альтернативной моделью школы.
Модель инновационной деятельности включает: инноватора, нормативные предписания, среду нововведения, процессуальный компонент, новшество, произведение. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инновационный процесс включает в себя, по крайней мере, три этапа: генерирование идеи (в определенном случае – научное открытие), разработку идеи в прикладном аспекте, реализацию нововведения в практике.
Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превращение идей в нововведение, а также формирует систему управления этим процессом, и есть инновационная деятельность.
Однако внутри инновационного процесса также происходит множество видов деятельности, которые могут называться инновационными. Например, деятельность автора инновации, организатора се внедрения, методолога, педагога, ученика. У каждого из субъектов деятельности в результате возникает своя продукции, например: для ученика это могут быть образовательные результаты изучении темы, для учителя - новая освоенная методика, а для ученого – диагностические данные, характеризующие эффективность применения новшества. В этом случае речь должна вестись о взаимосвязанной системе видов деятельности, охватывающих инновацию. Попытаемся разобраться в наиболее значимых видах инновационной образовательной деятельности.