Методы планирования прибыли
1. Экстраполяция - то есть распространение тенденции базового периода.
2. Метод прямого счёта
Прибыль = Выручка от реализации – С полная себестоимость
3. Факторный метод
Включает этапы планирования
I этап: расчёт базовых показателей: выручка от реализации, себестоимость реализации продукции, прибыль от реализации, структура себестоимости по элементам, структура активов предприятия.
II этап: определение целей развития в плановом периоде (выявление факторов которые повлияют на величину прибыли).
III этап: расчёт плановой прибыли по факторам.
4. Нормативный. Расчёт прибыли на основе использования норм: норма прибыли на собственный капитал, рентабельность продукции, норма прибыли на рубль товарной продукции предприятия.
Пр = Н*А
Н - норма
А - показатель относительно которого рассчитывается норма.
Прибыль = Нп норма прибыли А показатель, относительно
на собственный капитал которого рассчитана
или на единицу реализо- норма
|
|
ванной продукции или
на рубль товарной продукции
5 метод – индексный
Тема 3. Анализ взаимосвязи объёма продаж, себестоимости и прибыли
На рисунке показаны как соотносятся рассматриваемые категории:
Валовой доход | ||
Материальные затраты | Оплата труда | Прибыль |
Издержки производства (с/с) | Чистый доход | |
Объем реализации |
Рис. Взаимосвязь между: себестоимостью, валовым доходом и прибылью предприятия
Цель анализа: определение порогового уровня рентабельности или точки безубыточности.
Точка безубыточности – это критический объем продаж, который при определенном уровне цен обеспечивает полное покрытие затрат.
Методы анализа.
Графический, то есть построение графика безубыточности, то есть диаграммы постоянных переменных полных затрат и выручки от реализации.
При его использовании строится графи точки без-ти, т.е. диаграмма постоянных и переменных затрат и выручка от реализации. Пи этом делаются следующие допущения:
А) низменные цены на товар и ресурсы
Б) поступление выручки пропорционально объему продаж
В) объем производства равен объему реализации
Г)ассортимент на товары и услуги постоянен
График точки безубыточности в краткосрочном периоде
Цель анализа – определение порогового уровня рентабельности или точки безубыточности.
Точка безубыточности – критический объем продаж, при котором покрываются все затраты, но нет прибыли.
Линия полных затрат |
З перемен. |
З пост. |
З пост. |
График выручки |
Зона убытка |
Точка пересечения графика полных затрат точка безубыточности |
Q |
зона прибыльности |
З пост = 100 З перемен = 4 С = 6 |
|
|
Рис. 11– График точки безубыточности в краткосрочный период
Расстояние между фактической (плановой) выручкой и выручкой в точке безубыточности (критической) называется запасом финансовой точности.
Точка пересечения полных затрат и выручки называется точкой без-ти.
Зона выше точки без-ти называется зоной прибыльности.
Зона ниже точки без-ти называется зоной убытков.
Разница между фактической(плановой) вырочкой и выручкой в точке без-ти (критической) называется «кромкой без-ти» или запасом финансовой устойчивости.
График точки безубыточности в долгосрочном периоде
В долгосрочном периоде не работают ограничения, которые были записаны выше.
Объем реализации, шт. |
Цена, руб. |
Выручка |
Затраты полные1 |
Затраты полные2 |
Тб 1 |
Тб 2 |
Рис. 12 – График точки безубыточности в долгосрочный период
2. Аналитический, то есть расчет по формулам:
Показатели: | |
Без использования Маржинального дохода | С использование маржинального дохода |
Тб- точка безубыточности | |
1. Тб = Зпост/ Ц- Зпер уд. | Тб= Зпост/ М.д. уд. |
Критическая выручка: | |
Вкр= Зпост/(1- Зпер уд./Ц) | К выр= Мд/В |
Запас финансовой прочности: | |
Кб.= (В-Вкр)/ В* 100%(больше 30%- норм ситуация) | |
Объем продаж при запланированном уровне прибыли: | |
Q=(Зпост+Пр)/(Ц- Зпер уд.) | Q=Мд/Мд уд. |
Точка безубыточности в условиях мирового ассортимента товара: | |
Тб = З пост/ (∑ (Цi – Зперi уд.)* di) di- удельный вес i-го товара в выручке | Тб = Зпост/ (∑ (Мд уд.)* di) |
Сила воздействия операционного рычага: | |
СОР =Мд/ Пр |
Операционный рычаг:
Действие операционного рычага проявляется в том, что любое изменение выручки от реализации сопровождаются более сильным изменением прибыли. Этот эффект обусловлен различным влиянием постоянных и переменных затрат на формирование прибыли при изменении объема продаж.
Данный метод анализа используются и для определения объема продаж, обеспечивающего безубыточность деятельности в длительном периоде.