Направления социальной политики и реформирования социальной сферы

Социальная поляризация в переходной экономике Беларуси.

Бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан бедными; все граждане (семьи), отнесенные к этой ка­тегории, имеют право на государственную социальную помощь.

Прожиточный минимум — минимальный набор материаль­ных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья.

БПМ пересматривается с учетом роста потреби­тельских цен и ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала.

Наряду с этими нормативами утверждается и действует ми­нимальный потребительский бюджет (МПБ), представляю­щий собой стоимость набора материальных благ и услуг, кото­рые необходимы для удовлетворения минимальных физиологи­ческих и социальных потребностей человека определенного по­ла и возраста.

Порог низких доходов (черта бедности) в 3 квартале 2009 г. составил 274,5 тыс. р. (БПМ в расчете на душу населения в месяц).

В последнем десятилетии уровень бедности в Беларуси систематически снижается. В 1 полугодии 2010 г. располагаемые ре­сурсы ниже бюджета прожиточного минимума имели 4 % (в 2000 г. – 42 %, в 2004 г. -17,8 %) населения (группа бедных).

В последние годы социальная дифференциация практичес­ки сохраняет свои соотношения примерно на уровне 5.

Средний слой в перспективе в процентном отношении должен вытеснить слой бедных и при правильном государственном ре­гулировании составить 70—75 % всего населения страны.

Социальная политика в ближайшие годы должна быть на­правлена прежде всего на решение острых социальных проблем, которые определяют социальную безопасность государства. Не­обходимо: продолжить сокращать уровень бедности и дифференциацию доходов населения; обеспечить дальнейшее повышение заработной платы; по­высить уровень минимальных социальных стандартов — МПБ, БПМ, МЗП и других; продолжать совершенствование пенсионного и со­циального обеспечения населения.

Главной целью социальной политики является обеспечение стабильного роста уровня и качества жизни населения и созда­ние условий для развития человеческого потенциала.

В соответствии с поставленной целью основными направле­ниями социальной политики должны стать:

• создание условий и возможностей всем трудоспособным гражданам зарабатывать средства для удовлетворения своих потребностей;

• обеспечение рациональной занятости населения на основе сохранения рабочих мест на действующих и перспективных предприятиях, создания новых рабочих мест, в том числе в част­ном секторе экономики, организации систем подготовки и пе­реподготовки кадров и др.;

• обеспечение общего роста денежных доходов населения и создание условий для повышения их реального содержания и справедливого распределения;

• повышение роли оплаты труда как основного источника денежных доходов населения и важнейшего стимула трудовой активности работников наемного труда;

• содействие росту доходов от самозанятости и предприни­мательской деятельности, формированию среднего класса как фактора социальной стабильности в обществе;

• улучшение социального обеспечения нетрудоспособных граждан на основе реформирования пенсионной системы и со­циального страхования;

• снижение уровня малообеспеченности и имущественной дифференциации населения;

• повышение степени защиты социально уязвимых групп населения за счет усиления адресной помощи малообеспечен­ным гражданам, рационализации системы льгот.

Совершенствование политики доходов необ­ходимо осуществлять исходя из принципа постепенного пере­носа социальных расходов (оплаты услуг социальной сферы, в том числе жилищно-коммунальных, бытовых и других, а так­же пенсионного обеспечения) из государственного бюджета и внебюджетных фондов на доходы самих граждан.

Развивать социальное партнерство как важнейшее средство защиты интересов работающих и влияния на рынок труда.

Важным фактором, формирующим рыночное социальное про­странство, является новая роль государства в решении социаль­ных проблем, заключающаяся в его переходе на системы социальных стандартов в реализации социальной политики.

В области политики денежных доходов и оплаты труда пре­дусматривается:

• повышение реальных денежных доходов в соответствии с ростом ВВП;

• рост реальной заработной платы в соответствии с ростом производительности труда при некотором снижении числен­ности занятых в экономике;

• увеличение доли оплаты труда в ВВП.

Минимальная заработная плата является минимальным со­циальным стандартом в области оплаты труда. Дальнейшее ее повышение следует осуществлять по мере роста эффективности производства. Имеется в виду поэтапное приближение ее разме­ра к минимальному потребительскому бюджету. При этом мини­мальная заработная плата по отношению к средней должна со­ставить не менее 30—40 %, что соответствует параметрам эко­номически развитых стран.

Предусматривает­ся создать многоуровневую пенсионную систему, сочетающую в себе как распределительные, так и накопительные механизмы и обеспечивающую повышение реального размера пенсий.

Развитие социального страхования необходимо направить на обеспечение гарантий по защите населения от социальных и профессиональных рисков, сопряженных с утратой заработка, работы или здоровья.

В ближайший период предусматривается завершить рефор­мирование системы социальной защиты граждан, направлен­ное на реализацию принципа адресности, обеспечить доведение государственных минимальных социальных гарантий до уров­ня нормативов стоимости жизни, продолжить совершенствова­ние системы социальных пособий и выплат, механизмов защи­ты доходов населения от инфляции.

Дальнейшее развитие получит социальное обслуживание как вид адресной помощи и расширение практики предоставления социаль­ных услуг на дому.

Основным направлением госу­дарственной социальной политики по отношению к инвалидам предусматривается реабилитационное направление.

Основной задачей реформирования социальной сферы является обеспечение ее максимальной адекватности традиционным и новым потреб­ностям человека в разнообразных высококачественных видах услуг, направленных на развитие личности и повышение куль­турно-интеллектуального уровня, конкурентоспособности на рынке труда национальных кадров, а также на укрепление и модернизацию материальной базы социаль­ных отраслей.

ЛЕКЦИЯ 16. МЕЖСТРАНОВАЯ И МИРОХОЗЯЙСТВЕННАЯ ИНТЕГРАЦИЯ

Межстрановая экономическая интеграция представляет со­бой процесс хозяйственно-политического объединения отдель­ных стран на основе рационального межгосударственного раз­деления труда и формирования устойчивых всесторонних свя­зей на различных уровнях и в различных формах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: