Результаты тестирования

В тестировании принимали участие в основном девушки с факультета начальных классов МПГУ в возрасте от 20 до 25-х лет.

Всего рисунков было свыше 100, но для дальнейшей работы, по строгим правилами тестирования (хорошая бумага, цветные карандаши и др.), было отобрано 75 рисунков. Согласно профилю ценностных ориентации (Рис. 1), построенному по этим рисункам, будущие учителя начальных классов большее предпочтение (24 рисунка) отдали социальному типу личности: имя Святости — Любовь, пояснительный образ — Иешуа из «Мастера и Маргариты» М. Булгакова.

Рис. 1

Ø Отзывы об условиях тестирования и особенностях творческого состояния.

Тест-рисунок «Человек духовного образа» в данный момент еще создается, поэтому основная цель тестирования заключалась в том, чтобы участники почувствовали реальность существования духовных творческих Сил, дремлющих в глубинах «бессознательного», а также наглядно увидели какие надо создавать условия для пробуждения этих Сил.

О достижении основной цели тестирования мы судили по письменным отзывам после тестирования:

1. Светлана С: «Трудно выразить впечатление от этой музыки. Одно могу сказать точно, я жалею, что не слышала ее раньше Именно с помощью, я думаю, музыки возник образ этого человека во мне. И еще, может это и не существенно, но у меня «горели» щеки.»

2. Елена Е.: «Музыка была приятна, если не считать пропущенного начала. В какой-то момент появилось желание заплакать. Чувство того, что рисую не я (какое-то неосознанное) пришло в середине процесса (тело человека).

3. Ирина В.: «Меня музыка заворожила. Переносишься в другой мир. откуда она пришла (время) Для такой музыки нужна соответствующая обстановка.

4. Ольга Р.: «Создалось впечатление, что это музыка вечности, неземная. Она необыкновенно воздействует на чувства, волю, разум <...> В этих песнопениях сильно проявляется личность Кишори Амонкар. Слушая эту музыку, я думала об этой женщине».

5. Ольга М.: «Создается впечатление, что рождается совершенство, что-то такое, что может существовать в идеале. Кажется, что если длительное время слушать эту музыку можно замедлить бег времени = дорога к Истине...».

Но были и отрицательные реакции, весьма короткие, типа: «Музыка не понравилась» или «Музыку я не поняла».

По восторженным отзывам о музыкальной среде (хаялы в исполн-ни Кишори Амонкар) можно сделать вывод, что она подобрана очень удачно для проективного тестирования (90% восторженные и положительные отзывы и 10% — непонимание или отторжение).

Были также сообщения о состояниях высшего творчества по Юнгу — «через меня рисуют».

1. Юлия П.: «Когда начала рисовать, я не имела представления, что появится на чистом листе бумаги. Рука сама стала вести по листу линии, мягко создавая тонкие линии девушки-балерины. Чувство такое, что я как бы улетела туда, где танцует эта девушка, но меня там нет».

2. Наташа В.: «Необычное впечатление от рисования. Иногда казалось, что рисовала не я. Ярче всего это отразилось в красках рисунка, выбор цвета интуитивен».

3. Надя 3.: «Музыка понравилась. Это мое. Помогла «сформировать образ». Состояние, когда «рисуют через тебя», как мне кажется, было.»

По письменным отзывам принимавших участие в тестировании можно судить, что основная цель была достигнута: многие участники реально почувствовали существование надындивидуальных духовных Сил, которые составляют суть подлинного творчества.

Ø Примеры интерпретации рисунков.

Для иллюстрации процесса самоинтерпретации было отобрано восемь рисунков, которые по отзывам самих участников рисования были очень удачными. Отбор был сделан, конечно, с учетом профиля предпочтения ценностных ориентации (Рис. 1), поэтому образ Пользы, по причине того, что он всего один временно отсутствует.

Для полного представления об авторе рисунка приводятся его впечатления после рисования, яркий фрагмент из ранних детских воспоминаний, сравнительный анализ символов рисунка и ранних воспоминаний с символикой счастливых снов и некоторые примеры самоанализа.

Образ Веры. Елена Н. (Декабрь, 1994).

Впечатления: «Музыка что-то пробуждает, чего бы не могла сделать другая музыка. А образ я нарисовала в первый раз. В тот момент была уверенность, что нарисованное и есть реальность, а все остальное— нет. Было ощущение, что находишься не в замкнутом пространстве, а на природе и это нарисовано на рисунке. Имя Лита я услышала».

Из детских воспоминаний (3 года): «Я выхожу из подъезда. Около подъезда несколько ступенек, а по бокам высокие бетонные бордюры. Когда я выхожу из подъезда, я не по ступенькам спускаюсь, а иду по бордюру до его края. Потом я остановилась на краю и смотрю вокруг. День был очень солнечный. Солнца было очень много. И на мне было красивое голубое платье».

Анализ рисунка: А5 — открытые просторы: F1 — действия отсутствуют.

Анализ воспоминанийА1 — «солнца было много»; В1 —стояние на высоком бордюре; В2 — красивое голубое платье.

Самоанализ — отсутствует.

Образ Веры. Елена С. (Декабрь, 1995).

Впечатления: «Рисовала я легко, с удовольствием. Музыка мне очень помогала, вызывала душевные переживания».

Из детских воспоминаний: «Зима. Я у бабушки в деревенском доме. За окном метель. Вечер. Она выкупала меня в корыте, укутала в полотенце. Мы забрались на печку. По телу растекалась мягкая истома, приятное тепло. Всю ночь мне бабушка пела русские народные песни».

Анализ рисунка: А1- светит солнце; В1 —состояние полета. СЗ—в небе красивые птицы.

Анализ воспоминаний: С4- бабушка: G5 — ласковая музыка.

Самоанализ: «На рисунке я старалась выразить духовное состояние человека. По моему мнению, изображенные на рисунке: сияние, голубь и книга являются символами человека Веры».

Образ Чести. Илона М. (Май, 1994).

Впечатления: «Древнеиндийская музыка для меня — это что-то космическое, возвышенное и, вместе с тем, что-то завершенное, несущее ощущение мира, счастья, спокойствия и постоянства. Почему я нарисовала профиль? Я считаю, что профиль выражает сущность человека, его духовный мир, а прямое лицо — это своего рода маска, через которую не всегда видна его сущность. Древнеиндийская музыка для меня — идеал, поэтому, когда она заиграла, захотелось выразить в профиле человека чистоту и возвышенность этой музыки».

Из детских воспоминаний (2,5 года): «Точно помню парк. Лето после дождя, но день пасмурный. Мы идем вдвоем с мамой к карусели. Она держит меня за руку. Никого нет. Карусель свободная. Она сажает меня на лошадь и вдруг откуда-то появляется еще одна девочка, она была с папой. Я точно помню ее лицо. Она темненькая с большими карими глазами. Папа сажает ее рядом со мной на другую лошадку и фотографирует нас вдвоем. Я самая счастливая и самая красивая. Постоянно смотрю на маму. До сих пор помню запах листвы после дождя. Все ощущения очень яркие: прикосновение руки мамы теплое и мягкое, но лица ее я не помню».

Анализ рисунка: В 2- одежда красивая; F1 — действия отсутствуют.

Анализ воспоминаний: В1 — парение над землей на карусели; С2 — карусельная лошадка: ЕЗ — лес, парк; F1 — действия отсутствуют; G4 — теплота при дотрагивании.

Самоанализ: «Честь для меня верность принципам, выбранным на жизненном пути. Жить по чести — следовать этим принципам, независимо от соблазнов и обстоятельств. В бытовом смысле, Честь — это верность мужу на всю жизнь.»

Образ Любви. Анна П. (Май, 1995).

Впечатления: «Музыка понравилась и помогала создать какую-то особенную атмосферу. Второй раз я, наверное бы, такое не нарисовала. Когда рисовала не понимала — что, а когда нарисовала, очень удивилась».

Из детских воспоминаний: года: «Это поздняя осень. Дачный маленький домик и пора яблок. Ощущение прохлады. Вечереет часа в четыре. Терраса озарена вечерним красным солнцем. Я с бабушкой вдвоем на террасе и на столе много яблок. От них исходит притягивающий сладковатый запах. Эти картины дают мне состояние душевного покоя. Лучи солнца играли бликами на террасе».

Анализ рисунка. А1 —лучи света; В1 —состояние парения; В2 — одежда красивая элегантная; F1 —действия отсутствуют.

Анализ воспоминаний: А1 — «терраса озарена красным солнцем»; С4- бабушка: G3 — «исходит притягивающий сладковатый запах»; Е2 — на столе много яблок.

Самоанализ: «Сначала о ранних воспоминаниях. Бабушка для ребенка символизирует защищенность. И исходящая от нее доброта гармонирует с прекрасным ярким солнечным ранним вечером. Сладкий дурманящий запах, солнечный вечер и доброта бабушки — это все вызывает спокойствие и уверенность. Эти символы можно увидеть в моем рисунке. Улыбка и лучи исходящие от силуэта — это символы доброты. Только истинно добрый человек может творить чудо и дарить людям радость, общаясь с ними».

Образ Любви. Ира 3. (Декабрь, 1994).

Впечатления: «Сначала я не знала что рисовать совсем. Потом вдруг как-то само собой получилось. Честно говоря, я бы еще порисовала. Для себя я отметила, когда находишься в состоянии выразить что-то настоящее, то его придумать заранее нельзя. В этом состоянии надо начать рисовать, доверившись чувству, а не сознанию».

Из детских воспоминаний (8 месяцев): «Я стою около детской машины с педалями. Держусь за дверь. День теплый, летний. Небо дымчато-серого цвета и ощущение будто оно опущено на землю. Очень комфортное ощущение от обстановки. Сзади меня кто-то стоит взрослый (бабушка). Она говорит старшему брату (он сидит в машине): «Андрюшенька, дай Ирочке посидеть». Я помню руль белого цвета. Это обращение к брату воспринимаю спокойно, как отстраненный наблюдатель. Я четко помню, как двумя руками я крепко держусь за дверцу. Смотрю на руль и четко помню свои руки и ощущение крепкой спокойной хватки. Я не помню опору в ногах, а помню опору в руках. Сзади меня кто-то стоит, от него исходит любовь».

Анализ рисунка: А5 — открытые просторы, В1 — состояние парения,

Анализ воспоминаний: В1—состояние парения; С1—кто-то показывают нам путь.

Самоанализ: «Для того, чтобы найти связь между рисунком и ранними воспоминаниями расскажу один счастливый для меня сон:

Я летаю. Небо голубое — и сверху, и снизу, и отовсюду. Все пространство — это небо. Один ориентир верха и низа— это внизу темный квадрат. Летаю не по направлению, нет чувства движения, но есть чувство полета. Я как бы сразу во всех направлениях. Небо как бесконечность во всех направлениях, чувство полета есть, но нет стремления к чему-то. Это чувство новое, и это иногда меня пугает. Тогда я начинаю искать этот квадрат (наподобие ковра-самолета) внизу. То, что я его ищу, мне не очень нравится, возникает сила притяжения, с которой приходится бороться. Когда я забываю и отрываюсь от ориентира-квадрата, — состояние полной растворенности и свободы. А когда я его нахожу, я начинаю чувствовать низ, но мне этого не нужно как бы.

Везде присутствует пространство. В ранних воспоминаниях день был пасмурный, но в пасмурном дне небо и земля сливаются и возникает пространство как в моем сне — нет ориентира горизонта. Когда я стояла и держалась за дверцу, я не помню опору в ногах, а помню опору в руках. Это очень похоже на состояние полета».

Образ Красоты. Светлана С. (Декабрь, 1994).

Впечатления: «Своим рисунком человека я хотела передать что-то возвышенное, прекрасное, неземное. Мне не хватает того, что есть сейчас на земле. Хочется «полетать» в облаках. Это я постаралась выразить в рисунке. А доброта, красота (духовная) и справедливость— это одни из главных черт, которые, на мой взгляд, должны быть у каждого обязательно».

Из детских воспоминаний (5 лет): «С мамой мы пришли в магазин «Детский мир». Меня поразил очень большой выбор кукол. Мама мне сказала: «Выбирай, какую куклу тебе купить». Я долго была в замешательстве от того, что не могла выбрать какую. В результате я выбрала куклу, которая на взгляд взрослого была неприглядной. Когда мама меня спросила: «Может ты выберешь какую-либо красивую куклу? Эта же — некрасивая» Я ответила: «Мама, но она ведь добрая»».

Анализ рисунка В1 — состояние парения. F1 —действия отсутствуют.

Анализ воспоминаний G2 — чувство счастья.

Самоанализ. «Я думаю, что в раннем детстве более значим внутренний мир человека: внешняя привлекательность не так важна как внутренняя Доброта и Красота. С возрастом же, я считаю, человек с красивым внутренним миром должен быть и внешне красив. Когда я рисовала рисунок, я хотела выразить в облике человека не только его внутреннюю Доброту. Я постаралась изобразить его так, чтобы внутренняя Доброта воплотилась во внешнюю привлекательность и Красоту. Я считаю, что совершенство человека заключается в гармони внутренней Доброты и внешней Красоты».

Образ Истины Юлия К. (Май, 1994).

Впечатления. «Мне рисовалась очень легко. Я чувствовала, как внутри меня рос и увеличивался белый, горящий шар. Очень помогала музыка. Под ее плавное течение улеглись все тревоги».

Из детских воспоминаний — отсутствуют.

Анализ рисунка. В1 —состояние парения, F1 —действия отсутствуют. ВЗ. На голове повязка.

Самоанализ — отсутствует.

Образ Справедливости. Таня Ж. (Май, 1995).

Впечатления. «Музыка была созвучна настрою души. Помогала уйти в себя. При создании рисунка, сначала определился образ, даже название — «Справедливость» и только потом — рисунок».

Из детских воспоминаний «Это, наверное, связано с теми детскими страхами, когда человек в раннем возрасте находится один в комнате, когда летний день заканчивается, и вроде все еще светло. Но вдруг замечаешь, что стемнело и почему-то становится страшно. Ты боишься обернуться, потому что уверена, — за твоей спиной должен оказаться Тролль (именно Тролль, а не Баба Яга, не Черт...). И в таком страхе, сковывающим движения, ты продолжаешь сидеть. Но вдруг откуда-то берется уверенность, что это сейчас закончится — что придет Фея, даже уже пришла; и ты находишь в себе силы обернуться, и видишь, словно 1ает темный силуэт — сверху вниз идет свет, мутный, блеклый, но свет. Этот свет приносит какое-то облегчение, уверенность, что все это не страшно и звенит дверной звонок. Ты вздрагиваешь, бросаешься к двери — и видишь — там бабушка».

Анализ рисунка А4 — ветерок не сильный; А5 — открытые просторы; В1 —состояние парения. В2 — одежда красивая элегантная, ВЗ — на голове венок: F1 — действия отсутствуют.

Анализ воспоминаний А1 — «сверху вниз идет свет» G1 —звенит дверной звонок. С4- бабушка.

Самоанализ — отсутствует.

Несмотря на то, что разработка тест-рисунка «Человек духовного облика» в данный момент продолжается, тем не менее проделанный психоанализ рисунков и ранних детских воспоминаний, позволяет сделать вывод о том, что счастливые сны, ранние детские воспоминания и результаты тест-рисунка, содержат в себе признаки индивидуальной духовной эволюции человека.

При анализе рисунков и ранних детских воспоминаний было обнаружено 44 совпадения с признаками счастливых снов по Цветкову (буква с цифрой — признак и — через тире — количество обнаружений)*

Al-5,A4-I,A5-3; Bl-9, B2-4, ВЗ-2; Cl-1, C2-1, СЗ-1, С4-3; Е2-1. E3-I. Fl-7, Gl-1, G2-1, G3-1, G4-1, G5-1.

При анализе рисунков и ранних детских воспоминаний, среди наиболее часто совпадающих признаков с символикой счастливых снов по Цветкову, хотелось бы выделить: «сияют лучи света» (А 1-11%); «отсутствие действий» (Fl-6%) и, особенно, «состояние полета» (В 1-20%).

По-видимому, полет во сне или состояние полета наяву — это признаки пробуждения эволюционно новых Сил — Святостей, которые определяют путь движения личности к Совершенству,

Резюме: Летать во сне и наяву — признак пробуждения духовных Сил.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: