Организационные детали проведения теста

Главное в тестировании — это добиться состояния, когда возникает чувство: не я рисую, а через меня рисуют. Это состояние, согласно Юнгу, является в высшей степени творческим.

Для того, чтобы участники уяснили идею тестирования, можно еще раз напомнить слова Юнга об истинном процессе творчества.

«Художественное произведение должно рассматриваться как творческое образование, свободно пользующееся всеми предварительными условиями. Его смысл и свойственные ему особенности покоятся в нем самом, а не в его внешних предусловиях; это можно было бы выразить: оно является неким существом, пользующимся человеком и его личными диспозициями, лишь как питательной средой, распоряжающимся его силами по собственным законам и создающим для себя то, что оно хочет из себя создать» [6. с. 46].

«Эти произведения прямо-таки навязываются автору, его рука схвачена, а перо пишет такие вещи, которые дух обнаруживает с удивлением» [6, с. 47].

По идее эту процедуру можно назвать сеансом духовного спиритизма. Духовного потому, что мы создаем условия для пробуждения именно духовных Сил.

Для того, чтобы организовать сеанс животного спиритизма, большого ума не надо: набросать окурков, наплевать, использовать для рисования рваную грязную бумагу и т.п.

Поэтому для того, чтобы тестировать личность как духовную индивидуальность, надо создать условия и посмотреть, в какой степени эта Духовность произрастает. Для того, чтобы протестировать землю на плодоносность надо ее согреть солнышком и полить водичкой

Ø Средств а для тестирования.

Для рисования должна быть приготовлена бумага высокого качества размером 15 х 21 см. (формат А5).

Опыт показывает, что хорошая бумага — непременное условие. Плохая бумага это как бы плохое тело для рождающегося Образа, а в плохое тело здоровый образ воплощаться будет с трудом. Используя аналогию с повивальным искусством, можно сказать, что роды могут пройти с родовой травмой.

Рисовать следует обязательно цветными карандашами, причем цвет каждого карандаша необходимо нанести на бумагу, наподобие палитры и иметь ее перед глазами. Необходим ластик.

Почему именно цветными, обычно используют простой карандаш (для изучения особенности нажима и штриховки)9 Ответ очень простой: Святости любят воплощаться в цветные формы (есть даже такой мультфильм, как черные краски боролись с цветными красками).

Ø Этапы проведения теста «Человек облагороженного образа».

Подготовительный этап. Необходимо объяснить идею тестирования (зачитать, например, Юнга) и почему такие правила тестирования. Подчеркнуть, что главное это не умение рисовать, а усердие, которое человек вкладывает в этот процесс.

На доске пишутся имена семи Святостей и даются к ним пояснительные образы из лекции о личности, например:

Вера — Александр Мень.

Честь — Дон Кихот (Н. Черкасов, х/ф «Дон Кихот»).

Польза — Золушка (Я. Жеймо, х/ф «Золушка»).

Любовь — Иешуа («Мастер и Маргарита», М. Булгаков).

Красота — Маркиз (А. Миронов, х/ф «Достояние республики»).

Истина — Учитель (И. Костолевский, т/ф «Безымянная звезда»).

Справедливость — Александр Невский (Н. Черкасов, х/ф «Александр Невский»).

Перед тестированием следует изложить основную идею теста, сравнив тест с сеансом духовного спиритизма, подчеркнув, что высшее творчество — это когда через человека воплощаются Святости. Когда вы будете рисовать человека, то выберете сначала ему Имя из семи перечисленных имен. Сконцентрируйтесь на этом имени, и Святость через вас будет самовоплощаться, наполняя здоровьем ваш душевный мир.

В подготовительный этап входит метод ранних воспоминаний. Для этого в течение 10 минут на чистом листе попросите записать ранние детские воспоминания.

Для внутреннего сосредоточения была использована музыка Италии и Франции (XVI- XVII век).

Напомните, что метод ранних воспоминаний, это метод воспоминания о своей идеальной судьбе. Поэтому это само по себе имеет целебное свойство.

Следует подчеркнуть, что об этих воспоминаниях без вашего желания никто не узнает, они остаются с вами.

Основной этап. После ранних воспоминаний в течение 30 минут выполняется основная часть теста.

Для внутреннего сосредоточения была использована древнеиндийская музыка: хаялы в исполнении Кишори Амонкар.

Заключительный этап. После рисования попросите написать о впечатлениях и ответить по желанию на простые вопросы: Понравилась ли музыка? Был ли эффект — «не я рисую, а через меня рисуют»? и т.п.

Ø Какие часто задают вопросы и как на них рекомендуется отвечать.

Вопрос: А рисовать какого человека — во весь рост или только лицо?

Ответ: Как обычно на такие вопросы некорректно давать прямые ответы. Главное почувствовать, что не вы рисуете, а через вас рисуют. А уж как захочется «Человеку облагороженного образа» изобразить себя, вы сами узнаете. Главное, смотрите на бумагу и вы сами увидите контуры этого человека, но при этом всегда держите состояние внутренней сосредоточенности, устремленности в будущее и думайте о возвышенном и чистом.

Вопрос: Скажите, а тему музыки как-то надо отразить в рисунке?

Ответ: Отразите только чистоту музыки. А вообще она служит для заполнения пространства между вами, для усиления внутренней сосредоточенности.

Вопрос: Мы будем потом расшифровывать эти рисунки?

Ответ: Занятие является практической иллюстрацией концепции семи Свя-тостей. Поэтому каких-то специальных приемов расшифровки здесь нет. На занятии необходимо наглядно уяснить простую истину, для того чтобы человек проявил себя как личность, следует создать для этого условия.

По результатам проективного рисунка мы узнаем, в какой степени душевный мир в скрытом виде направляется преобладающей Святостью.

2.3. Принципы трактовки результатов тест-рисунка «Человек облагороженного образа».

Для того, чтобы понять идею, положенную в основу принципов трактовки тест-рисунка «Человек духовного образа», позвольте построить пояснительную аналогию.

Как вы помните из предыдущей лекции, основная идея терапии Роджерса состояла в том, чтобы не подходить к клиенту с готовой схемой (классическая схема диагноз => лекарство здесь не годится), а создать благоприятную среду, в которой больной самоисцелится (то есть как бы сам найдет нужное лекарство для себя, а врач при этом выступает в качестве консультанта).

По аналогии со сказанным, основная идея правил интерпретации тест-рисунков состоит в том, чтобы не подходить с готовым алгоритмом интерпретации (классическая схема признаки => интерпретатор, по-видимому, здесь тоже не эффективна), а создать благоприятную среду, в которой автор рисунка сам интерпретирует свое творение.

Следует отметить, что требование не подходить с готовой схемой является прямым следствием теории «бессознательного». Юнг, характеризуя особенности психоанализа «иррациональной» символики снов, исходит их положения о том, «что если достаточно долго и основательно медитировать над содержанием сновидения, то при этом, как правило, всегда что-то обнаруживается» [6, с. 78]. Далее он поясняет: «Настоящие трудности появляются лишь в тех случаях, когда сновидения не указываю! на очевидное, а такое бывает часто, особенно если они [сновидения] пытаются предсказать какое-нибудь будущее. <.. > Такие сновидения содержат предчувствие возможностей, и поэтому посторонний человек понять их просто не в состоянии. Часто они не понятны и мне самому: поэтому я должен в таких случаях говорить пациенту: «Я в этом не уверен. Но давайте все же идти по следу» [6, с. 78].

Но самоанализ не должен быть на голом месте, кроме рисунка и ранних детских воспоминаний, у автора перед глазами должны быть нестрогие правила интерпретации рисунка. Подчеркиваю, что эти правила должны выступать лишь как средство для самоинтерпретации своего творения, а как использовать эти средства автору должна подсказать интуиция.

Встает вопрос откуда взять эти правила?

Согласно теории Архетипов Юнга, только методом самоинтерпретации рисунков возможно адекватное чтение символики «иррационального прошлого», воплощенного в художественных творениях.

С другой стороны, наше стремление создать условия для пробуждения эволюционно молодых Метасил (Святостей) и воплощения их в рисунке, можно назвать стремлением организовать путешествие в «иррациональное будущее».

Процедура тест-рисунка «Человек духовного облика» подобна счастливому сну наяву, подобна путешествию в волшебную страну, которое организовал волшебник для Золушки и Принца (фильм «Золушка»).

А поскольку судьба всего живого — стремиться к Совершенству, то есть к Счастью, следовательно, мы должны искать правила интерпретации признаков счастливого будущего. Именно поэтому нестрогие правила интерпретации рисунка и ранних детских воспоминаний мы построили по аналогии с правилами трактовки счастливых снов из книги Е. Цветкова [5, с. 102-106].

Почему я обратил внимание на эту книгу? В этой книге я прочитал об одном, на первый взгляд забавном, признаке счастливого сна: «Хорошо, если у вас голова снята и, скажем, под мышкой». Как-то в разговоре после лекции, в качестве шутки, я рассказал об этом так сказать счастливом сне. К моему удивлению, на это откликнулась девушка и рассказала, что ей снился подобный сон: «Я свою голову держала в руках, ставила на полку, а потом надевала на себя, во сне я относилась к этому нормально. Но после того как проснулась от этого «счастливого сна» было жутковатое ощущение». Сразу скажу, что девушка была незаурядного ума, на зачете отвечала на сложнейшие вопросы и написала прекрасную курсовую работу. По моему мнению, кроме ума, у нее есть и дар Божий. Не исключено, что и символика сна была не случайна. Такое совпадение заставило меня обратить серьезное внимание на трактовку снов по Цветкову. Совсем недавно тот же сюжет я встретил на картине И. Глазунова «Былина» (1974) [2, с. 7].

Ø Ниже приводятся некоторые признаки счастливых снов, которые были нами использованы для анализа (и самоанализа) символики тест-рисунка «Человек облагороженного образа» и ранних детских воспоминаний.

A. Условия основного образа.

А1. Сияют лучи света. Светит Солнце, небо ясное

А2. Цвета должны быть яркими.

A3. Неподалеку стоит красивая церковь, монастырь.

А4. Ветерок несильный. Воздух прозрачный.

А5. Открытые просторы — море, океан, поля, леса, звездное небо.

B. Сам образ человека в тест-рисунке (или образ автора в ранних воспоминаниях).

В1. Легонько парит над землей или вообгце над поверхностью.

В2. Одежда красивая, элегантная.

В3. На голове венок из цветов.

В4. Смотрят со стороны красивые глаза без лиц.

В5. Пальцы точеные, кожа гладкая, шелковистая.

C. Живые существа.

С1. Мать и отец показывают нам путь.

С2. Белые лошади, лев, слон.

СЗ. В небе красивые птицы,

С4. Вяжет старушка.

С5. Всяких ползающих, земноводных быть не должно.

D. Предметы.

D1. Предметов должно быть мало.

D2. Квадрат, круг, спираль.

D3. В руках большой красивый ключ.

D4. Старинный меч, прислоненный к стволу дерева.

E. Растения.

Е1. Хлеб колосится в поле.

Е2. Плоды на красивых блюдах.

ЕЗ. Лес или парк с красивыми деревьями.

F. Действия.

F1. Действия отсутствуют.

F2. Двигаться без действий: ехать на санях, плыть на корабле.

G. Чувства, ощущения при рисовании или в ранних воспоминаниях.

G1. В дверь отчетливо кто-то постучит.

G2. Чувство стыда и чувство счастья — это хорошо.

G3. Нежные ароматы.

G4. При дотрагивании: гладкость, шелковистость и тепло.

G5. Ласковая музыка.

Таким образом, интерпретация тест-рисунка должна строиться как самоинтерпретация его автором, методом медитации на рисунке и ранних детских воспоминаний с использованием символики «счастливых снов» в качестве средств интерпретации. Следует отметить, так же как и метод ранних детских воспоминаний, этот процесс имеет целебный эффект, так как он направлен на пробуждение эволюционно новых Сил души, которые являются «Ядром» душевного мира человека.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: