Методы управления доходами и расходами

Размеры и динамика выручки и прибыли от продаж — важнейшие показатели, определяющие финансовое состояние предприятия: от них зависят уровень рентабельности продаж и активов, оборачиваемость активов, движение денежных средств, инвестиционная привлекательность предприятия.

Величина выручки от продаж функционально зависит от двух групп факторов: первая группа — натуральный объем продаж и цена на единицу каждого вида продукции; вторая группа — общая сумма затрат на проданную продукцию и прибыль от продаж.

Для рассмотрения отдельных аспектов управления выручкой и прибылью конкретную значимость приобретает одна из двух названных групп факторов, формирующих выручку от продаж.

Если перед предприятием стоит задача достижения определенной стоимости выручки от продаж независимо от получаемого при этом финансового результата, используется первая группа факторов. Разумеется, финансовый результат не должен иметь отрицательного знака. В случае, когда необходимо обеспечить определенную прибыль от продаж, практическое значение имеет вторая группа факторов.

Однако в действительности, как правило, одновременно решаются задачи получения и необходимой выручки, и необходимой прибыли от продаж, поэтому в расчетах участвуют обе группы факторов, тем более что они взаимозависимы.

Для решения любых вопросов, связанных с управлением выручкой и прибылью от продаж, важно правильно определить характер затрат на реализуемую продукцию. Речь идет о разделении всех затрат на постоянные и переменные, а также на прямые и косвенные.

Однако не случайно переменные и постоянные затраты носят более точные названия условно-переменных и условно-постоянных. Условность состоит в том, что некоторые виды затрат, которые традиционно принято считать постоянными, в определенных ситуациях могут вести себя как переменные, и наоборот.

Деление затрат на прямые и косвенные осуществляется по признаку возможности отнесения того или иного вида затрат к определенному виду продукции, не пользуясь при этом условными приемами распределения затрат. Затраты, осуществляемые для производства и продаж только одного вида продукции, являются прямыми, все остальные — косвенными. Как правило, прямые затраты в основном являются переменными, однако некоторые виды переменных затрат могут оказаться косвенными (например, расходы топлива и электроэнергии на технологические нужды в помещении, где производится несколько видов продукции, и др.).

Только прямые переменные затраты относятся непосредственно к данному виду продукции, все остальные затраты распределяются по видам продукции условно. Это означает, что при выборе того или иного признака распределения общая величина затрат на данный вид продукции может изменяться. Названное обстоятельство очень важно для установления пределов возможного маневрирования ценами на отдельные виды продукции. В целом по предприятию выручка от продаж за вычетом прямых переменных затрат представляет собой маржинальную прибыль. Иными словами, маржинальная прибыль — это сумма постоянных косвенных затрат и прибыли от продаж, которые должны содержаться в составе выручки от продаж. В цены на отдельные виды продукции соответствующие части маржинальной прибыли включаются в зависимости от состояния спроса на каждый вид продукции. Финансовая целесообразность продаж вида продукции определяется лишь одним условием: его стоимость по продажным ценам должна быть выше прямых переменных затрат.

Выручка представляет собой совокупность денежных поступлений за определенный период от результатов деятельности предприятия, и является основным источником формирования его собственных финансовых ресурсов. При этом деятельность предприятия можно характеризовать по нескольким направлениям:

1. выручка от основной деятельности, поступающая от реализации продукции (выполненных работ, оказанных услуг);

2. выручка от инвестиционной деятельности, выраженная в виде финансового результата от продажи внеоборотных активов, реализации ценных бумаг;

3. выручка от финансовой деятельности, включающая результат размещения среди инвесторов облигаций и акций предприятия.

Как принято в странах с рыночной системой хозяйствования, общая выручка складывается из выручки по этим трем направлениям. Однако основное значение в ней отдается выручке от основной деятельности, определяющей весь смысл существования предприятия.

С целью учета доходы организации в зависимости от их характера, условия получения и направлений деятельности подразделяются на: доходы от обычных видов деятельности; операционные доходы; внереализационные доходы.

Законодательно закреплены два метода отражения выручки от реализации продукции:

• по отгрузке товаров (выполнению работ, оказанию услуг) и предъявлению контрагенту расчетных документов. Данный метод называется методом начисления.

• по мере оплаты, т.е. по фактическому поступлению средств на денежные счета предприятия. Это кассовый метод отражения выручки.(на ЗАО "ЭУР-МЕД Денталдепо" используется данный метод).

Между этими методами имеется существенная разница.

Моментом реализации в первом случае и, следовательно, образованием выручки считается дата отгрузки, т.е. поступление денежных средств предприятию за отгруженную продукцию не является фактором определения выручки. В основе этого метода лежит юридический принцип перехода прав собственности на товар.

Несмотря на то, что законодательством допускается использование обоих методов учета выручки, в зависимости от собственного выбора предприятия, использование первого способа в условиях нестабильной экономики может повлечь большие трудности, т.к. при несвоевременном поступлении денег от плательщика, предприятие может иметь серьезные финансовые проблемы, связанные с невозможностью своевременной оплаты налогов, срывом расчетов с другими предприятиями, с возникновением цепочки собственных неплатежей и т.д. Выходом из данной ситуации может стать образование резервов по сомнительным долгам, определяющегося на основе анализа состава, структуры, размера и динамики неплатежей за отчетный период. Резерв по сомнительным долгам является дополнительным источником финансирования текущих обязательств. Данный метод учета выручки применяется в развитых рыночных странах, где наличие универсальных фондовых и денежных рынков в значительной степени страхует товаропроизводителей от неплатежей и минимизирует финансовый риск.

Исходя из вышесказанного, в нашей стране целесообразнее применять кассовый метод, т.к. в данном случае для расчета предприятия с бюджетом и внебюджетными фондами имеется реальная денежная база, полученная в момент поступления денежных средств на расчетный счет предприятия от плательщиков.

Кассовый метод – определение выручки по фактическому поступлению средств на денежные счета предприятия – вправе использовать малые предприятия (Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства, утвержденные Приказом Министерства финансов РФ от 21.12.1998 г. № 68Н). Моментом образования выручки для целей налогообложения считается дата поступления средств на счета предприятия. Такой порядок учета позволяет производить своевременные расчеты с бюджетом и внебюджетными фондами, так как под начисленные налоги и платежи имеется реальный денежный источник. При авансовых расчетах за отгруженную продукцию общий размер денежных средств не совпадает с фактической реализацией, так как деньги поступили на основе предоплаты, а продукция может быть не только не отгружена, но даже и не произведена.

Себестоимость продукции является важнейшим обобщающим показателем, представляющим собой результат производственной деятельность.

Себестоимость – это совокупность затрат живого и овеществленного труда. Данный показатель необходим с точки зрения управления не как самоцель, а как средство управления прибылью. Зависимость между прибылью и себестоимостью – прямая, вытекающая из алгоритма:

Прибыль = Выручка (без НДС и акцизов) – полная себестоимость продукции

Поэтому, в одной стороны, прибыль зависит от факторов: объема продаж и цены на готовую продукцию, а с другой – от затрат на производство этой продукции.

Система управления затратами на производство предполагает:

- нормирование и планирование затрат в целом, по видам затрат и продукции, по центрам затрат и ответственности;

- учет затрат на производство;

- контроль за отклонениями в затратах;

- анализ затрат на производство – оперативный, текущий (годовой), перспективный;

- регулирование затрат и принятие решений.

Управление издержками производства решает многочисленные задачи: расчет норм, упорядочение нормативной базы, организация учета изменений норм, разработка калькуляций, учет затрат по центрам возникновения, распределение затрат по центрам ответственности, анализ выполнения плановых смет, выявление резервов экономии и т. д. В этом смысле управление затратами на производство представляет многоцелевую систему, требующую участия и взаимодействия всех производственных звеньев и служб предприятия.

Эффективно управлять затратами означает, прежде всего, контролировать, то есть своевременно выявлять факт отклонения, его причины и виновников, давать им объективную оценку. Полный и своевременный контроль за отклонениями затрат способствует оперативному принятию управленческих решений.

Принцип управления по отклонениям означает, что фактическое исполнение не всегда может соответствовать необходимым стандартам, а следовательно, будут возникать отклонения. Но не каждый случай отклонения должен выступать объектом изучения, а только те, которые превышают допустимые размеры отклонений. Поэтому управление затратами по отклонениям предполагает установление допустимых и неприемлемых отклонений. Объектом принятия решений должны быть отклонения, выходящие за допустимые границы.

Опыт работы предприятий показывает, что организация учета отклонений от норм с использованием ЭВМ значительно расширяет возможности финансового контроля и усиливает режим экономики.

Для характеристики затрат на производство используют следующие показатели:

1) затраты на производство по смете, характеризующие себестоимость всего объема работ;

2) полная себестоимость товарной продукции, работ и услуг;

3) производственная себестоимость товарной продукции;

4) себестоимость реализованной продукции (полная и производственная);

5) себестоимость единицы продукции, заказа, узла, детали;

6) себестоимость сравнимой товарной продукции;

7) затраты на один рубль продукции, работ и услуг;

8) себестоимость по местам возникновения затрат и центрам ответственности.

В системе управления себестоимостью продукции в организациях применяются различные виды калькуляций себестоимости продукции. По времени составления они подразделяются на предварительные и последующие.

К предварительным относятся плановая, сметная и нормативная калькуляции, составляемые до процессов формирования продукции, выполнения работ и оказания услуг.

Отклонения в ходе развития событий от предусмотренного в плане определяются как внутренними (субъективными), так и внешними (объективными) факторами финансовых потерь.

К внутреннимфакторам относятся:

· завышенные ожидания при планировании объемов продаж по выбранной номенклатуре продуктов и услуг;

· резкие нарушения рационального соотношения между кредиторской и дебиторской задолженностью (слабая организация взаиморасчетов по поставкам и продажам продуктов и услуг);

· незапланированные и неоправданные отвлечения денежных средств из оборота (низкая бюджетная дисциплина).

К внешним факторам можно отнести:

· неожиданное появление, на занимаемых сегментах рынка игроков, ломающих равновесие рынка своими предложениями;

· изменения тарифов перевозок, арендных платежей и т. д.;

· колебания валютных курсов;

· нарушения договорных обязательств партнерами — поставщиками продуктов и услуг, кредиторами, кредитуемыми клиентами;

· изменения внутри- и внешнеполитической обстановки, международные конфликты, природные катаклизмы и т. п.

Говоря о природе и средствах противостояния воздействию внешних и внутренних факторов финансовых потерь, можно сделать следующие выводы:

· внутренние факторы финансовых потерь порождаются конкретными и понятными по их содержанию технологическими недостатками системы финансового менеджмента предприятия и компенсируются исключительно их целенаправленной ликвидацией;

· внешние факторы финансовых потерь порождаются «средой экономического обитания» и лишь частично могут быть компенсированы принятием соответствующих финансовых решений в ответ на негативные изменения во внешней среде или в предвидении таковых.

Планирование себестоимости – это определение затрат исходя из предполагаемых условий деятельности предприятия в плановом периоде.

Направление планирования:

1) Составлениесмет затрат.

2) Калькулирование себестоимости это расчёт затрат на единицу объекта калькулирования.

На основании группировки затрат строится аналитический учет затрат, составляется плановая и фактическая калькуляция себестоимости отдельных видов продукции.

Методы калькулирования себестоимости:

1) Метод калькулирования полной себестоимости позволяет получить представление о всех затратах, которые несет организация по формированию и реализации единицы продукта. Однако традиционный метод не учитывает одно важное обстоятельство: изменение себестоимости единицы продукта от объема реализации продуктов.

2) Метод калькулирования сокращенной себестоимости продукции или метод «директ-костинга» или метод маржинального дохода.

Метод «директ-костинга» – это метод калькулирования сокращенной себестоимости продукции, при котором на себестоимость продукции относятся только переменные затраты, а постоянные полностью переносятся на продажу. Следовательно, предусматривается четкое разграничение затрат производства на переменные и постоянные расходы. Директ-костинг используется в учете затрат производства для принятия оперативных решений по формированию переменных и постоянных затрат, а также для проведения экономического анализа себестоимости продукции.

Название «директ-костинг» (в переводе означает учет прямых затрат) является предпочтительным: оно обусловлено исторически, отражает сущность системы, лаконично, интернационально.

Директ-костинг предусматривает расчет только переменных затрат, в основе этого метода лежит расчет средних переменных затрат и средней величины покрытия. А постоянные расходы собираются на отдельном счете и с заданной периодичностью списываются непосредственно на дебет счета финансовых результатов.

При учете по методу «директ-костинг» существуют, по меньшей мере, два результативных финансовых показателя: маржинальный доход и прибыль.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: