Инновационная образовательная деятельность

Другое системное понятие педагогической инноватики – ин­новационная деятельность. Под нею понимается комплекс прини­маемых мер по обеспечению инновационного процесса на том или илом уровне образования, а также сам этот процесс. К основным функциям инновационной деятельности относятся изменения компонентов педагогического процесса: смысла, целей, содержа­нии образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управлении...

Приводным механизмом инновационной деятельности явля­ется методология этой деятельности как система процедурных правил.

В состав инновационной деятельности входят: научный поиск, создание новшества, реализация новшества, рефлексия нововве­дения. Основным результатом поискового этапа является сформу­лированная инновационная проблема цели и задачи нововведе­ния. Далее следует инновационный проект намеченных преобра­зований. Знаковая или материальная фиксации новшества в фор­ме новых предписаний выступает основным результатом этапа создания новшества. На этапе реализации инновационная деятель­ность включает в себя следующие действия: программно-сценар­ное, организационно-управленческое, экспериментально-оценоч­ное и оформительско-трансляционное. В процессе рефлексии про­исходит соотнесение полученных результатов с поставленными целыми, полученный продукт сопоставляется с его изначальным образом, например с альтернативной моделью школы.

Модель инновационной деятельности включает: инноватора, нормативные предписания, среду нововведения, процессуальный компонент, новшество, произведение. Нововведение при таком рассмотрении понимается как результат инновации, а инноваци­онный процесс включает в себя, по крайней мере, три этапа: генерирование идеи (в определенном случае – научное откры­тие), разработку идеи в прикладном аспекте, реализацию ново­введения в практике.

Таким образом, деятельность, которая обеспечивает превра­щение идей в нововведение, а также формирует систему управле­ния этим процессом, и есть инновационная деятельность.

Однако внутри инновационного процесса также происходит множество видов деятельности, которые могут называться инно­вационными. Например, деятельность автора инновации, органи­затора се внедрения, методолога, педагога, ученика. У каж­дого из субъектов деятельности в результате возникает своя про­дукции, например: для ученика это могут быть образовательные результаты изучении темы, для учителя - новая освоенная мето­дика, а для ученого – диагностические данные, характеризую­щие эффективность применения новшества. В этом случае речь должна вестись о взаимосвязанной системе видов деятельности, охватывающих инновацию. Попытаемся разобраться в наиболее значимых видах инновационной образовательной деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: