Функции субъектов инноваций

В инновационно-педагогической деятельности присутствует несколько функций инноватора, которые могут быть за­креплены за одним или несколькими субъектами инновационной деятельности. Перечислим их: управленец, педагог-экспери-мен­татор, проблематизатор, исследователь, методолог, проектиров­щик, конструктор, плановик, оформитель. С помощью данных функ­ций реализуются основные виды деятельности инноватора. Пояс­ним ключевые характеристики данных позиций.

Управленец обеспечивает перевод нововведения из проектного состояния в конкретное практическое действие.

Педагог-экспериментатор осуществляет планируемые измене­ния в образовательном процессе, опираясь на педагогическую структуру и содержание новшества.

Проблематизатор отыскивает, выявляет и фиксирует возника­ющие противоречия, приводит контраргументы планируемым дей­ствиям, осуществляет перевод проблем в плоскость конструктив­ного представления и основания для коррекции нововведения.

Методолог «держит» рамку с обозначенными целями, смыслами и характеристиками новшества в образовании, отслеживает соответствие им происходящих процессов, организует и осуще­ствляет рефлексию на всех этапах нововведения.

Проектировщик проектирует и перепроектирует планируемые процессы, выполняя эту работу совместно с плановиком, кото­рый соотносит желаемое с действительным и прописывает хро­нологию нововведения.

Конструктор в отличие от проектировщика создает, воплоща­ет, конструирует спроектированные процессы и объекты.

Оформитель обозначает и фиксирует ход и результаты нововве­дения, создает описание педагогического произведения.

Кроме специфических функций у каждой группы субъектов имеются общие. Такими функциями являются прежде всего целе­полагание и инновационные решения.

Целеполагание - один из основных процессов инновационного мышления. Его необходимо формировать у субъектов педагогиче­ских инноваций. Делать это можно не только в ходе самих иннова­ций, но и отдельно от них, например, с помощью специально организуемых тренингов. Так, В.Е. Емец предлагает следующие этапы формирования навыков целеполагания в процессе специально организованного тренинга:

- определение ценностей и целей (есть ли удовлетворение в своей профессии, должности, статусе, нет ли ощущения, что судь­ба может предоставить большее);

- определение существенных возможностей для достижения целей (возможностей для личного и профессионального роста может оказаться больше, чем кажется). Следует выявлять как можно больше вариантов. Предлагаются методы эвристического мышле­ния, например «мозговой штурм», групповая работа;

- выяснение степени реальности в достижении целей и доли риска;

- определение иерархии целей (выяснение степени важности, с тем чтобы избежать напрасной траты жизненной энергии, внут­ренних конфликтов, ощущения бессмысленности деятельности);

- определение последовательности этапов достижения целей (с чего начать, как распределить время и силы);

- установление временных границ индивидуально и зависит от «стартовых возможностей» личности (не «надорваться» в начале пути);

- контроль достижений (в меняющемся мире меняются усло­вия и возможности; необходимо вносить коррекцию).

Если цели во время тренинга не достигнуты, перед участниками ставятся рефлексивные вопросы.

· Действительно ли ваши цели важны для вас? (Нежеланные цели остаются недостигнутыми.)

· Реальны ли ваши цели?

· Вложили ли вы в достижение цели достаточно сил и внимани­я?

• Сохраняют ли ваши цели актуальность? Не устарели ли они при новых обстоятельствах?

• Достаточно ли вы привлекали к делу окружающих? (Без по­мощи и поддержки многие цели обречены.)

· Не рано ли вы отступились от борьбы за цель?

• Насколько сильно вы «удерживали» цель в повседневной жиз­ни? (Позитивная установка на результат.)

Анализ предлагаемой автором методики поэтапного развития навыков целеполагания дает возможность решить следующие за­дачи, актуальные для подготовки участников к инновациям: оп­ределить их личные и профессиональные цели; активизировать личностное и профессиональное функционирование; конкрети­зировать процесс целереализации.

Основанием типологий инновационных решений часто служит уровень вовлеченности членов организации в различ­ные стадии инициирования процесса принятия решения. В фазе ре­шения оценивается информации о потенциале инновации. Решаю­щее значение обретает качество каналов передачи информации. Вы­деляют:

1) административные решения (члены организации не вли­яют на процесс принятия решений);

2) коллективные (партисипа­тивные) решения (члены организации определяют процесс при­нятия решений).

Считается, что решения первого типа эффективнее, посколь­ку сокращают масштабы сопротивления изменениям. Если же ре­шения принимаются коллективно, то это происходит по прави­лам большинства, что не исключает иного мнения тех, кто остает­ся в меньшинстве. А это, в свою очередь, может тормозить иннова­ции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: