Классификация муниципальных услуг
Частные услуги характеризуются тем, что их оказание и потребление носит индивидуальный характер, т. е. они связаны с конкретными исполнителями и потребителями. Потребитель выступает в роли индивидуального заказчика. В этом случае и качество услуг может быть измерено потребителем. К числу таких услуг относится большинство бытовых и торговых услуг, такси и т. п. Они оплачиваются потребителями по сложившимся в рыночной среде ценам и тарифам.
Общественные услуги отличаются тем, что их производство и потребление носят общественный характер. Потребление не связано по времени ни с производс:гвом, ни с оплатой, а объем и качество не поддается непосредственному измерению потребителем. К общественным услугам может быть отнесено благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность, содержание мест захоронения и др. Эти услуги должен оплачивать бюджет.
Услуги, общественные по форме их предоставления, но частные по характеру потребления в основном являются социально значимыми, их предоставление каждому гарантировано Конституцией РФ. К социально значимым услугам относятся охрана здоровья, возможность получения образования, доступ к достижениям культуры, который гарантируется государством каждому гражданину, независимо от уровня его материального благосостояния. В то же время должно быть обеспечено экономное потребление данных услуг, поэтому для их оплаты целесообразно сочетание личного и бюджетного финансирования, причем соотношения между ними могут быть самыми разными и неодинаковыми для различных групп населения.
«Бюджетными» муниципальными услугами называются такие услуги, которые полностью или частично финансируются из местного бюджета. К ним относятся общественные и большинство социально значимых услуг. В отдельных случаях бюджетными могут быть и некоторые частные услуги. Например, в ряде городов установлены льготы на услуги парикмахерских и бань для отдельных социальных групп. В этом случае бюджет должен компенсировать производителю потери его доходов.
Для получения некоторых дорогостоящих услуг в качестве третьего источника финансирования (кроме тарифа и бюджетного финансирования) могут использоваться различные системы страхования, например медицинское или страхование имущества от пожара.
Органы местного самоуправления должны непосредственно управлять или контролировать услуги местных монополистов, а также все бюджетные услуги. Цены и тарифы на них должны быть регулируемыми, их нельзя отдавать во власть рыночной стихии. Так, муниципалитеты многих крупных зарубежных городов сознательно финансируют потребление некоторых услуг, которые могли бы быть оплачены потребителем, Например, услуги общественного городского транспорта, снижением цен на которые (наряду с высокими тарифами за парковку автомобилей) муниципальные власти борются с переполнением центров городов индивидуальным автотранспортом.
Измерители объема и результативности муниципальных услуг
Необходимость экономии бюджетных средств на оказание муниципальных услуг делает злободневным вопрос об оценке объема услуги. Проблема не возникает, когда существует прямой измеритель: размер жилой площади, счетчик расхода электроэнергии, газа, воды, использования телефона при повременной оплате и т. п. Однако часто его нет, и приходится прибегать к косвенным, в качестве которых могут использоваться:
♦ с человека (вода при отсутствии приборов учета воды);
♦ с установки (радиоточка, телефон при отсутствии повременной оплаты);
♦ за вход (городской транспорт, музей);
♦ с квадратного метра жилой площади (теплоэнергия при отсутствии счетчика, вывоз мусора, лифт).
Выбор косвенного измерителя объема услуги не всегда очевиден и должен быть предметом анализа. Использование косвенных измерителей часто бывает выгодно поставщику, поскольку позволяет скрыть нерациональные расходы и производственные потери (например, тепла или воды в сетях). Поэтому везде, где только возможно, следует переходить на прямое измерение объема муниципальных услуг.
Важна также проблема распределения оплаты муниципальных услуг между различными категориями потребителей. Здесь можно использовать два принципа;
♦ принцип «равенства» — оплата производится по единому для всех тарифу;
♦ принцип «справедливости» — размер тарифа изменяется в зависимости от платежеспособности. Потребители с низким доходом платят меньше за единицу услуги. Для отдельных категорий граждан пользование той или иной муниципальной услугой может быть вообще бесплатным, хотя это и увеличивает нагрузку на других потребителей.
Не менее важная проблема — оценка эффективности, результативности оказания отдельных муниципальных услуг. При ограниченности финансовых средств муниципальной власти постоянно приходится решать вопрос, какие бюджетные услуги и в каком объеме предоставлять, а от каких отказываться. Результативность определяется с помощью показателей, характеризующих степень удовлетворения тех или иных потребностей населения или потери от отсутствия данной услуги. Самым важным индикатором такого рода служит увеличение или уменьшение количества обращений и жалоб населения на качество. Для отдельных видов услуг могут использоваться частные показатели результативности: время ожидания городского транспорта на остановке, периодичность вывоза бытовых отходов, температура в квартирах в отопительный период, расчетное время на устранение аварии в эксплуатации жилищного фонда, состояние городских дорог, время от вызова скорой помощи до момента ее прибытия и т. д. Эти показатели должны устанавливаться муниципальными социальными стандартами. Органы местного самоуправления должны уметь оценивать результативность каждой услуги, соизмерять полученный результат с затратами на его достижение (т. е. оценивать эффективность оказания услуги) и на основе такого сопоставления осуществлять выбор приоритетов.
Роль органов местного самоуправления в оказании муниципальных услуг
Непосредственную работу по оказанию муниципальных услуг населению могут проводить предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм, а также индивидуальные предприниматели. Для предоставления важнейших услуг, контроль над которыми местная власть не может передать никому, администрация муниципального образования имеет право создавать муниципальные предприятия и учреждения. Одновременно она должна создавать частному бизнесу благоприятные условия для оказания муниципальных услуг. Таким образом, роль органов местного самоуправления в оказании огромного спектра многообразных муниципальных услуг может быть различной:
♦ за первую группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, обязаны обеспечить их предоставление населению и финансировать их из местных бюджетов (содержание дорог, благоустройство территории, содержание школьных зданий, мест захоронения и т. п.);
♦ за вторую группу муниципальных услуг основную ответственность и финансовую нагрузку несут органы государственной власти, а органы местного самоуправления содействуют в их оказании и участвуют в финансировании расходов (общественная, пожарная безопасность, социальная поддержка отдельных групп населения и т. п.);
♦ за третью группу муниципальных услуг органы местного самоуправления несут полную ответственность, хотя финансируют частично, в доле с населением и государством (льготные категории граждан). К этой группе относятся жилищно-коммунальные услуги, городской транспорт, детски дошкольные учреждения, медицинская помощь (кроме специализированной),культура и т. п.;
♦ четвертую группу муниципальных услуг (частные услуги) полностью финансируют их потребители, а органы местного самоуправления лишь создают условия для их оказания путем правового регулирования, сдачи в аренду помещений, предоставления земельных участков и т. д. (например, торговля, бытовое обслуживание, гостиницы);
♦ особую группу муниципальных услуг составляют справочно-информационные и согласовательно-разрешительные услуги, оказываемые непосредственно в органах местного самоуправления, а также услуги, связанные с рассмотрением жалоб и обращений граждан. По качеству предоставления этих услуг население часто оценивает всю работу органов местного самоуправления.
Управление процессом оказания муниципальных услуг, выбор наиболее эффективных измерителей и способов оплаты, сочетания личного и бюджетного: финансирования услуг в различных сферах муниципальной деятельности, муниципального и частного секторов экономики при оказании муниципальных услуг является одним из ключевых аспектов искусства муниципальной политики.
Понятия человеческого потенциала
Выше отмечалось, что человек в муниципальном управлении выступает в трех ролях: как цель, объект и источник власти — субъект управления. В связи с этим мы будем использовать термины «человеческий потенциал» (иногда говорят «человеческий капитал») и «человеческий ресурс».
Человеческий потенциал — это совокупность физических, духовных, культурных и иных качеств человека и населения в целом. Развитие человеческого потенциала, приращение человеческого капитала как раз и означает повышение качества жизни, которое является целью муниципальной деятельности.
Человеческий ресурс — это совокупность свойств людей, необходимых для воспроизводства жизни на территории муниципального образования и обеспечения самоуправления населения, т. е, для реализации роли человека как субъекта управления.
Иначе говоря, человеческий потенциал — это то, что мы вкладываем в человека, а человеческий ресурс — это то, что мы можем получить от него.
Понятия человеческого потенциала и человеческого ресурса тесно взаимосвязаны. Развивая и наращивая человеческий потенциал, вкладывая средства в укрепление физического здоровья, образование, культурное развитие населения, социальную поддержку отдельных категорий граждан, мы одновременно наращиваем и человеческий ресурс местного сообщества. В то же время приращение человеческого потенциала не означает пропорционального увеличения человеческого ресурса, поскольку для этого требуется еще готовность и желание человека принимать участие в решении вопросов местной жизни. Поэтому задача превращения человеческого потенциала в ресурс муниципального управления является одной из сложнейших задач органов местного самоуправления,
Основные направления развития человеческого потенциала на местном уровне представлены в табл.ице.
Реализация этих задач требует скоординированных действий органов местного самоуправления, государственной власти (с учетом разграничения полномочий между ними) и общественности. Подробнее эти вопросы рассматриваются в главе 5.
Вложения в человека, развитие его потенциала, наращивание человеческого капитала — самый выгодный вид вложения средств, хотя количественно оценить их эффективность довольно трудно.
Ориентация на развитие человеческого потенциала означает, что основной нормой организации жизни поселения должна быть не традиционная форма производственного поселения (социальный цех градообразующих предприятий), а поселение как самоценность для человека, как среда обитания и общения, как место, где формируется особая общность людей — местное сообщество как часть гражданского общества, где каждый имеет возможность реализовать свои потребности, интересы, способности в рамках цивилизованных отношений..
Предпосылки использования человеческого ресурса в муниципальном управлении
Превращение человеческого потенциала в главный фактор развития муниципального образования, использование его в качестве ресурса в муниципальном управлении является, как уже отмечалось, исключительно сложной проблемой и составляет стратегическую задачу муниципальной деятельности. В главе 1 были показаны возможные формы участия граждан в местном самоуправлении. Однако решение этой задачи осложняется отечественными традициями, для которых характерна сильная ориентация человека не на самого себя, а на органы власти всех уровней. Забота власти о рядовом жителе воспринимается как должное. Вследствие этого слаба ориентация жителей, особенно городских и в меньшей степени сельских, на экономическое и иное самообеспечение. Это явление принято называть социальным иждивенчеством, его преодоление потребует длительного времени.
Использование человеческого ресурса в муниципальном управлении основано на принципе субсидиарности. Как отмечалось в главе 1, согласно этому принципу решение каждого вопроса должно передаваться на возможно более близкий к гражданину уровень. Государству следует передавать в ведение местного самоуправления все те вопросы жизнеобеспечения (в том числе часть вопросов государственного значения), которые могут быть решены на местном уровне. Но и муниципальная власть должна стремиться оставлять на решение самих граждан и создаваемых ими различных структур гражданского общества (третьего сектора) все те вопросы жизнеобеспечения, которые они могут решать самостоятельно. Этот принцип на муниципальном уровне предусматривает субсидиарную ответственность власти и общественных структур за состояние дел в муниципальном образовании. Можно выделить такие сильные стороны третьего сектора в решении местных проблем, как умение удовлетворять потребности различных слоев населения, сочувствие и преданность, индивидуальный подход к решению проблем, умение завоевывать доверие. Их муниципальная власть должна использовать в полной мере.
Местные сообщества в муниципальном управлении
Разные слои населения в разной мере заинтересованы в решении тех или иных вопросов муниципальной жизни. Поэтому субсидиарное участие граждан в муниципальном управлении предполагает структуризацию населения на группы (слои), имеющие и отстаивающие те или иные корпоративные интересы. Эти группы мы будем именовать локальными местными сообществами, формируемыми внутри местного сообщества всего муниципального образования.
Выделяют четыре признака любого местного сообщества, определяющих его устойчивость: население — общность людей, территория — ограниченное пространство, социальное взаимодействие, чувство сообщества (рис. 3.4.1).
Важнейшим из этих признаков является психологическое чувство сообщества, чувство соседства, поскольку степень его развитости определяет возможность совместно решать важные для людей проблемы.
Взаимоотношения этих локальных сообществ с органами местного самоуправления основаны на поддержке и защите их интересов:
♦ предпринимательские и финансовые круги заинтересованы в развитии своего бизнеса и создании для этого благоприятных условий на местном уровне:
♦ местные отделения политических партий заинтересованы в проведении политики своих партий на муниципальном уровне;
♦ группы по профессиональным интересам (шахтеры, металлурги, строители, научные работники, инженерная интеллигенция, педагоги, медики, работники культуры и др.), а также их официальные органы — профсоюзы отстаивают профессиональные интересы отдельных групп;
♦ социальные организации выражают корпоративные интересы отдельных социальных слоев населения (ветеранские, женские, молодежные, общества инвалидов и т, п.);
♦ территориальные организации выражают интересы малых территориальных сообществ (органы территориального общественного самоуправления, товарищества собственников жилья, жилищно-строительные и гаражные кооперативы, дачные товарищества и т. п.);
♦ национальные общины, религиозные организации разных конфессий заинтересованы в сохранении своих национальных и культурных традиций, образа жизни, объектов религиозного культа;
♦ благотворительные организации (фонды, попечительские советы, волонтерские организации школьников, студентов, пенсионеров и др.)хотели бы рассчитывать на поддержку своих акций и начинаний органами местного самоуправления;
♦ организация по интересам (правозащитные, экологические, по борьбе с наркоманией, защите животного и растительного мира, охотники и рыболовы, собаководы и т.п.) также рассчитывают на поддержку органами местного самоуправления своих программ и действий.
Вопросы взаимодействия муниципальной власти с предпринимательскими кругами (второй сектор общества) рассматриваются в главе 6. Политические партии проявляют активность на местном уровне далеко не всегда. Все остальные локальные местные сообщества могут быть юридически оформленными и неоформленными. Юридически оформленные, являются некоммерческими организациями (НКО). Согласно Гражданскому кодексу РФ, они могут иметь организационно-правовую форму общественной организации, религиозной организации, потребительского кооператива, объединения юридических лиц, фонда, учреждения и т. д.
НКО и другие локальные местные сообщества готовы принимать участие в выработке муниципальной политики и в муниципальном управлении и несут субсидиарную ответственность с муниципальной властью лишь в той мере, в которой это будет отвечать их корпоративным интересам. Поэтому местная власть должна знать типы и состав локальных местных сообществ, имеющихся в данном муниципальном образовании, внимательно изучать их интересы и потенциал и уметь работать с каждым из них.
Информированность населения как предпосылка использования человеческого ресурса в муниципальном управлении
Для того чтобы местные сообщества могли участвовать в выработке муниципальной политики и в процессе муниципального управления, они должны быть прежде всего хорошо информированы о социально-экономическом положении, задачах, которые ставит перед собой муниципальная власть, роли, которую может сыграть каждое местное сообщество в их решении. В связи с этим деятельность муниципальной власти должна носить открытый характер.
В настоящее время намерения, решения и действия органов местного самоуправления в большинстве случаев не обладают необходимой информационной прозрачностью. Между тем в условиях самоуправления население должно не только быть осведомлено о деятельности муниципальной власти, но и иметь возможность выражать свое мнение о ней. Его можно узнать путем проведения опросов, анализа писем и обращений граждан, публикаций в средствах массовой информации. Тем самым обеспечивается обратная связь населения и власти (рис. 3.4.3). Важным индикатором мнения населения о деятельности органов местного самоуправления являются муниципальные выборы.
Хорошая информированность населения о положении дел в муниципальном образовании и о перспективах его развития составляет основу «информированного согласия», когда люди знают, понимают и поддерживают муниципальную власть. Каналы информирования населения о политике и практической деятельности муниципальной власти весьма разнообразны. Основные из них — личные встречи руководителей с населением, информационные стенды, справочно-информационные материалы, «горячие линии», справочно-информационная служба, средства массовой информации, библиотеки и т. п. (рис. 3.4.4).
Личные встречи главы муниципального образования, депутатов, руководителей органов и должностных лиц местного самоуправления с жителями являются одной из важнейших форм информирования населения. Они должны проводиться регулярно, по утвержденному графику. Достоинство этой формы в том, что жители могут на месте задавать интересующие их вопросы и получать ответы.
Справочно-информационные материалы могут размещаться на стендах, устанавливаемых на улицах, в помещениях местной администрации, в местах приема населения, а также распространяться через почтовые ящики.
Главы и другие должностные лица муниципальных образований могут проводить тематические «горячие линии» с гражданами, обычно по телефону. Такая форма общения не только позволяет жителям получать оперативную информацию из первых рук, но и помогает руководителям местной администрации лучше узнавать о нуждах и проблемах населения, состоянии дел на местах, снимать напряженность в решении отдельных вопросов.
Отдельные вопросы решаются с помощью справочно-информационной службы, куда приходят или звонят граждане.
Среди всех форм информирования населения особо выделяются печатные, радио и телевизионные средства массовой информации. СМИ лучше, чем другие источники, способны доносить достоверную информацию. Особенно важно развитие местных каналов вещания. Выпускаются муниципальные газеты, действуют теле- и радиостудии. Федеральное законодательство относит к полномочиям органов местного самоуправления учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов и иной официальной информации.
Для организации эффективного взаимодействия со СМИ в муниципальных органах могут создаваться специальные подразделения: пресс-центр, центр общественных связей, информационное агентство, может быть введена должность пресс-секретаря. Эти структуры обеспечивают взаимодействие со СМИ на постоянной основе, снабжают их информацией о деятельности органов местного самоуправления, проводят аккредитацию представителей СМИ, организуют сотрудничество с представителями СМИ других муниципальных образований, проведение круглых столов, брифингов и пресс-конференций, осуществляют консультирование и подготовку важнейших выступлений первых лиц муниципального образования и т. д.
Значительными возможностями в информировании населения о деятельности органов местного самоуправления располагают библиотеки. Органы местного самоуправления, как правило, не видят партнера в библиотеке, не осознают значимость и эффективность совместной работы по формированию гражданского общества. Сотрудники библиотек должны изучать информационные потребности местного сообщества, собирать воедино информационные потоки, создаваемые местным самоуправлением.
Одной из форм информирования населения могут стать информационно-аналитические и консультативно-информационные центры, методические кабинеты, создаваемые при местных администрациях. В них должны иметься подборка нормативно-правовых актов по вопросам местного самоуправления, пакет типовых документов, необходимых для регистрации органов ТОС и других некоммерческих организаций, информационная литература. В центрах и кабинетах должны работать компетентные специалисты, способные продемонстрировать жителям выгоду различных форм самоорганизации, а также указать на проблемы, с которыми они могут столкнуться при осуществлении собственных инициатив.
Население должно иметь возможность сравнивать местную ситуацию с другими близкими по типологии муниципальными образованиями. Такую информацию можно получить из средств массовой информации, по сети Интернет, от союзов и ассоциаций муниципальных образований.
Гласность в муниципальном управлении и информированность населения в конечном итоге способствуют превращению обывателя в гражданина.
Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с некоммерческими организациями
Учитывая значительный потенциал некоммерческих организаций в решении местных проблем, органы местного самоуправления должны быть заинтересованы в налаживании эффективного взаимодействия с ними. Тем самым снижается социальная напряженность в местном сообществе, экономятся бюджетные средства за счет передачи НКО некоторых административных функций, привлекаются дополнительные (от отечественных и зарубежных благотворительных фондов) источники финансирования путем создания силами НКО социально значимых проектов и программ и получения грантов на их реализацию, использования ресурсов благотворительности и потенциала волонтерской деятельности.
Существуют различные формы взаимодействия муниципальных органов с НКО и их поддержки. Чаще всего их подразделяют на экономические и неэкономические (рис. 3.4.5).
На практике в отношениях органов местного самоуправления с НКО остаются некоторые проблемы.
1. Неготовность чиновников к партнерским отношениям с НКО. Органы муниципального управления часто рассматривают НКО как объект управления, который нужно организовывать и контролировать, что является проявлением командно-административного стиля управления советских времен. НКО, в свою очередь, считают независимость самоцелью и категорически отказываются от отношений, где есть хоть какой-то намек на руководящую роль и контроль со стороны органов власти.
2. Неопределенность в том, кто в администрации должен взаимодействовать с НКО — специальный отдел или отраслевые структурные подразделения.
На процесс взаимодействия органов муниципального управления с организациями третьего сектора влияют также внутренние факторы в среде НКО, такие как наличие или отсутствие лидера, готовность или неготовность к объединению с другими НКО и пр.
Изучение местных сообществ и работа по их вовлечению в процесс муниципального управления требуют подготовки соответствующих кадров. В зарубежных странах, например в США, появилась такая профессия, как специалист по развитию местных сообществ. Одна из ее задач — помощь людям в освоении новой системы социальных ценностей. Для России в условиях перехода от тоталитарного общества к демократическому и от психологии социального иждивенчества к самоуправлению и самоорганизации граждан эта проблема особенно актуальна.
Механизмы взаимодействия органов местного самоуправления с органами территориального общественного самоуправления
Возможности ТОС в решении многих задач жизнеобеспечения населения были показаны в главе 1, Для их реализации органы местного самоуправления должныорганизовать эффективное взаимодействие с органами ТОС, которое возможно по нескольким направлениям:
♦ развитие территории — составление планов, программ совместной деятельности;
♦ использование местных ресурсов — разработка и согласование механизмов выполнения программ совместной деятельности по комплексному развитию территории;
♦ координация деятельности по работе с детьми, подростками, социально незащищенными слоями и т. п.;
♦ контроль содержания жилищного и нежилого фонда, работы предприятий социальной и бытовой инфраструктуры;
♦ проведение разъяснительной работы среди населения, информирование жителей о мероприятиях, проводимых органами местного самоуправления.
Взаимодействие органов местного самоуправления и ТОС должно основываться на принципах добровольности, самостоятельности ТОС при решении собственных задач, взаимного интереса при решении вопросов совместной компетенции и взаимной ответственности.
Сложившаяся практика взаимодействия муниципальной власти с органами ТОС различна — от чрезмерной опеки до эпизодического поверхностного общения. Ряд муниципальных образований практикует бюджетную оплату труда руководителей ТОС, предоставление им льгот по оплате жилья и коммунальных услуг. В некоторых муниципальных образованиях созданы советы руководителей органов ТОС. Они владеют ситуацией на местах, знают настроения людей и могут оказать существенную помощь в решении муниципальных проблем.
Органы ТОС, проводящие отдельные акции на договорной основе с местной администрацией, наделяются необходимыми для этого средствами. Условия л порядок выделения бюджетных средств определяются уставом муниципального образования и (или) нормативным правовым актом представительного органа. Органы местного самоуправления, передавая органам ТОС на договорной основе отдельные муниципальные полномочия вместе с необходимыми материальными и финансовыми ресурсами, вправе осуществлять контроль над реализацией этих полномочий.
Механизмы привлечения местных сообществ и граждан к участию в муниципальном управлении
Для привлечения отдельных местных сообществ и граждан к участию в муниципальной деятельности могут быть использованы формы, представленные на рис. 3.4.6.
Механизмами такого привлечения могут быть создание временных и постоянных рабочих групп, инициативных групп, консультативных советов, проведение опросов населения и публичных слушаний, организация взаимодействия с союзами предпринимателей и т. п.
Как отмечалось выше, привлечение граждан и локальных местных сообществ к реальному участию в муниципальном управлении представляет собой достаточно сложную задачу в условиях отсутствия соответствующих традиций и сложившегося отчуждения рядовых жителей от любой власти. Поэтому местная власть должна принимать специальные меры, способствующие достижению реального участия граждан в муниципальном управлении. Основные направления этой работы следующие.
1. В уставе муниципального образования должны быть закреплены процедуры, позволяющие отдельным гражданам и общественным группам прямо выражать свое отношение к местным проблемам и участвовать в их решении на всех этапах. Граждане должны иметь нормативно оформленную возможность предлагать решения, конкретные проекты; участвовать в осуществлении тех решений и проектов, в которых они наиболее заинтересованы.
2. Необходимо разрабатывать и осуществлять муниципальные программы информированного согласия, которые помогали бы людям поверить в возможности своими силами повышать качество жизни на местном уровне. В частности, необходима специальная муниципальная структура по поддержке гражданских инициатив, т. е. должно быть такое место, куда человек или группа граждан могут обратиться со своей инициативой.
3. Работа по обеспечению информированного гражданского согласия должна вестись постоянно, на долговременной основе.
Только при соблюдении этих условий человеческий ресурс может способствовать процветанию и развитию муниципального образования.