Управление оборонно-промышленным комплексом

Военная доктрина и Концепция национальной безопасности ставят организацию оборонно-промышленного комплекса в зависимость от экономического потенциала, не определяя парамет­ров военной силы, необходимой для проведения эффективной внутренней и внешней политики. В современных условиях войны в горячей форме считаются маловероятными, не требующими боль­шой армии. Понимание характера современных конфликтов предо­пределяет отношение к оборонному комплексу, промышленности по производству военной техники и других вооружений как к сфере обеспечения оборонного заказа, который определяется ссуженными потребностями армии и возможностями финансирования.

СССР как сверхдержава имел мощный военно-промышленный комплекс, полностью обеспечивавший вооруженные силы самым эффективным оружием, что позволяло занимать прочные позиции на мировом рынке вооружений. С началом перестройки масштабы ВПК признаны чрезмерными, а на сессии ООН в 1989 г. было за­явлено о конверсии оборонной промышленности СССР и переводе оборонных заводов на преобладающий выпуск продукции граждан­ского назначения.

Под конверсией понимается частичная или полная переориентация производственных мощностей и ресурсов оборонных предприятий с военных нужд на гражданские. Конверсия предполагает сохранение и эффективное использование производственного, кадрового и иннова­ционного потенциалов оборонных отраслей путем перепрофилирова­ния и создания дополнительных рабочих мест в гражданской сфере, а также внедрения технологий двойного назначения. Основанием для сокращения или прекращения на оборонном предприятии производ­ства для военных нужд являются решения органов государственной власти, а также фактическое сокращение бюджетных расходов на эти цели.

Высвобождающиеся в процессе конверсии производственные мощности и ресурсы привлекаются к реализации приоритетных госу­дарственных целевых программ социально-экономического развития, использования высоких технологий для производства продукции, конкурентоспособной на мировом рынке.

Оборонное предприятие самостоятельно на основе исходных дан­ных (заказ на производство, программа развития мобилизационных мощностей) разрабатывает программу конверсии и перепрофилирова­ния производства, привлекая для этого прежде всего собственные средства. Государственная поддержка носит целевой характер и преду­сматривает дотирование предприятий в связи с потерей прибыли, обусловленной переподготовкой работников и необходимостью выплаты выходных пособий, поддержанием социальной инфраструктуры, а так­же предоставление льготных кредитов. Поддерживаются перспективные производства, проекты, направленные на решение важнейших проб­лем в сфере транспорта, здравоохранения, безопасности производства в добывающих отраслях, импортозамещающих технологий.

С начала 1990-х гг. конверсия дополнилась приватизацией. Предприятия ОПК подверглись вначале разгосударствлению, затем акционированию, а во многих завершена приватизация. Из общего числа предприятий ОПК 40% остались в государственной собствен­ности, 33% акционированы с сохранением государственного пакета акций, в 25% АО государственных долей нет.

Реорганизация ОПК по двум направлениям ознаменовалась со­кращением к 2000 г. военного производства в 11 раз, оборонного заказа — практически до нуля, потерей более 100 видов технологий.

В 1990-е гг. Россия потеряла ряд оружейных рынков. Но ОПК вы­жил, хотя и в урезанном виде, за счет экспортных продаж интеллектуальной собственности (достижений военной науки). Сейчас оборон­ный заказ реально может загрузить 15% мощностей ОПК, поэтому первостепенное значение экспорта военной продукции сохраняется. Торговля оружием имеет не только экономическое, но и геополи­тическое значение. Рынок оружия поделен между несколькими странами.

Основная статья экспорта — самолеты «Су-27» с модификация­ми. Россия уверенно закрепилась в Азии (на Китай и Индию при­ходится 80% экспорта). Спрос определяет прежде всего более низ­кая, чем у западных экспортеров, цена.

Посредником в торговле оружием является федеральное государственное предприятие «Рособоронэкспорт». Ряд предприятий ОПК получили право самостоятельно экспортировать свою продукцию (РСК «МиГ», НПО «Машиностроение» и др.).

Законом установлен норматив расходов на оборону и безопас­ность — 5,1% к ВВП, он близок к фактическим расходам. Однако в настоящее время Россия расходует на оборону несравнимо меньше, чем США и ряд других стран, теряя способность противо­стоять современным армиям.

В последнее время приняты меры, направленные на повышение роли оборонного заказа, совершенствование управления оборонным комплексом и экспортом оружия. Сумма оборонного за­каза составила 237 в 2007 г. — 303 млрд руб.

Государственный оборонный заказ имеет силу правового акта, предусматривающего поставки продукции для федеральных государ­ственных нужд. В условиях организационной разобщенности обо­ронный заказ — единственное средство координации деятельности всех ведомств, связанных с вооруженными силами и оборонным производ­ством.

Предпосылками формирования оборонного заказа являются по­ложения военной доктрины, федеральной программы производства вооружений и военной техники, программ военно-технического со­трудничества с другими государствами, мобилизационного плана эко­номики и некоторые другие документы.

Разработка оборонного заказа осуществляется во взаимосвязи с прогнозом социально-экономического развития Российской Феде­рации и проектом федерального бюджета на соответствующий год. Минэкономразвития России утверждает план-график работ по формированию оборонного заказа, который доводится до сведения всех разработчиков.

Основные показатели оборонного заказа утверждаются Прези­дентом РФ. Ими являются:

• производство продукции (работы, услуги по видам);

• работы, обусловленные реализацией международных договоров по ликвидации, сокращению и ограничению вооружений;

• мероприятия по мобилизационной подготовке экономики;

• работы по строительству, техническому перевооружению объ­ектов, предназначенных для нужд обороны;

• материально-технические ресурсы, по которым поставщикам устанавливаются квоты их обязательных поставок (государственное бронирование) государственным заказчикам и исполнителям.

В оборонном заказе указываются также сроки поставок, прогно­зируемая стоимость (цена), перечень государственных заказчиков и предполагаемых исполнителей и другие условия. В государственном бюджете предусматриваются расходы по оборонному заказу в составе защищенных статей, подлежащих финансированию в полном объеме.

По важнейшим видам материально-технических ресурсов для вы­полнения оборонного заказа Правительство РФ устанавливает предпри­ятиям квоты обязательных поставок головному исполнителю оборон­ного заказа по складывающимся на рынке ценам.

Государственный заказчик отвечает за своевременное доведение оборонного заказа до исполнителя и целевое использование им вы­деляемых из бюджета средств. Выполнение оборонного заказа эко­номически стимулируется ассигнованиями из федерального бюджета на строительство и освоение новой техники, гарантированием фик­сированного уровня рентабельности, авансированием работ в раз­мере не менее 40% их стоимости и другими мерами.

Государственные заказчики совместно с органами исполнитель­ной власти субъектов РФ проводят конкурсы по размещению обо­ронного заказа на поставку продовольствия для обеспечения воен­ных и приравненных к ним спецпотребителей.

Закупки и поставки продовольственных товаров для обеспечения военных и приравненных к ним спецпотребителей по нормам продо­вольственных пайков осуществляются государственными заказчика­ми в первоочередном порядке. Объем закупок формируется при раз­работке государственного оборонного заказа Министерством эконо­мического развития и торговли России по государственным заказчи­кам и субъектам РФ на основании предложений органов исполни­тельной власти и по согласованию с ними.

Оборонный заказ является обязательным, если его размещение не приносит убытков при исполнении.

Деятельность, связанную с выполнением оборонного заказа, выполняет Федеральная служба по оборонному заказу (Рособоронзаказ).

Созданы холдингов на базе го­ловных предприятий в рамках сложившейся кооперации по направ­лениям вооружений. В холдинг входят предприятия разных форм собственности; функции управления возложены на головное пред­приятие, весь пакет акций которого принадлежит государству. Каж­дый холдинг отличает специфика интеллектуальной собственности и торговая марка.

В холдинг, созданный для производства самолетов «Су», вошли ОКБ «Сухой», Таганрогский научно-технический комплекс, Иркут­ский, Новосибирский, Комсомольский-на-Амуре авиазаводы. Выручка за проданные самолеты распределяется следующим образом: 80% — заводам, 20% — холдингу на финансирование новых разработок.

Указом Президента РФ созданы также холдинги: ОАО «Такти­ческое ракетное вооружение», «Новые программы и технологии», «Рос­сийская электроника», «Созвездие» и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: