К числу ключевых интеллектуальных способностей муниципального служащего относятся:
♦ способность быстро и легко усваивать информацию;
♦ способность наблюдать, суммировать, отбирать и оценивать факты;
♦ способность не только к анализу, но и к синтезу, обобщениям;
♦ творческие способности.
Хотя перечисленные способности оказываются в разной мере востребованными у различных категорий муниципальных служащих, их наличие желательно для всех занятых в сфере муниципального управления.
Среди личностных качеств, необходимых муниципальным служащим, можно выделить следующие.
1. Способность понимать людей и работать с ними:
♦ уважение к мнению других людей
♦ способность предвосхищать и оценивать человеческую реакцию;
♦ легкость в налаживании человеческих контактов;
♦ способность выслушивать собеседника, завоевывать доверие и уважение;
♦ умение вести устное и письменное общение;
♦ способность убедить и создать мотивы для действия.
|
|
2. Интеллектуальная и эмоциональная зрелость:
♦ независимость в выводах;
♦ способность противостоять давлению извне;
♦ самоконтроль во всех ситуациях;
♦ гибкость и адаптируемость к меняющимся условиям;
♦ честность;
♦ способность осознавать границы собственной компетенции;
♦ способность признавать ошибки и извлекать уроки из неудач.
Этические нормы муниципальной службы
Наряду с профессиональными требованиями, большое значение для муниципального служащего имеют этические нормы поведения. Они особенно важны в силу того, что именно в этой сфере управленческой деятельности предоставляются жизненно важные услуги гражданам. Количество и интенсивность контактов муниципального служащего с внешней средой (населением, предпринимателями, учреждениями, общественными организациями и т. д.) особенно велики, причем в них оказываются вовлеченными не только руководители, но и рядовые сотрудники органов муниципального управления.
В самом общем виде муниципальный управленец — это сотрудник, занимающийся оказанием услуг клиентам: гражданам и юридическим лицам, удовлетворением их спроса и потребностей.
Некоторые из норм поведения муниципального служащего закреплены законодательно (см. главу 1). В частности, муниципальный служащий не вправе заниматься другой оплачиваемой деятельностью (кроме педагогической, научной и иной творческой), предпринимательской деятельностью, получать от физических и юридических лиц вознаграждения, связанные с исполнением служебных обязанностей, принимать участие в забастовках и др.
|
|
Наряду с законодательным регулированием, необходима выработка для муниципальных служащих специального «этического кодекса». Зарубежный опыт создания подобных «моральных» документов рекомендательного характера имеется. Так, в США Ассоциацией городских управляющих разработан «Этический кодекс городского управляющего». Конгрессом местных и региональных властей Совета Европы в 1999 году принята «Рекомендация о политической добросовестности местных и региональных выборных представителей».
В России опыт создания этических норм поведения муниципальных служащих пока невелик: известен, в частности, опыт Красноярска [6]. Между тем орган местного самоуправления в целом и каждый его работник должны быть примером для населения, предпринимательских кругов и общественности. В связи с этим необходимо формировать корпоративную культуру муниципального управления и закрепить ее в письменной форме в качестве неформальных требований (этических норм, корпоративных кодексов) муниципальной службы. Примерный состав таких этических норм может быть следующим.
1. Этические стандарты, основной функцией которых является разграничение «допустимого» и «недозволенного» с моральной точки зрения:
♦ честность и соблюдение законодательства;
♦ обеспечение достоверности любой информации, исходящей от органа и должностного лица местного самоуправления, этические нормы получения и использования информации о других организациях, обеспечение конфиденциальности информации в необходимых случаях;
♦ нормы поведения при конфликтах интересов;
♦ недопустимость политической деятельности внутри муниципального образования;
♦ недопустимость использования в личных целях ресурсов органа местного самоуправления;
♦ нормы отношений со средствами массовой информации.
2. Постулаты веры, провозглашенные официально или исторически сложившиеся и принимаемые на веру утверждения, касающиеся стиля поведения муниципальных служащих. Вот некоторые из них:
♦ стиль отношений с другими лицами и администрациями (документирование, отсутствие «телефонного права», взаимное уважение и пр.);
♦ важность частностей (дни рождения, профессиональные праздники и пр.);
♦ максимальная информированность населения о проводимых мероприятиях и результатах деятельности органов местного самоуправления;
♦ предоставление населению возможностей максимального участия в решении вопросов общественного характера;
♦ гуманное отношение к слабо защищенным категориям населения;
♦ уважительное отношение к людям при решении возникающих проблем, каждый должен рассматриваться как личность;
♦ выполнение обещаний;
♦ уважение сотрудников и признание их достижений;
♦ поощрение нововведений и др.
В 2002 году был издан Указ Президента РФ «Об утверждении общих принципов служебного поведения государственных служащих». Многие его положения могут быть использованы и в муниципальной службе.
Ключевое значение в процессах кадрового обеспечения и развития кадрового потенциала муниципальной службы с учетом перечисленных профессиональных требований и этических норм имеет деятельность, связанная с формированием и эффективным использованием кадров муниципального управления. Ее главные компоненты представлены на рис.