Воздушный транспорт базируется на самой наукоемкой и высокотехнологичной отрасли — авиационной промышленности, апогеем развития которой является космическое производство. Роль воздушного транспорта в России огромна, без него страна не может обойтись.
В СССР воздушный транспорт развивался в едином комплексе с авиационной и космической промышленностью. На долю СССР приходилось 1/4 мирового выпуска самолетов. Ежегодно по воздуху перевозилось до 120 млн пассажиров. Россия остается третьей державой по парку самолетов, а парк грузовых самолетов сопоставим с общим парком остального мира.
Однако единый комплекс авиационной промышленности и воздушного транспорта распадается. За последние пять лет авиаперевозки сократились до 20 млн пассажиров в год. Их осуществляют сотни мелких, маломощных авиакомпаний, неспособных обновлять парк и обеспечивать современный сервис.
Пришла в упадок авиационная промышленность, остановились заводы. На Воронежском авиазаводе мощности позволяют выпускать до 65 магистральных самолетов в год, а строятся единицы, вместо воздушных судов выпускаются водные катера и моторные лодки.
|
|
Самолеты физически и морально стареют. До 2007 г. предполагается списать более 3000 машин, в том числе 500 магистральных. Потребность в замене на ближайшие 15—20 лет испытывают 1200 самолетов.
Но авиаперевозчики предпочитают покупать «Боинги» и «Эрбасы», а не российские «Илы» и «Ту-204», хотя они в два раза дешевле, а по классу ни в чем не уступают. Сказываются преимущества западных лизинговых схем и неэффективность государственной поддержки отечественного авиапрома. В результате заказы уходят за рубеж, а ежегодные лизинговые платежи российских авиаперевозчиков за импортные самолеты уже составляют около 300 млн долл.
Теперь государству принадлежит лишь 30% собственности авиационной промышленности. Приватизация внесла хаос в управление авиационной промышленностью, воздушным транспортом, наземными службами.
В сложившихся условиях, чтобы оказывать влияние на авиапром, государство должно стать крупным заказчиком авиационной техники, использовать зарубежный опыт консолидации авиастроения, создания корпораций, способных присутствовать в нескольких рыночных нишах одновременно. Эту задачу могут решать холдинги гражданского и военного самолетостроения, включающие предприятия независимо от величины государственного пакета акций.
Государственное управление гражданской авиацией, выполнение специальных контрольных и надзорных функций в этой сфере осуществляет Федеральное агентство воздушного транспорта Минтранса России (Росавиация). Оно устанавливает правила воздушных перевозок и контролирует их выполнение, обеспечивает безопасность полетов. Создано унитарное предприятие по организации воздушного движения, основанное на праве хозяйственного ведения (государственная корпорация), как элемент единой системы управления воздушным сообщением.