Особенность методологической деятельности состоит в том, что предметом ее применения является другая деятельность, по отношению к которой субъект этой деятельности формулирует свои цели и выполняет действия.
Пояснила сказанное с помощью рис. 1. Введем обозначения для четырех видов деятельности.
УД – учебная деятельность учащихся. Продуктом их деятельности являются образовательные результаты – новые по отношению к тем, которые были или могли быть без нововведения.
ПДУ – педагогическая деятельность учителя-инноватора (организатора инноваций) в отношении УД. Продукт его деятельности - образовательный процесс, в который вводится новшество.
ПДП – педагогическая деятельность педагога (ученого), изучающего ПД и УД. Продуктом этой деятельности является педагогическая инноватика (элементы, относящиеся к нововвеиению).
МД – методологическая деятельность по отношению к ПДП и ПДУ. Продуктом этой деятельности является методологии педагогической инноватики (методологические элементы, относящиеся к деятельности ученого, занимающегося педагогической инноватикой).
|
|
Как видно из рис. 1, каждая деятельность после учебной является по отношению к предыдущей деятельностью более высокого порядка. Учитель-инноватор организует деятельность учеников, используя для этого новшество. Описание педагогической работы учителя-инноватора происходит в рамках педагогической инноватики, этим занимается педагог-ученый. Описание педагогической деятельности этого педагога есть деятельность еще более высокого порядка, это и есть собственно методологическая деятельность.
Теоретически можно считать, что две или даже три разные деятельности может осуществлять один и тот же человек, который и ведет обучение, и анализирует его с точки зрения педагогической инноватики, и осуществляет методологическое осмысление. Но в реальности такое сочетание не может быть эффективным, поскольку совмещать три разных объекта и соответствующую им деятельность одновременно весьма непросто, практически невозможно.
Другая проблема заключена в отсутствии на рис. I стрелок от методолога непосредственно к ПДУ – педагогической деятельности учителя-инноватора и к УД – учебной деятельности учащихся. Например, в некоторых методологически ориентированных инновационных школах существует должность школьного методолога, который участвует в проектировании, отслеживании, осмыслении и корректировке задаваемых инновационных процессов. Т.е. в данном случае на рис. 1 должны быть стрелками обозначены взаимодействия методолога с учителем и учениками. Действительно, в этих случаях возможно участие методолога в исследовании и обосновании данных видов деятельности других субъектов инновационных процессов, например создание и предъявление им методологической продукции, относящейся к их деятельности.
Важным добавлением к рис. 1 является тот факт, что каждый из перечисленных видов деятельности включает в себя рефлексию разного порядка: первого (ученики), второго (учитель), третьего (педагог) и четвертого (методолог).