В инновационно-педагогической деятельности присутствует несколько функций инноватора, которые могут быть закреплены за одним или несколькими субъектами инновационной деятельности. Перечислим их: управленец, педагог-экспери-ментатор, проблематизатор, исследователь, методолог, проектировщик, конструктор, плановик, оформитель. С помощью данных функций реализуются основные виды деятельности инноватора. Поясним ключевые характеристики данных позиций.
Управленец обеспечивает перевод нововведения из проектного состояния в конкретное практическое действие.
Педагог-экспериментатор осуществляет планируемые изменения в образовательном процессе, опираясь на педагогическую структуру и содержание новшества.
Проблематизатор отыскивает, выявляет и фиксирует возникающие противоречия, приводит контраргументы планируемым действиям, осуществляет перевод проблем в плоскость конструктивного представления и основания для коррекции нововведения.
Методолог «держит» рамку с обозначенными целями, смыслами и характеристиками новшества в образовании, отслеживает соответствие им происходящих процессов, организует и осуществляет рефлексию на всех этапах нововведения.
Проектировщик проектирует и перепроектирует планируемые процессы, выполняя эту работу совместно с плановиком, который соотносит желаемое с действительным и прописывает хронологию нововведения.
Конструктор в отличие от проектировщика создает, воплощает, конструирует спроектированные процессы и объекты.
Оформитель обозначает и фиксирует ход и результаты нововведения, создает описание педагогического произведения.
Кроме специфических функций у каждой группы субъектов имеются общие. Такими функциями являются прежде всего целеполагание и инновационные решения.
Целеполагание - один из основных процессов инновационного мышления. Его необходимо формировать у субъектов педагогических инноваций. Делать это можно не только в ходе самих инноваций, но и отдельно от них, например, с помощью специально организуемых тренингов. Так, В.Е. Емец предлагает следующие этапы формирования навыков целеполагания в процессе специально организованного тренинга:
- определение ценностей и целей (есть ли удовлетворение в своей профессии, должности, статусе, нет ли ощущения, что судьба может предоставить большее);
- определение существенных возможностей для достижения целей (возможностей для личного и профессионального роста может оказаться больше, чем кажется). Следует выявлять как можно больше вариантов. Предлагаются методы эвристического мышления, например «мозговой штурм», групповая работа;
- выяснение степени реальности в достижении целей и доли риска;
- определение иерархии целей (выяснение степени важности, с тем чтобы избежать напрасной траты жизненной энергии, внутренних конфликтов, ощущения бессмысленности деятельности);
- определение последовательности этапов достижения целей (с чего начать, как распределить время и силы);
- установление временных границ индивидуально и зависит от «стартовых возможностей» личности (не «надорваться» в начале пути);
- контроль достижений (в меняющемся мире меняются условия и возможности; необходимо вносить коррекцию).
Если цели во время тренинга не достигнуты, перед участниками ставятся рефлексивные вопросы.
· Действительно ли ваши цели важны для вас? (Нежеланные цели остаются недостигнутыми.)
· Реальны ли ваши цели?
· Вложили ли вы в достижение цели достаточно сил и внимания?
• Сохраняют ли ваши цели актуальность? Не устарели ли они при новых обстоятельствах?
• Достаточно ли вы привлекали к делу окружающих? (Без помощи и поддержки многие цели обречены.)
· Не рано ли вы отступились от борьбы за цель?
• Насколько сильно вы «удерживали» цель в повседневной жизни? (Позитивная установка на результат.)
Анализ предлагаемой автором методики поэтапного развития навыков целеполагания дает возможность решить следующие задачи, актуальные для подготовки участников к инновациям: определить их личные и профессиональные цели; активизировать личностное и профессиональное функционирование; конкретизировать процесс целереализации.
Основанием типологий инновационных решений часто служит уровень вовлеченности членов организации в различные стадии инициирования процесса принятия решения. В фазе решения оценивается информации о потенциале инновации. Решающее значение обретает качество каналов передачи информации. Выделяют:
1) административные решения (члены организации не влияют на процесс принятия решений);
2) коллективные (партисипативные) решения (члены организации определяют процесс принятия решений).
Считается, что решения первого типа эффективнее, поскольку сокращают масштабы сопротивления изменениям. Если же решения принимаются коллективно, то это происходит по правилам большинства, что не исключает иного мнения тех, кто остается в меньшинстве. А это, в свою очередь, может тормозить инновации.