Структура Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 Года №131-ФЗ
| Главы | Статьи | Наименование |
| 1-9 | Общие положения | |
| 10-13 | Принципы территориальной организации местного самоуправления | |
| 14-18 | Вопросы местного значения | |
| 19-21 | Наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями | |
| 22-33 | Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления и участия населения в осуществлении местного самоуправления | |
| 34-42 | Органы и должностные лица местного самоуправления | |
| 43-48 | Муниципальные правовые акты | |
| 49-65 | Экономическая основа местного самоуправления | |
| 66-69 | Межмуниципальное сотрудничество | |
| 70-78 | Ответственность органов и должностных лиц местного самоуправления, контроль и надзор за их деятельностью | |
| 79-82 | Особенности организации местного самоуправления | |
| 83-86 | Переходные положения |
К другим федеральным законам этой группы относятся законы «Об обеспечении конституционных прав граждан избирать и быть избранными в органы местного самоуправления» (1996 год), «Об основах муниципальной службы в РФ» (1998 год), «О ратификации Европейской Хартии местного самоуправления» (1998 год).
Из второй группы федеральных законов особенно важны Гражданский, Земельный, Градостроительный, Бюджетный, Налоговый кодексы РФ, оказывающие огромное влияние на деятельность местного самоуправления. В целом нормы муниципального права содержатся в сотнях федеральных отраслевых законов — от воинской службы до здравоохранения. В период реформы местного самоуправления законотворческая деятельность муниципальных образований значительно активизировалась. Особое значение имеет Федеральный закон от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ, в результате принятия которого было устранено значительное количество противоречий между законодательством о местном самоуправлении и отраслевым законодательством.
Для конкретного муниципального образования региональные законы не менее важны, чем федеральные, поскольку муниципальная власть на практике чаще всего взаимодействует с органами государственной власти своего субъекта РФ.
Федеральный закон 2003 года относит к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ правовое регулирование вопросов, связанных с организацией местного самоуправления в субъектах РФ, правами и обязанностями органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления, правами и обязанностями органов и должностных лиц местного самоуправления по вопросам, регулирование которых отнесено к компетенции субъектов РФ.
В конституциях (уставах) субъектов РФ содержатся разделы, посвященные местному самоуправлению. Каждый субъект РФ принимал закон об организации местного самоуправления на своей территории, а также пакет других законов по вопросам местного самоуправления. К их числу относятся, например, законы о выборах в органы местного самоуправления, местных референдумах, муниципальной службе, административно-территориальном устройстве субъекта РФ, порядке образования и преобразования муниципальных образований и т. п. К числу отраслевых региональных законов, серьезно влияющих на деятельность местного самоуправления, относятся законы о собственности, бюджете и бюджетном процессе, региональных налогах и сборах и др.
Несмотря на наличие общей правовой основы, законодательная практика отдельных субъектов РФ по вопросам организации местного самоуправления на начало XXI века оказалась весьма различной. Анализ региональных правовых актов свидетельствовал о том, что многие из них по-разному трактовали и конкретизировали различные аспекты местного самоуправления, зачастую ущемляя его права. Типичными примерами служат лишение малых городов и других поселений прав на местное самоуправление, формирование «декоративных» муниципальных образований, лишенных собственности и бюджета, невыполнение требований федерального законодательства о наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, жесткое регулирование структуры органов местного самоуправления, ущемление полномочий представительных органов. В защиту прав местного самоуправления от законодательных инициатив региональных властей неоднократно выступал Конституционный Суд РФ. Наиболее известны его постановления по законодательству о местном самоуправлении в Удмуртской Республике (1997 год) и в Республике Коми (1998 год).
В 2001-2003 годах по инициативе Президента России многие региональные законы по вопросам местного самоуправления были приведены в соответствие с федеральным законодательством. Однако в соответствии с Федеральным законом 2003 года № 131-ФЗ многие законодательные вопросы требуют доработки.
Система муниципальных правовых актов
По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно, органами и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты. Их система представлена в таблице.
Устав муниципального образования и решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан на местном референдуме (сходе), обладают высшей юридической силой на территории муниципального образования. Порядок проведения местных референдумов и сходов рассматривается в разделе 1.6.
Нормативные правовые акты представительного органа регулируют важнейшие процессы жизнедеятельности муниципального образования. Наиболее типичные из них:
♦ положение о местных референдумах и местных выборах;
♦ положение об организации территориального общественного самоуправления на территории муниципального образования;
♦ положение о порядке управления собственностью муниципального образования;
♦ правила землепользования и застройки;
♦ правила торговли;
♦ положение о муниципальном заказе;
♦ положение о муниципальной службе и т. д.
Проекты муниципальных правовых актов могут вноситься органами территориального общественного самоуправления, а также инициативными группами граждан.
Наряду с правовыми актами нормативного характера, органы и должностные лица местного самоуправления принимают акты индивидуального назначения. Необходимость их принятия связана с осуществлением организационной, исполнительной и контрольной деятельности в системе местного самоуправления (например, приказ о назначении лица на муниципальную должность, проведении проверки и т. п.).
| Принимающие правовые акты | Тип правовых актов | Наименование правового акта или решаемые вопросы |
| Население на референдумах и сходах | Решения | Важнейшие вопросы местного значения |
| Представительный орган | Решения | Устав муниципального образования Правила обязательные для исполнения на территории муниципального образования Вопросы организации детальности представительного органа |
| Председатель представительного органа | Постановления и распоряжения | Вопросы организации деятельности представительного органа |
| Глава местной администрации | Постановления | Вопросы местного значения Вопросы с осуществлением переданных государственных полномочий |
| Распоряжения | Вопросы организации работы местной администрации | |
| Глава муниципального образования | Постановления и распоряжения | Вопросы председателя представительного органа или главы администрации (в зависимости от занимаемой должности) |
| Иные должностные лица | Распоряжения и приказы | Вопросы, отнесённые к их полномочиям |
Устав муниципального образования
Устав муниципального образования — своеобразная местная конституция, основной нормативный акт муниципального образования. В нем, согласно Федеральному закону 2003 года, отражаются следующие положения:
♦ наименование муниципального образования;
♦ перечень вопросов местного значения;
♦ формы, порядок и гарантии участия населения в решении вопросов местного значения, в том числе путем образования органов территориального общественного самоуправления;
♦ структура и порядок формирования органов местного самоуправления;
♦ наименования и полномочия выборных и иных органов местного самоуправления, их должностных лиц;
♦ виды, порядок принятия, официального опубликования (обнародования) и вступления в силу муниципальных правовых актов;
♦ срок полномочий представительного органа муниципального образования, депутатов, членов иных выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления, основания и порядок
прекращения их полномочий;
♦ виды ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, основания наступления этой ответственности и порядок решения соответствующих вопросов, в том числе основания и порядок отзыва населением выборных должностных лиц, досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления;
♦ порядок формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, а также порядок контроля его исполнения;
♦ порядок внесения изменений и дополнений в устав муниципального образования.
Уставом муниципального образования регулируются и иные вопросы организации местного самоуправления в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Муниципальное образование разрабатывает устав самостоятельно. Согласно Федеральному закону 2003 года, устав муниципального образования принимается соответствующим представительным органом. Однако для привлечения населения к принятию столь важного документа должны в обязательном порядке проводиться публичные слушания по проекту устава и внесению изменений в него. Возможно также предварительное вынесение некоторых основных положений устава на местный референдум. После принятия решения по этим вопросам остальные положения и устав в целом принимаются представительным органом.
Представительный орган муниципального образования принимает устав тайным голосованием. За принятие устава или внесение изменений и дополнений в него должно проголосовать не менее 2/з установленного числа депутатов. В поселениях с численностью избирателей менее 100 человек принятие устава должно осуществляться населением непосредственно на сходе граждан.
Устав муниципального образования, внесенные в него изменения и дополнения подлежат официальному опубликованию (обнародованию) после их государственной регистрации в органах юстиции.