Управление воздушным транспортом

Воздушный транспорт базируется на самой наукоемкой и высоко­технологичной отрасли — авиационной промышленности, апогеем развития которой является космическое производство. Роль воздушно­го транспорта в России огромна, без него страна не может обойтись.

В СССР воздушный транспорт развивался в едином комплексе с авиационной и космической промышленностью. На долю СССР приходилось 1/4 мирового выпуска самолетов. Ежегодно по воздуху перевозилось до 120 млн пассажиров. Россия остается третьей держа­вой по парку самолетов, а парк грузовых самолетов сопоставим с общим парком остального мира.

Однако единый комплекс авиационной промышленности и воз­душного транспорта распадается. За последние пять лет авиапере­возки сократились до 20 млн пассажиров в год. Их осуществляют сотни мелких, маломощных авиакомпаний, неспособных обновлять парк и обеспечивать современный сервис.

Пришла в упадок авиационная промышленность, остановились заводы. На Воронежском авиазаводе мощности позволяют выпускать до 65 магистральных самолетов в год, а строятся единицы, вместо воздушных судов выпускаются водные катера и моторные лодки.

Самолеты физически и морально стареют. До 2007 г. предполага­ется списать более 3000 машин, в том числе 500 магистральных. Потребность в замене на ближайшие 15—20 лет испытывают 1200 самолетов.

Но авиаперевозчики предпочитают покупать «Боинги» и «Эрбасы», а не российские «Илы» и «Ту-204», хотя они в два раза дешевле, а по классу ни в чем не уступают. Сказываются преимущества западных лизинговых схем и неэффективность государственной поддержки оте­чественного авиапрома. В результате заказы уходят за рубеж, а еже­годные лизинговые платежи российских авиаперевозчиков за им­портные самолеты уже составляют около 300 млн долл.

Теперь государству принадлежит лишь 30% собственности авиа­ционной промышленности. Приватизация внесла хаос в управление авиационной промышленностью, воздушным транспортом, назем­ными службами.

В сложившихся условиях, чтобы оказывать влияние на авиапром, государство должно стать крупным заказчиком авиационной техники, использовать зарубежный опыт консолидации авиастроения, создания корпораций, способных присутствовать в нескольких рыночных ни­шах одновременно. Эту задачу могут решать холдинги гражданского и военного самолетостроения, включающие предприятия независимо от величины государственного пакета акций.

Государственное управление гражданской авиацией, выполне­ние специальных контрольных и надзорных функций в этой сфере осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта Мин­транса России (Росавиация). Оно устанавливает правила воздушных перевозок и контролирует их выполнение, обеспечивает безопасность полетов. Создано унитарное предприятие по организации воздушно­го движения, основанное на праве хозяйственного ведения (государственная корпорация), как элемент единой системы управления воз­душным сообщением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: