V. По степени обобщения затрат (по составу)

Классификация затрат, включаемых в себестоимость туристского продукта

I. Группировка затрат по экономическим элементам позволяет определить, что израсходовано на производство туристского продукта и в какой форме.

1. Материальные затраты включают:

· расходы на организацию новых продуктов, маршрутов, услуг в период их освоения;

· затраты, непосредственно связанные с оказанием услуг, производством работ, продукции, обусловленные технологией и организацией процессов обслуживания туристов и экскурсантов;

· затраты некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии обслуживания туристов и организацией производства, а также с улучшением качества туристского продукта;

· расходы по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований в помещениях по обслуживанию туристов;

· расходы на проведение рекреационных работ, направленных на поддержание территории предприятий и их территорий в надлежащем экологическом и санитарном состоянии;

· расходы, связанные с организацией и обеспечением процесса обслуживания туристов: услуги, предоставляемые предприятиями средств размещения, транспорта, проживания, питания и др.; эксплуатационные услуги; расходы на походы; расходы на развлекательные мероприятия для туристов и экскурсантов; оплата услуг по страхованию туристов и др.;

· расходы по оплате работ и услуг производственного характера, выполняемых сторонними организациями и предприятиями, не относящимися к основному виду деятельности и т. д.

Стоимость материальных затрат формируется исходя из цен их приобретения, включая стоимость, оговоренную в контрактах и договорах на поставку и обслуживание.

2. Затраты на оплату труда — это затраты на оплату труда основного производственного и административного персонала туристского предприятия, включая премии за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также затраты на оплату труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности. В этот элемент затрат включены:

· выплаты заработной платы за фактически выполненную работу в соответствии с тарифными ставками, должностными окладами и др.;

· стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты работникам;

· премии, надбавки и оклады за производственные результаты и др.

В себестоимость не включаются выплаты, непосредственно не связанные с оплатой труда: материальная помощь, подарки работникам и др.

3. Отчисления на социальные нужды производятся от суммы затрат на оплату труда в соответствии с установленными федеральными законами нормативами отчислений в фонды: социального страхования; пенсионный фонд; государственный фонд занятости; фонд обязательного медицинского страхования.

4. Амортизация основных фондов — это денежное выражение суммы износа основных фондов, перенесенной на реализуемый туристский продукт (услугу). Амортизационные отчисления производятся туристскими предприятиями, исходя из установленных правительством норм, методов и правил амортизации, и включаются в состав затрат на производство и реализацию продукции.

Сумма начисленной амортизации относится на себестоимость туристского продукта (услуги) ежемесячно, а в сезонных предприятиях годовая сумма отчислений включается в себестоимость за фактический период работы предприятия в году в течение нормативного срока эксплуатации. Начисление амортизации осуществляется в зависимости от учетной политики туристского предприятия.

Вместе с выручкой от реализации амортизация поступает на расчетный счет предприятия, на котором накапливаются отчисления.

5. Прочие затраты. К прочим затратам относятся:

· налоги, сборы и другие платежи в бюджет и во внебюджетные фонды, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком;

· расходы на содержание работников АУП и других структурных подразделений, материально-техническое и транспортное обслуживание их деятельности;

· оплата услуг связи, банков, вычислительных центров, за пожарную и сторожевую охрану;

· оплата консультационных, информационных и аудиторских услуг;

· командировочные и представительские расходы (в пределах норм, установленных правительством); оформление документов для выезда за границу;

· хозяйственные расходы, связанные с отправкой (приемом) групп (почтовые, телефонные, канцелярские и т. п.);

· расходы по подготовке, переподготовке и повышению квалификации кадров;

· оплата процентов по кредитам банков за исключением просроченных;

· расходы на: разработку и издание рекламной продукции; рекламные мероприятия; приобретение рекламных кино- и видеофильмов; изготовление стендов, щитов, указателей; оформление витрин, выставок-продаж. Расходы на рекламу относятся на себестоимость в пределах установленных норм, а сверх норматива — на счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;

· расходы по сертификации, износу нематериальных активов (лицензия, торговый знак и др.) и др.;

· налоги: транспортный, на пользователей автомобильных дорог; налог с владельцев транспортных средств.

II. По участию в основной деятельности предприятия:

§ Основные затраты, то есть технологически неизбежные.

§ Накладные затраты, которые связаны с технической подготовкой, обследованием и управлением деятельности предприятия.

III. По способу отнесения на себестоимость:

§ Прямые затраты, включаемые в себестоимость прямо исходя из фактического расхода ресурса или его нормативной величины.

§ Косвенные затраты, связанные с производственной коммерческой деятельностью и включаемой в себестоимость пропорционально какой-нибудь базе.

IV. По отношению к объёму производства и реализации товара:

§ Постоянные затраты, которые не изменяются с изменением объёма производства и реализации товара(% по банковским кредитам, виды заработной платы управленческого персонала, арендная плата)

§ Переменные затраты, которые зависят от объёма производства и реализуемого товара.(заработная плата основного производственного персонала, сырьё и материалы, топливо, экспертно-технологические нужды)

Для анализа соотношения и динамики постоянных и переменных затрат используются показатели:

1. Предельные затраты- т.е. затраты, связанные с приростом производства или реализацией товара на единицу. Затр. предел.=∆Зперем./∆Q

2. Удельные затраты или средние затраты различают:

a) средние постоянные затраты, имеющие тенденцию с ростом объёма производства и реализации.

b) Средние переменные затраты могут быть:

§ Пропорциональные, т. е. темпы роста затрат равны темпам роста объёма производства.

§ Прогрессивные затраты, т.е. темпы роста затрат равны темпам роста объёма производства.

§ Регрессивные затраты, когда темпы роста затрат меньше темпов роста объёма

1. Одноэлементные, т.е. включающие один экономический элемент.

2. Комплексные, включающие различные экономические элементы.

VI. По степени регулируемости:

1-ая группа – регулируемые на данном уровне управления.

2-ая группа – нерегулируемые на данном уровне управления.

VII. По источникам информации.

Затраты:

1) Нормативные – т.е. определяемые по нормам расхода ресурса.

2) Фактические – т.е. определяемые по фактическим затратам ресурса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: