double arrow

Тема 4. Формирование исходной цены товара

К общим методам формирования исходной цены товара относятся:

1. метод конкурентного паритета;

2. параметрический метод;

3. затратный метод (варианты: предельная цена, цена техническая, целевая цена- на основе ожидаемой прибыли или исходя из желаемой рентабельности капитала)

4. рыночные методы;

5. маркетинговые методы.

Рассмотрим некоторые методы подробнее.

Затратные подходы в формировании цены продукции (услуг) предприятий гостиничного комплекса

В качестве затратных подходов в формировании цены продукции (услуг) предприятий гостиничного комплекса можно выделить:

- расчет цены по методу "средние издержки плюс прибыль";

- расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Расчет цены по методу "средние издержки плюс прибыль ".

Это самый простой способ определения цены продукции (услуг), заключающийся в начислении определенной надбавки на себестоимость товара. Этот способ широко используется как в рыночных, так и в нерыночных секторах экономики.

Данный подход в ценообразовании широко применялся в социалистической экономике, да и сейчас для многих предприятий гостиничного бизнеса он является основным в силу своей простоты и прозрачности. Он характеризуется тем, что гостиничные предприятия при определении цены на свою продукцию и услуга ориентируются на издержки, т.е. осуществляют калькуляцию затрат по полной себестоимости. Затем к себестоимости прибавляется та величина прибыли, которую предприятие планирует получить. В этом случае расчет цены продукции описывается в виде следующей формулы:

Ц3.п = с/с + Ппр

где Ц3 п - цена продукции, представленная по методу "средние издержки

плюс прибыль";

с/с - полная себестоимость продукции;

Ппр - предполагаемая прибыль.

Для расчета прибыли устанавливается определенный норматив (3 от себестоимости, т.е. вводится коэффициент (β (β х с/с). Тогда формулу расчета цены продукции (услуг) можно представить в следующем виде:

Цз.п= с/с + Ппр = С/С + β х с/с = с/сх (1+р)

Такой подход является для предприятия достаточно простым и понятным. Во-первых, предприятие располагает всей необходимой информацией об издержках для определения цены. Определяя цены по издержкам, предприятию не приходится слишком часто их корректировать в зависимости от изменения спроса. Во-вторых, если другие предприятия гостиничного комплекса применяют такой же подход в формировании цен, то они работают примерно на одинаковых ценах, т.е. ценовая конкуренция между предприятиями сведена к минимуму.

В социалистической экономике затратный подход в ценообразовании был в какой-то мере оправдан, т.к. управление экономикой осуществлялось централизованно. При этом норматив р, который законодательно устанавливался к себестоимости продукции (услуг) и определял величину прибыли, не должен был превышать 20% (β ≤20%). Но даже при полном централизованном управлении экономикой данный подход не мог сыграть положительной роли в развитии не только предприятия, но и государства в целом. Поскольку каждое предприятие для того, чтобы увеличить свою прибыль, стремилось, с одной стороны, устанавливать данный норматив на уровне двадцати процентов, а с другой, увеличивать свои совокупные затраты. Как видно из приведенной выше формулы такая стратегия приносила предприятиям больший объем прибыли, но не стимулировало их эффективно использовать ресурсы.

Метод "средние издержки плюс прибыль" при своей кажущейся логичности имеет ряд значительных недостатков, которые необходимо учитывать при функционировании гостиничных предприятий.

Во-первых, при таком подходе к ценообразованию полностью не учитывается потребитель, т.е. его отношение к данному товару или услуге. Во-вторых, не учитывается уровень спроса на данный товар, который сложился на рынке. Это весьма важный момент для предприятий гостиничной индустрии, поскольку спрос на данные виды товаров (услуг) зависит от множества факторов и подвержен значительным колебаниям. Одним из определяющих факторов, влияющих на спрос на гостиничные услуги, является сезонность. И, в-третьих, не учитывается ценовая позиция конкурентов, т.е. уровень предложения подобных услуг на рынке.

Расчет цены на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли.

Данный подход в ценообразовании также базируется на основе издержек. При его осуществлении предприятию гостиничного комплекса необходимо произвести разделение затрат на постоянные и переменные, изучить и проанализировать их поведение, построить график безубыточности и на его основе определить как изменение общего объема выручки будет влиять на прибыль предприятия. Такой подход в ценообразовании предприятия предполагает рассмотрение различных вариантов цен и определение из них

наилучшей цены, при которой достигается требуемый (целевой) уровень прибыли, поэтому его еще называют целевым ценообразованием. Данный подход подробно описан в параграфе и является наиболее приемлемым в условиях рыночной экономики, поскольку позволяет гибко реагировать на все изменения, которым подвергается гостиничный рынок.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: