О методологической валидности концепции Личности

Следуя логике построения системной концепции индивидуальности, мы должны построить концепцию личности методологически валидную трем принципам причинности и критерию совместимости.

Ø Об известных концепциях личности методологически валидных сформулированным критериям.

Исходными представлениями системной концепции личности могут быть концепции в той или иной степени методологически валидные сформулированным критериям и рассматривающие личность, как духовную индивидуальность человека: В. Дильтей [5], А.Ф Лазурский [8], Д.Л. Андреев [2] и др.

В. Дильтей (1833-1911), разрабатывая методологические основы «наук о духе» («описательную психологию»), рассматривал развитие личности так, что каждый этап этого развития определялся характерной для нее ценностью, все более возрастающей: «....Сами сферы культуры возникают в силу чисто духовного процесса, внутреннего самодвижения духа» [5, с. 318].

Принцип активности в концепции Дильтея выражается в том, что мир культурных ценностей человечества есть продукт «объективации духа» [5, с. 106].

Принцип саморазвития присутствует в словах Дильтея: «Если бы в душевной структуре и в движущих силах не наблюдалось целесообразности и связи по признаку ценности, двигающей ее в определенном направлении, то течение жизни не было бы развитием [5, с. 332]. Именно акцент на духовную целесообразность и выражает суть принципа саморазвития в отличие от исторического (генетического) принципа.

Принцип иерархичности в концепции Дильтея связан с положением о том. что ценности общества являются надиндивидуальными ценностями. По аналогии с концепцией Юнга, можно сказать, что эти ценности пробуждаются в индивидуальной человеческой душе не из животной, а из духовной области «коллективного бессознательного».

Э. Шпрангер (1882-1963) продолжил развитие описательной психологии Дильтея, учеником которого он был. В его концепции типология личности определяется доминированием одной из шести глубинных ценностей, которые проявляются в (избирательном) отношении к явлениям культуры [13].

Принцип активности у Шпрангера подобен его толкованию Дильтеем; весь мир культурных ценностей человечества является продуктом «объективации духа». Но Шпрангер развил это положение, конкретизировав, какие именно глубинные ценности души человека объективируются в культуре. Выделяя шесть основных человеческих ценностей, он создал концепцию о шести идеальных культурных типах человека: теоретическом человеке, экономическом, эстетическом, социальном, политическом, религиозном [6, с. 71-82].

Принцип саморазвития у Шпрангера реализован в положении о том, что «...Нормативный дух [по Шпрангеру он тождественен гегелевскому абсолютному духу] означает этическое предписание, которое — по идее — выносится по отношению к каждым данным и лишь относительно ценным состояниям в направлении к настоящим и истинным ценностям» [6, с, 358]. Истинная ценность не навязывается извне, а из глубины души направляет индивидуальную духовную эволюцию человека.

Принцип иерархичности у Шпрангера реализован в положении о «надындивидуальных смыслах» [6, с. 348] и приоритете целого над частью: «Целое есть первичное, анализ имеет смысл и значение лишь постольку, поскольку найденные элементы и моменты мыслятся в целом» [6, с. 354].

А.Ф Лазурский (1874-1917) в концепции об «эндопсихюсе» и «экзопсихике» разработал принципы типологии личности во многом подобные типологии Шпрангера, Трактуя развитие личности как «стремление к совершенствованию», Лазурский выделяет восемь идеалов Совершенства: «альтруизм» (по Шпрангеру — человек социальный), «знание» (теоретический), «красота» (эстетический), «религия» (религиозный), «обществ о, государство» (политический), «внешняя деятельность, инициатива» (экономический), «система, организация», «власть, борьба» [8, с. 192].

Ø Сформулируем требования к определению личности с точки зрения трех принципов причинности.

Определение личности должно соответствовать трем принципам причинности. Принцип активности: Святости являются живыми глубинными Силами «бессознательного». Принцип салюразвития Святости являются эволюционно молодыми Силами, одухотворяющими эволюционно старые (животные) Силы, Принцип иерархичности: активность Святостей включена по принципу содействия в активность Духовности и подчиняет себе активность субсистемных Сил.

Активности принцип — приоритет внутреннего над внешним. Согласно этому принципу, «Ядро» личности должно быть образовано глубинными Силами сферы «бессознательного». Эти силы мы назвали в начале лекции Святостями.

Согласно Дильтею и Шпрангеру культурные ценности человечества являются продуктом «объективации духа», но «объективация духа» реализуется не прямо, а через глубинные Святости (или Ценности) Преобладание какой-либо Святости образует тип ценностной ориентации или тип личности.

Принцип саморазвития — приоритет будущего над прошлым. Исходя из этого принципа, «Ядро» личности должны образовывать не все глубинные Силы: приоритет должны получить именно эволюционно молодые (духовные) Силы, то есть Силы «будущего». Святости потенциально существуют всегда (согласно Лейбницу, Монада бессмертна как бессмертна Вселенная).

Согласно Дильтею и Шпрангеру направленность личности задается истинно ценностными ориентациями.

Принцип иерархичности — приоритет будущего над прошлым. Согласно этому принципу, «Ядро» личности должно быть образовано иерархией Сил. Активность Сил личности включена по принципу содействия в главную Силу человеческой индивидуальности — Духовность. Поэтому в определении сказано, что «личность — это духовная индивидуальность», то есть «лицо» Духовности, своеобразие которого определяется Святостями.

Пробуждение Святостей субъективно переживается как пробуждение «надындивидуальных смыслов»

Критерии совместимости. Личностная совместимость проявляется в сближении человека с другими людьми по их ценностным ориентациям или Святостям.

Таковы основные критерии, которыми мы руководствовались при определении личности, сформулированном выше.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: