Влияние власти на бизнес

Влияние власти на бизнес предопределяется конституционным устройством общества, полномочиями и функциями государства в экономике и социальной сфере, эффективностью деятельности орга­нов государственного управления на федеральном и региональном уровнях. Функции власти и бизнеса в экономике реализуются по принципу сообщающихся сосудов: чем эффективнее функционирует рынок, тем меньше экономических функций берет на себя государст­во, и, наоборот, влияние власти сильнее там, где бизнес еще не набрал нужного веса, устойчивости. Однако влияние власти не должно опус­каться ниже определенного порога, за которым следует нарастание угроз национальной безопасности. Например, для поддержания соци­ального мира власть должна снижать соотношение в доходах 10% са­мых богатых и 10% самых бедных слоев населения. В январе–сентябре 2010 года на долю 10% самых богатых россиян приходилось 30,5% общего объема денежных доходов населения РФ, а на долю 10% самых бедных россиян пришлось лишь 1,9% всех доходов.

После распада союзного государства приняты базовые законы, ре­гулирующие отношения собственности, которые приобрели для бизнеса первостепенное значение: «О приватизации», «Об акционерных обще­ствах», «О банкротстве», поддерживается малый бизнес, и сдерживают­ся монополистические тенденции. В развитие законодательства ис­полнительной властью проводится соответствующая экономическая, налоговая, денежная и валютная политика. Однако класс капиталистов образовался не в результате продолжительного эволюционного разви­тия, а стал итогом присвоения общенародной собственности.

К моменту раздачи народного имущества бизнес-сообщество еще не сложилось и не могло влиять на власть. Почему новая власть доб­ровольно осуществила такую акцию — будущий объект всестороннего научно-исторического исследования. Согласно официальной доктри­не государство должно обладать только той собственностью, которая необходима для обеспечения его полномочий (при этом сами чинов­ники и определяют их объем).

Как образно выразился еженедельник «Спектэйтор», комбинат «Норильский никель», обеспечивающий 40% мирового производст­ва палладиума, 24% платины, 20% никеля, был продан за коробку конфет.

Крупнейшее в России Среднетиманское месторождение бокситов (1/3 разведанных запасов) принадлежат ОАО «Боксит Тимана». Около 75% его акций находится в собственности холдинга «СУАЛ», а блоки­рующий пакет (25%) — у государства, в том числе и правительства Республики Коми. В январе 2003 г. зарегистрирована дополнительная эмиссия акций ОАО. Хотя у государства, в том числе правительства Республики Коми, не было денег (видимо, и желания) на покупку до­полнительных акций, ни представители государства в ОАО, ни глава республики против дополнительной эмиссии не возражали. А это оз­начает, что блокирующий пакет отдан «СУАЛу» бесплатно.

Бизнес получил от власти и другие «подарки», в частности самые низкие среди развитых стран налоговые ставки, право выкупа земли под предприятиями по низкой, почти символической, цене, при том что ее рыночная стоимость составляет около 100 млрд долл.

Крупный бизнес использует в своих интересах государственную бюрократию. Это помогает ему осуществлять экспансию в отноше­нии слабо защищенных предприятий всех форм собственности.

Однако забота власти о бизнесе пока не приносит стране нужных дивидендов. Самостоятельно определяя степень участия в решении общегосударственных проблем, бизнес мирится с деградацией высо­котехнологичных производств, ВПК, прохладно относится к идее ускорения экономического роста, неактивно действует на рынках СНГ, отдавая пальму первенства другим странам, не горит желанием открывать больше рабочих мест, уводя доходы за рубеж. В Ежегодном послании парламенту Президент РФ пожелал бизнесу быть более патриотичным, на что ясного ответа пока не последовало. Даже либералы обеспокоены: если российский бизнес не возьмет ответственность за будущее стра­ны, то повторятся события 1917 г.

Зарубежный бизнес в российской экономике ведет себя не лучше отечественного: недобросовестно использует лицензии, тормозит про­изводство в целях сохранения выгодной ему конъюнктуры мировых цен и т.д.

В 1993 г. лицензии на разработку крупнейшего в мире Удоканского месторождения меди (в зоне БАМа разведанные запасы со­ставляют 20 млн т) выдана компании из США, ей принадлежит контрольный пакет акций ОАО. В течение пяти лет компания блокировала разработку месторождения под предлогом перепроизводства меди в мире и снижения цен. При этом американцы на­меревались вывозить только концентрат, т.е. без всякой обработки на месте. Лицензия отозвана и передана отечественной компании, но потеряно шесть лет.

Любая власть от бизнеса ожидает, чтобы:

• капитал вкладывался в экономику в размерах, обеспечивающих стране место среди экономически развитых держав;

• компании достойно оплачивали труд наемных работников, увеличивали число рабочих мест и брали на себя социальную ответственность;

• предприниматели платили все налоги и сборы в установленных размерах и своевременно;

• рынок формировал цены по правилам добросовестной конкуренции;

• сделки отличались прозрачностью, этичностью.

В зависимости от складывающейся конкретной социально-эконо­мической ситуации требования власти к бизнесу могут ужесточаться или понижаться, т.е. он получает меньше или больше экономической свободы. Во многом это зависит от поведения бизнеса, его направ­ленности по отношению к общегосударственной политике, а также уровня бюрократизации общественных и деловых отношений.

В настоящее время отсутствие значимых экономических и соци­альных достижений в обществе ведет к необходимости ограничения аппетитов бизнеса. Президент РФ высказался за рентное обложение и против снижения налогов: «Мы подошли к той черте, после ко­торой снижать налоги нельзя».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: