Социальный императив государственного регулирования экономического развития

1.1. Социальный императив: сущность, содержание

Социальный императив по своей сущности является обяза­тельным требованием обеспечения приоритетности социально­го начала в го­сударственной политике вообще и в регулировании экономи­ческого развития в частности.

Содержание социального императива государ­ственного регулирования экономического развития состоит в придании приоритета социальным целям, выдвижении на первый план развития человека как цели прогресса, рассмотрении уровня развития человеческого потенциала как меры зрелости обще­ства, государства, его социально-экономической политики.

С оциальная политика представляет собой дея­тельность государства и общественных институтов по выработ­ке и достижению целей социального развития: росту доходов и потребления населения, повы­шению качества различных сторон жизнедеятельности, соци­альной защите граждан. Социальная политика - это ин­струмент реализации социального императива. Она охватывает воп­росы труда, потребления, быта, образования, культуры и ис­кусства, отдыха и охраны здоровья, социального обеспечения, социальной поддержки и защищенности населения. Она при­звана противодействовать таким негативным явлениям, как безработица, резко выраженная социальная дифференциация, антиобщественные явления (преступность, наркомания, бес­призорность и др.).

Влияние социальных факторов на экономику раскрывается посредством спе­циальной категории социальный капитал, характеризующей вклад социальной организации общества в общественное произ­водство путем образования новых классов («среднего класса») и оптимизации распределения доходов и собственности.

В американской экономической литературе и официальных документах термин «социальный капитал» трактуется как со­вокупность человеческого, природного и физического (произве­денного людьми) капиталов. Человеческий капитал в свою оче­редь определяется как совокупность знаний, навыков и состоя­ния здоровья отдельных людей.

Социальная безопасность – это соблюдение предельных значений в области функционирования и развития социальной сферы, выход за границы которых ведет к разрушительным процессам. Это могут быть процессы депопуляции, деформации половозрастной структуры, ухудшения здоровья нации, девальвации традиционных духовных ценностей, обострения проблем семьи, нравственной деградации личности, ухуд­шения криминогенной ситуации и др.

Социальные параметры - это показа­тели-индикаторы, характеризующие уровень экономического развития страны в социальном плане. Значения этих индикаторов характеризуют качество жизни — материальное благосостояние и психологический комфорт. Социальные индикаторы и нормативы должны отра­жать и негативные социальные характеристики: преступность, смертность, несчастные случаи, число самоубийств, заболевае­мость, алкоголизм, наркоманию, разводы и др.

В качестве международного обобщающего социального ин­дикатора, характеризующего достигнутый уровень развития че­ловеческого потенциала, выступает агрегированный индекс развития человеческого потенциала (ИРЧП) как среднеарифме­тическое суммы трех индексов: продолжительности жизни, до­стигнутого уровня образования и скорректированного реального ВВП на душу населения в долларах США по паритету покупа­тельной способности (ППС).

В настоящее время в условиях переходного периода соци­альная политика государства строится на основе следующих принципов:

• социальной справедливости;

• индивидуальной и социальной ответственности;

• социальной солидарности и партнерства;

• равенства возможностей каждого в получении необходи­мых ему социальных благ и услуг;

• социальных гарантий.

Основными целями социальной политики, реализующими данные принципы, являются: обеспечение устойчивого роста благосостояния народа, сокращение бедности, гарантии на ме­дицинскую помощь, полноценное питание, образование, соци­альную защиту и др.

Цели социальной политики реализуются, как правило, по­средством осуществления стратегических и тактических про­грамм и прогнозов социально-экономического развития стра­ны, содержащих как задающие социальные блоки и парамет­ры, так и средства и механизмы их достижения, а также по­средством разработки и выполнения целевых социальных про­грамм. Наиболее важными из них являются:

• Государственная программа «Культура»;

• Республиканская программа «Здоровье»;

• Национальная жилищная программа;

• Государственная программа развития спорта и туризма;

• Республиканская программа «Женщины Республики Бе­ларусь»;

• Программа государственной поддержки творчески ода­ренных детей и молодежи;

• Президентская программа «Дети Беларуси» (в ее состав входят целевые подпрограммы: «Дети Чернобыля», «Дети-ин­валиды», «Дети-сироты», «Развитие социального обслуживания семей и детей», «Развитие индустрии детского питания») и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: