Лоббирование

Лоббирование — это наиболее распространенный способ влияния бизнеса на власть, приспособления государственной политики к корпоративным или личным интересам. Оно обусловливается не полномочиями, а положением, статусом юридического или физиче­ского лица (лоббиста), порождающим возможность давления. Дви­жущим мотивом лоббирования является соблазн добиваться роста бизнеса, перераспределения в свою пользу государственных ресурсов, льготных кредитов, лицензий, квот и других преференций благодаря лишь тесным связям с уполномоченными органами власти или госу­дарственными служащими. Диапазон объектов и целей лоббирования весьма широк — от принятия нужных нормативных правовых актов, проникновения на рынок государственных закупок со своими товарами до прямых финансовых выгод в сфере обращения.

Весьма широкое распространение лоббизма в мировой практике объясняется его высокой результативностью для конкретных бизнес-сообществ или отдельно взятых компаний. Получение преимуществ, естественно, не обходится без финансовых затрат для лоббирующих компаний, но они окупаются в случае урегулирования проблем с по­мощью власти. Всякой фирме присуще продвижение своих интере­сов в открытой или закамуфлированной форме (под отраслевые, региональные и даже государственные интересы). Применяется и кол­лективное лоббирование общих интересов нескольких компаний: нередко оно позволяет добиваться больших успехов, чем в одиночку. Лоббирование осуществляют непосредственно сотрудники предпри­ятия, специально подбираемые для этого организации и лица — профессиональные лоббисты, представители органов власти.

Деятельность профессионального лоббиста требует особого мыш­ления, системности, долготерпения, быстрого реагирования и не тер­пит суеты. Повседневная работа лоббистов проявляется в регулярном мониторинге решений органов власти, получении от них выходящих документов, прогнозировании действий власти в недалеком будущем и их оценке. Следующим шагом становится установление тесных лич­ных контактов с людьми из власти. Оно подкрепляется приглашением чиновников на проводимые мероприятия и презентации.

Различают легальное и нелегальное, цивилизованное и внеправовое лоббирование. Легальное лоббирование выражается в деятельно­сти представителей коммерческих и государственных структур, депу­татов, направленной на одобрение проектов, отражающих интересы определенных отраслей, регионов, слоев общества, лиц. Оно считается нормальным процессом взаимодействия, особенно при доведении интересов бизнеса до общественности.

При цивилизованном лоббировании власть взаимодействует с бизнесменами открыто — через организации или непосредственно. Кроме того, функции лоббирования могут осуществлять партии в парламенте, программы которых отвечают интересам компаний. При этом подкуп чиновников или депутатов не подразумевается.

В развитых странах функционируют системы контор и агентств крупных компаний при законодательной и исполнительной власти. Они регистрируются, имеют официальные кабинеты с соответствую­щими вывесками на дверях, платят налоги. В мире ежегодно утвер­ждаются более 2000 организаций и групп, которые привлекаются для обсуждения документов, затрагивающих их интересы (в Германии свои интересы лоббирует даже общество велосипедистов).

Нелегальное, нецивилизованное лоббирование находится за пре­делами правового поля, но отличить его от легального весьма слож­но, внешне они могут иметь одни и те же формы. Подкуп представи­телей власти считается главной отличительной чертой нецивилизо­ванного лоббирования. При нелегальном лоббировании лоббист пред­лагает плату за выгодное для клиента решение вопроса. Предостав­ление услуг чиновником за деньги принято называть коррупцией.

С началом реформирования были упразднены многие контроль­ные функции государства, что создало благоприятные условия для лоббирования. В качестве лоббистов стали выступать ответственные лица государственных, коммерческих, политических структур, регио­нальные лидеры, бизнес-структуры. Руководители компаний считают вправе лоббировать свои экономические интересы открыто. Едва ли не штатными лоббистами выглядят депутаты парламента, политиче­ские партии, представленные в нем. Некоторые партии заявляют о поддержке тех или иных направлений бизнеса, компаний. В ответ бизнес поддерживает политические партии и движения, но осторожно, не напрямую, а участием собственников бизнеса и сотрудников. Организованными лоббистами выступают нефтяные компании, их ставленники имеют прочное положение во всех звеньях управления.

Лоббисты оказывают давление на законодателей и чиновников следующими способами:

• обсуждение проектов законов, других нормативных актов с участием бизнес союзов и ассоциаций, отражающих консолидиро­ванное мнение большинства предприятий;

• поддержка бизнесом кандидатов на должности в федеральные и региональные органы власти, кандидатов в депутаты законодательных органов, прикрепление депутатов к компаниям;

• проникновение представителей бизнеса во власть (через депу­татов, губернаторов и другие должности);

• публичное выражение бизнесменами позиции по общенациональным вопросам.

Все способы опосредуются установлением личных связей с пред­ставителями власти и СМИ.

Наиболее продуктивным для бизнеса является влияние на фор­мирование кадрового состава органов власти, обеспечение высокого уровня представительства своих людей путем финансирования изби­рательных кампаний, выдвижения собственных кандидатов, перехода успешных бизнесменов во власть, в комиссии и советы при органах власти. Поэтому тенденцией последних лет является повышение до­ли представителей бизнеса в органах власти.

В Государственной Думе немало выходцев из предприниматель­ских структур. Бюджетный процесс превращается в соревнование де­путатов-лоббистов за статьи, особенно федеральной инвестиционной программы. Почти 1/3 сенаторов не имеет никакой связи с представ­ляемыми ими регионами. И это устраивает многих руководителей, посылающих таких представителей в Совет Федерации, так как им нужны лица, обладающие связями в эшелонах власти и бизнеса, т.е. лоббисты. Такой практике способны противодействовать выборы чле­нов Совета Федерации (избиратели могут не пропустить во власть слу­чайных или нужных только определенным группам и лицам людей).

Собственными возможностями в лоббировании располагают крупные банки (квалифицированные эксперты, деньги). Ассоциацией российских банков (АРБ) создан Национальный фонд развития банковской системы для цивилизованного лоббирования нужных АРБ законопроектов, их прозрачного финансирования. Заинтересо­ванным банкам предложено перечислять взносы в фонд для финансирования разработки и экспертизы нормативных актов.

Большое значение придается дипломатическому сопровождению бизнeca. Оно выражается в том, что через каналы МИД России осуществля­ется презентация компаний в стране пребывания посла. Его поддержка проекта компании в стране-импортере является свидетельством государ­ственной поддержки (дипломатического сопровождения). Она осуществ­ляется на своей и иностранной территории при условии встраивания интересов отдельно взятых компаний в общенациональные интересы.

Рамочным документом, определяющим содержание дипломати­ческого сопровождения, является Соглашение о сотрудничестве между МИД РФ и РСПП.

Лоббирование приносит неплохие дивиденды тем, кто его заказывает и осуществляет. Однако в масштабе всей экономики его вред очевиден. Во-первых, подрываются основы свободной конкуренции, она заменяет­ся связями с властью. Во-вторых, сама власть становится источником дохода, в крайней форме проявляющегося в перекачке бюджетных средств, в пользу крупных частных компаний. В-третьих, наносится вред мелкому бизнесу, неспособному организационно защищать свои интересы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: