Влияние власти на бизнес предопределяется конституционным устройством общества, полномочиями и функциями государства в экономике и социальной сфере, эффективностью деятельности органов государственного управления на федеральном и региональном уровнях. Функции власти и бизнеса в экономике реализуются по принципу сообщающихся сосудов: чем эффективнее функционирует рынок, тем меньше экономических функций берет на себя государство, и, наоборот, влияние власти сильнее там, где бизнес еще не набрал нужного веса, устойчивости. Однако влияние власти не должно опускаться ниже определенного порога, за которым следует нарастание угроз национальной безопасности. Например, для поддержания социального мира власть должна снижать соотношение в доходах 10% самых богатых и 10% самых бедных слоев населения. В январе–сентябре 2010 года на долю 10% самых богатых россиян приходилось 30,5% общего объема денежных доходов населения РФ, а на долю 10% самых бедных россиян пришлось лишь 1,9% всех доходов.
|
|
После распада союзного государства приняты базовые законы, регулирующие отношения собственности, которые приобрели для бизнеса первостепенное значение: «О приватизации», «Об акционерных обществах», «О банкротстве», поддерживается малый бизнес, и сдерживаются монополистические тенденции. В развитие законодательства исполнительной властью проводится соответствующая экономическая, налоговая, денежная и валютная политика. Однако класс капиталистов образовался не в результате продолжительного эволюционного развития, а стал итогом присвоения общенародной собственности.
К моменту раздачи народного имущества бизнес-сообщество еще не сложилось и не могло влиять на власть. Почему новая власть добровольно осуществила такую акцию — будущий объект всестороннего научно-исторического исследования. Согласно официальной доктрине государство должно обладать только той собственностью, которая необходима для обеспечения его полномочий (при этом сами чиновники и определяют их объем).
Как образно выразился еженедельник «Спектэйтор», комбинат «Норильский никель», обеспечивающий 40% мирового производства палладиума, 24% платины, 20% никеля, был продан за коробку конфет.
Крупнейшее в России Среднетиманское месторождение бокситов (1/3 разведанных запасов) принадлежат ОАО «Боксит Тимана». Около 75% его акций находится в собственности холдинга «СУАЛ», а блокирующий пакет (25%) — у государства, в том числе и правительства Республики Коми. В январе 2003 г. зарегистрирована дополнительная эмиссия акций ОАО. Хотя у государства, в том числе правительства Республики Коми, не было денег (видимо, и желания) на покупку дополнительных акций, ни представители государства в ОАО, ни глава республики против дополнительной эмиссии не возражали. А это означает, что блокирующий пакет отдан «СУАЛу» бесплатно.
|
|
Бизнес получил от власти и другие «подарки», в частности самые низкие среди развитых стран налоговые ставки, право выкупа земли под предприятиями по низкой, почти символической, цене, при том что ее рыночная стоимость составляет около 100 млрд долл.
Крупный бизнес использует в своих интересах государственную бюрократию. Это помогает ему осуществлять экспансию в отношении слабо защищенных предприятий всех форм собственности.
Однако забота власти о бизнесе пока не приносит стране нужных дивидендов. Самостоятельно определяя степень участия в решении общегосударственных проблем, бизнес мирится с деградацией высокотехнологичных производств, ВПК, прохладно относится к идее ускорения экономического роста, неактивно действует на рынках СНГ, отдавая пальму первенства другим странам, не горит желанием открывать больше рабочих мест, уводя доходы за рубеж. В Ежегодном послании парламенту Президент РФ пожелал бизнесу быть более патриотичным, на что ясного ответа пока не последовало. Даже либералы обеспокоены: если российский бизнес не возьмет ответственность за будущее страны, то повторятся события 1917 г.
Зарубежный бизнес в российской экономике ведет себя не лучше отечественного: недобросовестно использует лицензии, тормозит производство в целях сохранения выгодной ему конъюнктуры мировых цен и т.д.
В 1993 г. лицензии на разработку крупнейшего в мире Удоканского месторождения меди (в зоне БАМа разведанные запасы составляют 20 млн т) выдана компании из США, ей принадлежит контрольный пакет акций ОАО. В течение пяти лет компания блокировала разработку месторождения под предлогом перепроизводства меди в мире и снижения цен. При этом американцы намеревались вывозить только концентрат, т.е. без всякой обработки на месте. Лицензия отозвана и передана отечественной компании, но потеряно шесть лет.
Любая власть от бизнеса ожидает, чтобы:
• капитал вкладывался в экономику в размерах, обеспечивающих стране место среди экономически развитых держав;
• компании достойно оплачивали труд наемных работников, увеличивали число рабочих мест и брали на себя социальную ответственность;
• предприниматели платили все налоги и сборы в установленных размерах и своевременно;
• рынок формировал цены по правилам добросовестной конкуренции;
• сделки отличались прозрачностью, этичностью.
В зависимости от складывающейся конкретной социально-экономической ситуации требования власти к бизнесу могут ужесточаться или понижаться, т.е. он получает меньше или больше экономической свободы. Во многом это зависит от поведения бизнеса, его направленности по отношению к общегосударственной политике, а также уровня бюрократизации общественных и деловых отношений.
В настоящее время отсутствие значимых экономических и социальных достижений в обществе ведет к необходимости ограничения аппетитов бизнеса. Президент РФ высказался за рентное обложение и против снижения налогов: «Мы подошли к той черте, после которой снижать налоги нельзя».