Тема 12. Контрольные и иные органы муниципального образования

Правовое регулирование института муниципальной службы в РФ.

В настоящее время правовое регулирование института муниципальной службы в РФ осуществляется в соответствие с положениями Конституции РФ, рамочного Закона № 131-ФЗ, ФЗ от 2007 г. “О муниципальной службе в РФ”, специальными законами субъектов РФ (в Томской обл. действуют 2 таких закона; “О муниципальной службе в ТО”, “О должностях муниципальной службы в ТО”). Другими такими актами являются Уставы муниципальных образований и локальные муниципально-правовые акты, регулирующие отдельные вопросы приёма и прохождения муниципальной службы.

Согласно ФЗ от 2007 “О муниципальной службе в РФ” муниципальная служба – это профессиональная деятельности граждан РФ, которая осуществляется на постоянной профессиональной основе в органах местного самоуправления и на должностях муниципальной службы, замещаемые путём заключения трудового договора, контракта с муниципальным служащим.

Из этого легального определения понятия муниципальной службы можно выделить ряд главных признаков, характеризующих особенности института муниципальной службы в нашей стране и отграничивающие статус муниципального служащего от деятельности других лиц, выполняющих свои полномочия в органах местного самоуправления:

1. на муниципальную службу могут быть приняты только граждане РФ либо иностранные граждане, если имеется соответствующий заключенный двухсторонний международный договор между РФ и иностранным государством, к которому относится данное лицо;

2. вся деятельность муниципального служащего должна осуществляться только на постоянной профессиональной основе, и поэтому не может гражданин выполнять свои полномочия в качестве муниципального служащего на общественных началах, по совместительству либо по гражданско-правовому договору;

3. лицо, являющееся муниципальным служащим, должно осуществлять свои должностные полномочия только в органах местного самоуправления, и поэтому, например, руководитель муниципального предприятия, учреждения, организации не относится к муниципальным служащим;

4. любой муниципальный служащий должен в обязательном порядке замещать в соответствии с Законом определенную муниципальную должность; исчерпывающий перечень таких должностей закрепляется в Едином государственном реестре должностей муниципальной службы, утверждаемом специальным законом субъекта РФ;

5. с каждым муниципальным служащим в установленном законом порядке должен заключаться трудовой договор, контракт на неопределенный срок либо на какой-то конкретный срок времени.

Существует классификация должностей муниципальной службы. Такая классификация в ФЗ “О муниципальной службе в РФ” проводится в зависимости от замещаемой муниципальной должности:

1. лица, замещающие высшие муниципальные должности, к которым обычно относятся заместители Главы местной Администрации, руководители самостоятельных исполнительно-распорядительных органов местной Администрации, наделённые правами юридического лица;

2. лица, замещающие главные муниципальные должности, к которым по общему правилу относятся руководители исполнительно-распорядительных органов местной Администрации в ранге Комитетов местной Администрации или приравненные к ним руководители по должности;

3. лица, замещающие ведущие муниципальные должности, они обычно включают в себя руководителей исполнительно-распорядительных органов местной Администрации в ранге начальников или заведующих отделов местной Администрации, не являющихся самостоятельными структурными подразделениями и службами местной Администрации;

4. лица, замещающие старшие муниципальные должности, к которым по общему правилу относятся советник Главы местной Администрации, главный и ведущий специалисты, консультанты-референты;

5. лица, замещающие младшие муниципальные должности, выполняющие организационную, техническую и иные вспомогательные функции; к этой категории обычно относятся специалисты I и II категории, не имеющие высшего профессионального образования.

Порядок приёма и прохождения муниципальной службы в РФ предусматривает 2 способа приёма граждан РФ на муниципальную службу:

1. путём назначения на муниципальную должность вышестоящим руководителем органа местного самоуправления;

2. проведение конкурса на замещение вакантной должности муниципальной службы;

Причём такой конкурс может проводиться в 2х формах:

1) конкурс в форме подачи документов в конкурсную комиссию;

2) конкурс в форме выполнения соответствующего конкурсного задания (обычно в тестовой форме, либо выполнение творческого задания).

В дальнейшем прохождение муниципальной службы и перемещение по служебной лестнице предполагает проведение периодических аттестаций муниципальных служащих на соответствие ими должности муниципальной службы (не реже 1 раза в 3 года).

В целях подготовки проведения аттестации муниципальных служащих по решению Главы местной Администрации создается и действует специальная аттестационная комиссия, в состав которой включаются обычно: заместители главы местной Администрации, руководители ряда исполнительно-распорядительных органов местной Администрации, представители кадровой службы местной Администрации, а также приглашенные представители исполнительных органов государственной власти субъекта РФ с правом совещательного голоса.

От проведения аттестации освобождаются по закону следующие категории муниципальных служащих:

1. лица, проработавшие на должностях муниципальной службы менее 1 года и не имеющие опыта профессиональной деятельности;

2. лица, достигшие возраста 60-ти лет;

3. беременные женщины; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам или по уходу за ребёнком до достижения им возраста 3х лет;

4. лица, замещающие должности муниципальной службы на основании заключенного срочного трудового договора (контракта).

Формы проведения аттестации муниципальных служащих:

1. собеседование с муниципальным служащим о достигнутых им результатах своей профессиональной служебной деятельности;

2. сдача письменного квалификационного экзамена (обычно в тестовой форме).

По результатам проведения аттестации муниципальных служащих аттестационная комиссия делает следующие выводы, которые затем вносятся в аттестационный лист и в личное дело муниципального служащего:

1. лицо соответствует замещаемой им муниципальной должности и может быть зачислено в кадровый резерв на вышестоящую муниципальную должность, заслуживают поощрения по своей службе;

2. лицо частично соответствует замещаемой им должности при условии выявленных недостатков в его деятельности; в таком случае муниципальный служащий подлежит повторной аттестации через 6 месяцев, и затем делается окончательный вывод о его профессиональной пригодности;

3. лицо не соответствует замещаемой им должности; тогда лицо предоставляется на выбор 2 варианта дальнейшего трудоустройства:

1) перевод на нижестоящую муниципальную должность с понижением в зарплате;

2) если отказывается от перевода, лицо подлежит увольнению со службы и занесению соответствующей записи в трудовую книжку (такой вывод делается аттестационной комиссией по отношению к муниципальному служащему в том случае, если ранее в работе муниципального служащего присутствовали недостатки, и к нему неоднократно применялись меры дисциплинарной ответственности).

Социальные гарантии для муниципальных служащих:

1. выплата надбавок к должностному окладу по замещаемой должности муниципальной службы и выслуге лет;

2. ежегодное индексирование заработной платы с учётом инфляции;

3. право на получение льготной пенсии по выслуге лет;

4. право на дополнительное медицинское страхование жизни и здоровья муниципального служащего;

5. право на получение основного и дополнительного рабочих отпусков общей продолжительностью до 45 календарных дней;

6. право на санаторно-курортное лечение;

7. право на улучшение жилищных условий и приобретение нового жилья, в том числе за счёт средств местного бюджета или под гарантией и поручительством муниципального образования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: