Учебная, педагогическая и методологическая деятельность в инноватике

Особенность методологической деятельности состоит в том, что предметом ее применения является другая деятельность, по отно­шению к которой субъект этой деятельности формулирует свои цели и выполняет действия.

Пояснила сказанное с помощью рис. 1. Введем обозначения для четырех видов деятельности.

УД – учебная деятельность учащихся. Продуктом их дея­тельности являются образовательные результаты – новые по отношению к тем, которые были или могли быть без нововве­дения.

ПДУ – педагогическая деятельность учителя-инноватора (ор­ганизатора инноваций) в отношении УД. Продукт его деятель­ности - образовательный процесс, в который вводится новшество.

ПДП – педагогическая деятельность педагога (ученого), изу­чающего ПД и УД. Продуктом этой деятельности является пе­дагогическая инноватика (элементы, относящиеся к нововве­иению).

МД – методологическая деятельность по отношению к ПДП и ПДУ. Продуктом этой деятельности является методологии педаго­гической инноватики (методологические элементы, относящиеся к деятельности ученого, занимающегося педагогической инноватикой).

Как видно из рис. 1, каждая деятельность после учебной явля­ется по отношению к предыдущей деятельностью более высокого порядка. Учитель-инноватор организует деятельность учеников, ис­пользуя для этого новшество. Описание педагогической работы учителя-инноватора происходит в рамках педагогической инно­ватики, этим занимается педагог-ученый. Описание педагогической деятельности этого педагога есть деятельность еще более вы­сокого порядка, это и есть собственно методологическая деятель­ность.

Теоретически можно считать, что две или даже три разные деятельности может осуществлять один и тот же человек, кото­рый и ведет обучение, и анализирует его с точки зрения педаго­гической инноватики, и осуществляет методологическое осмыс­ление. Но в реальности такое сочетание не может быть эффек­тивным, поскольку совмещать три разных объекта и соответству­ющую им деятельность одновременно весьма непросто, практи­чески невозможно.

Другая проблема заключена в отсутствии на рис. I стрелок от методолога непосредственно к ПДУ – педагогической деятельно­сти учителя-инноватора и к УД – учебной деятельности учащих­ся. Например, в некоторых методологически ориентированных ин­новационных школах существует должность школьного методоло­га, который участвует в проектировании, отслеживании, осмыс­лении и корректировке задаваемых инновационных процессов. Т.е. в данном случае на рис. 1 должны быть стрелками обозначены взаимодействия методолога с учителем и учениками. Действитель­но, в этих случаях возможно участие методолога в исследовании и обосновании данных видов деятельности других субъектов ин­новационных процессов, например создание и предъявление им методологической продукции, относящейся к их деятель­ности.

Важным добавлением к рис. 1 является тот факт, что каждый из перечисленных видов деятельности включает в себя рефлек­сию разного порядка: первого (ученики), второго (учитель), треть­его (педагог) и четвертого (методолог).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: