double arrow

VIII. По степени коммерциализации

1) Трансформационные – т.е. организационно- технологические.

2) Транзакционные – т.е. связанные с управленческими нововведениями и и осуществление сделок.

1.4 Планирование себестоимости

Планирование себестоимости – это определение затрат исходя из предполагаемых условий деятельности предприятия в плановом периоде.

Направление планирования.

1) Составление смет затрат. Они разрабатываются по подразделениям, по видам расходов предприятия, по уровням формирования себестоимости реализованной продукции (производственная себестоимость, себестоимость валовой продукции, себестоимость товарной продукции и себестоимость реализованной продукции).

Затраты в смете группируются по экономическим элементам в дифференцированном виде. Смета разрабатывается на определенный объем выпуска продукции, работ или услуг.

2) Калькулирование себестоимости, это расчет затрат на единицу объекта калькулирования.

Объектами калькулирования могут быть: виды продукции работ, заказы, подразделения, сбытовые территории, части технологического процесса.

Цели калькулирования:

1- анализ и контроль затрат

2- ценообразование

3- оценка экономической эффективности инвестиций

4- организация внутри производственных форм хозяйствования.

Калькуляции могут быть:

1) плановыми, т.е. выполненными до начала производственной коммерческой деятельности

2) фактические или итоговые, выполненные по результатам производственно-коммерческой деятельности.

Затраты калькуляции группируются по калькуляционным статьям расходов, которые учитывают место возникновения и назначения затрат, примерный перечень статей расходов:

1 статья – сырье, основные материалы

2 статья – покупные изделия и услуги сторонних организаций

3 статья – топливо и энергия на технологические цели

4 статья – основная зарплата производственных рабочих

5 статья – дополнительная заработная плата производственных рабочих

6 статья – отчисления на социальные нужды

7 статья – расходы на содержание и эксплуатацию оборудования (РСЭО)

8 статья – цеховые накладные расходы

Сумма с 1-ого по 8-ое – цеховая себестоимость.

9 статья – общехозяйственный расходы

10 статья – прочие общепроизводственные расходы

11 статья – потери от брака

Сумма с 1 – по 11 – производственная себестоимость

12 статья – коммерческие раходы

Сумма 1-12 – полная себестоимость

Методы калькулирования.

Классификация.

I. По объекту калькулирования

1. Позаказный, где объектом является внешний или внутренний заказ на определенное количество изделий или работ.

2. Попередельный. Объектом является часть производственного процесса.

II. По способу учета затрат.

1. Расчет текущих плановых затрат.

2. Расчет плановых затрат на основе нормативов.

III. По объему затрат, включаемых в единицу оборота калькулирования:

1. Метод полной или общей калькуляции, когда в каждую единицу включаются все затраты.

При этом:

· Прямые расходы включаются по фактическим затратам ресурса или по норме

· Косвенные затраты распределяются следующими способами:

а) равномерно;

б) расчетно-аналитически, то есть пропорционально другим затратам;

в) функциональный, то есть пропорционально носителю этих затрат;

г) параметрически, то есть пропорционально какому-либо качественному параметру;

д) комбинированный.

2. Метод маржинальной себестоимости, когда в единицу оборота калькулирования включаются только переменные затраты, постоянные же затраты учитываются за календарный период и покрываются маржинальным доходом от реализации всего объема товара:

М.д.= Зпост.+Пр

М.д.=В-Зпер.

Также этот метод называется «директ-костинг». Понятие «директ-костинг» (или «директ-кост») было введено С. Харрисом. На первых этапах практического применения этой системы в себестоимость включались только прямые расходы (отсюда и название системы), а все косвенные расходы списывались непосредственно на финансовые результаты. В настоящее время система «директ-костинг» предусматривает учет себестоимости не только в части прямых переменных затрат, но и в части переменных косвенных расходов.

Особенностью директ-костинга является то, что себестоимость услуг по данной системе учитывается и планируется только в части переменных затрат. Постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов.

Для туристского предприятия по работе турагентов по переменным расходам можно оценивать остатки нереализованных туров на начало и конец отчетного периода, а по работе туроператоров — незавершенное производство, то есть затраты по окончательно не разработанным турам.

При учете по системе «директ-костинг» существуют два результирующих финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль. Отчет о доходах по системе «директ-костинг» включает следующие показатели:

· выручка от реализации услуг (P);

· переменные затраты (Зпер);

· маржинальный доход (М = P - Зпер);

· постоянные затраты (Зпост);

· прибыль (П = М - Зпост).

Такая схема отчета о доходах построена на простом делении затрат на прямые (переменные) и косвенные (постоянные). Однако многие косвенные затраты можно считать условно-переменными и с достаточной степенью точности относить на себестоимость отдельных туров, видов услуг или оптовых заказов на туры. В случае, если центрами прибыли считаются отделы (службы), то постоянные затраты для отдельных туров или заказов, можно включать в себестоимость произведенных данным отделом (службой) услуг как прямые.

Система «директ-костинг» позволяет анализировать изменения маржинального дохода как по предприятию в целом (с целью определения влияния постоянных расходов на прибыль), так и по различным турам и другим услугам.

«Директ-костинг» позволяет определить товары с низкой рентабельностью и отказаться от их производства, установить предел изменения цены. Кроме того, он создает условия для эффективности оперативного контроля за постоянными расходами. «Директ-костинг» может применяться в туризме одновременно с другими методами управления издержками.

Рассмотрим на условном примере методику проведения расчетов по системе директ-костинг и преимущества данного подхода для принятия правильных управленческих решений в отличие от методики расчета калькуляции продукции (услуг) по полной себестоимости.

Пример.

Условная гостиница за отчетный период имеет заполняемость около 60%, что соответствует реализации 2000 номеров (койко-дней). Общая выручка для гостиницы с этого вида деятельности составила 780000 руб. Исследования рынка показали, что если снизить стоимость проживания на 10%, то можно увеличить реализацию номеров (койко-дней) на 20%. Производственные возможности гостиницы позволяю увеличить объем реализации в таком размере. Необходимо просчитать варианты и принять решение, стоит ли снижать цену, чтобы увеличить общую прибыль гостиницы.

Цена за номер составляла 390 рублей. Полная себестоимость равняется 600000 руб., себестоимость номера 300 руб. Для простоты расчетов будем считать, что цена останется неизменной на весь рассчитываемый период.

Информацию для расчетов возьмем:

=> из системы расчета полной себестоимости;

=> из системы расчета методом директ-костинг при условии, что структура постоянных и переменных затрат соотносится, как 0,6: 0,4, что в абсолютных величинах составит: общие постоянные затраты 360000руб, общие переменные затраты - 240000 руб. Расчеты приводятся в таблицах 1 и 2.

Таблица 1 Расчет прибыли при организации учета полной себестоимости

Варианты Показатели Вариант 1 2000 к-д Вариант 2 2400 к-д
Цена номера (руб./к-д)    
Полная удельная себестоимость (руб./к. н.)    
Прибыль удельная (руб./к-д) 390-300=90 351-300=51
Общая (валовая) прибыль (руб) 2000x90=180000 2400x51=122400

Таблица 2 Расчет прибыли при организации учета затрат по методу директ-костинг

Варианты Показатели Вариант 1 (2000 к-д) Вариант 2 (2400 к-д)
Цена номера (руб./к-д)    
Переменные затраты удельные (руб./к-д) 240000:2000=120  
Маржинальный доход удельный (руб./к-д) 390-120=270 351-120=231
Общий маржинальный доход (руб.) 2000x270=540000 2400x231=554400
Выручка от реализации валовая (руб.) 2000x390=780000 2400x351=842400
Переменные затраты общие (руб.) 2000x120=240000 2400x120=288000
Маржинальный доход общий (руб.) 780000-240000=540000 842400-288000=554400
Постоянные затраты общие (руб.)    
Общая прибыль валовая (руб.) 540000-360000=180000 554400-360000=194400

Выводы.

1. Если проводить расчеты по полной себестоимости, то получается, что гостиницы невыгодно снижать цену за номер, так как согласно расчетам общая прибыль снизится на 57600 рублей (180000-122400=57600).

2. Если осуществлять расчеты по системе директ-костинг, выбрав второй вариант, то в результате общая прибыль увеличится на 14400 рублей (194400-180000=14400), что совпадает с ростом маржинального дохода на 14400 рублей (554400-540000=14400). При этом общая загрузка гостиницы возрастет и будет более 70%, что в свою очередь может принести еще больший совокупный доход для гостиницы.

3. Если изменения объема выпуска продукции (услуг) не происходит, то оба подхода в расчетах дают одинаковый результат.

При расчете методом директ-костинг (во втором варианте) увеличение прибыли получилось из-за раздельного учета влияния постоянные и переменные затрат на выпуск продукции (услуг), что позволило выявить снижение постоянных затрат на единицу при увеличении общего выпуска продукции (услуг) на 400 номеров (койко-дней).

Это соответствует общему экономическому закону масштаба выпуска продукции, который говорит о том, что с увеличением выпуска продукции удельные совокупные затраты уменьшаются, (прибыль растет не линейно).

3) Планирование снижения себестоимости по факторам, осуществляется на основе анализа факторов, влияющих на величину затрат в плановом периоде, в том числе повышение технического уровня предприятия, изменения в организации, труда, производства и управления, изменение в структуре и объемах выполняемых работ, изменения условий обеспечения материальными ресурсами и отраслевые факторы.

Цель: укрупнённый расчёт плановых затрат с учётом факторов влияющих на их изменение.

Этапы:

1. Расчёт затрат на рубль товарной продукции в базовом периоде.

2. Расчет объема товарной продукции в ценах базового периода.

3. Расчет себестоимости товарной продукции в физических объемах планового периода и ценах базового периода.

4. Определение величины снижения себестоимости за счет действия факторов планового периода:

· Изменение объема производства продукции

· Изменение производительности труда

· Изменение материальных затрат

· Изменение использования основных фондов

5. Расчет себестоимости товарной продукции с учетом её снижения в плановом периоде.

6. Расчет затрат на рубль товарной продукции в плановом периоде.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: