Основные принципы муниципальной службы. Взаимосвязь с государственной гражданской службой

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Исходные положения: муниципальная должность, муниципальная служба, муниципальный служащий.

2. Основные принципы муниципальной службы. Взаимосвязь с государственной гражданской службой.

3. Должности муниципальной службы.

4. Основы правового положения (статуса) муниципального служащего.

5. Обязательно представляемые сведения. Оформление поступления и пребывания на муниципальной службе.

6. Гарантии, поощрения и ответственность муниципальных служащих.

1. Исходные положения: муниципальная должность, муниципальная служба, муниципальный служащий

Статья 42 «Муниципальная служба» Закона № 131-ФЗ гласит: «Правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к муниципальным должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов РФ и уставами муниципальных образований».

Таким образом, Закон предполагает достаточно широкие правовые основы муниципальной службы трех уровней – федеральный закон, закон субъекта РФ, устав муниципального образования.

На федеральном уровне основным источником в рассматриваемой сфере является Федеральный закон от 2 марта 2007 года № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации» (далее – Закон № 25-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 3 этого Закона правовые основы муниципальной службы в РФ составляют Конституция РФ, а также настоящий Закон № 25-ФЗ и другие федеральные законы, иные нормативно-правовые акты РФ, конституции (уставы), законы и иные НПА субъектов РФ (далее – законодательство о муниципальной службе), уставы МО, решения, принятые на сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Закон № 25-ФЗ прежде всего позволяет выяснить, кто является муниципальным служащим, что такое муниципальная должность и что такое муниципальная служба. В части 2 статьи 1 говорится о том, что настоящим Федеральным законом не определяется статус депутатов, членов выборных органов МСУ, выборных должностных лиц МСУ, членов избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса, поскольку указанные лица не являются муниципальными служащими.

Закон № 25-ФЗ оперирует двумя понятиями: муниципальная должность и должность муниципальной службы. Лиц, указанных в части 2 статьи 1, данный Закон не называет муниципальными служащими, хотя все они считаются замещающими муниципальные должности и могут получать оплату за свою работу (избираемые населением депутаты представительного органа, глава муниципального образования, члены контрольного органа; избираемые представительным органом глава МО, другие должностные лица из числа депутатов, например заместитель председателя представительного органа и т. п.; члены сформированной представительным органом избирательной комиссии МО с правом решающего голоса, в том числе ее председатель, заместитель председателя и секретарь; руководитель контрольного органа, сформированного на выборах населением, избранный этим органом из своего состава).

Если речь идет о муниципальных служащих, ими являются лица, которые занимают должности муниципальной службы.

Муниципальная служба (ч. 1 ст. 2 Закона № 25-ФЗ) – профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).

Таким образом, муниципальная служба, во-первых, профессиональная деятельность соответствующего лица, во-вторых, осуществляется на постоянной основе, в-третьих, предполагает занятие одной издолжностей муниципальной службы, в-четвер-тых, замещается лишь на основании договора (контракта).

Только наличие всех перечисленных условий в совокупности позволяет считать лицо муниципальным служащим и отличать его по статусу от лиц, занимающих муниципальную должность.

Муниципальным служащим является гражданин, исполняющий в порядке, определенном муниципальными правовыми актами в соответствии с федеральными законами и законами субъекта РФ, обязанности по должности муниципальной службы за денежное содержание, выплачиваемое за счет средств местного бюджета.

Нанимателем для муниципального служащего является МО, от имени которого полномочия нанимателя осуществляет представитель нанимателя (работодатель).

Представителем нанимателя (работодателем) могут быть:

– глава МО, руководитель органа МСУ;

– председатель избирательной комиссии МО;

– иное лицо, уполномоченное исполнять обязанности представителя нанимателя (работодателя).

На муниципальных служащих распространяется действие трудового законодательства, однако есть особенности, предусмотренные Законом № 25-ФЗ.

Закон № 25-ФЗ закрепляет широкий набор основных принципов муниципальной службы (ст. 4). Среди них отметим:

– приоритет прав и свобод человека и гражданина;

– равный доступ граждан, владеющих государственным языком РФ, к муниципальной службе и равные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловыми качествами муниципального служащего;

– профессионализм и компетентность муниципальных служащих;

– стабильность муниципальной службы;

– единство основных предъявляемых к ней требований;

– правовая и социальная защищенность муниципальных служащих;

– ответственность муниципальных служащих за неисполнение или ненадлежащее исполнение своих должностных обязанностей;

– внепартийность муниципальной службы.

Последнее требование означает, что в своей деятельности муниципальный служащий не может руководствоваться интересами какой-либо партии и указаниями ее руководства.

Закон № 25-ФЗ закрепил (ст. 5) взаимосвязь муниципальной службы и государственной гражданской службы РФ, которая обеспечивается посредством:

1) Единства:

– основных квалификационных требований к должностям обоих видов службы;

– ограничений и обязательств при прохождении той и другой службы;

– требований к подготовке, переподготовке и повышению квалификации муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

2) Учета стажа муниципальной службы при исчислении стажа государственной гражданской службы и учета стажа государственной гражданской службы при исчислении стажа муниципальной службы;

3) Необходимости соотносительности:

– основных условий оплаты труда и социальных гарантий муниципальных служащих и государственных гражданских служащих;

– основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших муниципальную службу, и граждан, проходивших государственную гражданскую службу, а также членов их семей в случае потери кормильца.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: