Преобразование отношении собственности в РК

В Республике Казахстан преобразование отно­шений собственности началось в сентябре 1991 года. Основным средством преобразования отноше­ний собственности в переходный к рынку период в Казахстане, как и в других бывших союзных рес­публиках, стала политика разгосударствления и приватизации действующих предприятий, которая существенно отличалась от таких процессов в стра­нах с развитой рыночной экономикой.

Разгосударствление экономики – это отказ государства от прямого управления хозяйствующими звеньями.

Приватизация – это часть процесса разгосударствления. Под приватизацией понимается процесс перехода государственной собственности в частную.

Во-первых, в дореформенный период здесь пре­обладала в основном государственная форма соб­ственности, доля которой в основных фондах со­ставляла около 80%. Во-вторых, в результате недо­статочной проработки оптимального сочетания круп­ных, средних и мелких предприятий и имевшей место «гигантомании», в Казахстане сложилась сверхконцентрация производства, которая способ­ствовала росту удельного веса крупных предприя­тий, неравномерно размещенных по территории республики. В-третьих, совершенно отсутствовал частный капитал, способный приобрести государ­ственное имущество и эффективно его эксплуати­ровать. В-четвертых, у населения не было опыта и навыков рыночного ведения хозяйства, а также достаточных объемов денежных ресурсов на по­купку средств производства.

Приватизация собственности в Казахстане проходила в три этапа. Основной задачей экономической политики пра­вительства республики на первом этапе (1991-1992 гг.) разгосударствления и приватизации являлось широкомасштабное преобразование ма­лых и средних объектов государственной собствен­ности, направленное на формирование класса час­тных собственников - отечественных предпринима­телей. В результате, к концу 1992 г. было преобра­зовано 6198 объектов с оценочной стоимостью свы­ше 41 млрд.рублей в ценах того периода.

Второй, основной этап реформирования отно­шений собственности в Республике Казахстан на­чался с принятия в марте 1993 г. Национальной программы разгосударствления и приватизации на 1993-1995 годы. На данном этапе в рамках малой приватизации продолжалась приватизация имуще­ства небольших государственных предприятий тор­говли, общественного питания, бытового обслужи­вания и коммунального хозяйства, которое прода­валось юридическим лицам и отдельным гражда­нам на аукционах и коммерческих конкурсах.

За 1993-1995 гг. было проведено 720 аукционно - конкурсных торгов, на которых было продано 9378 объектов. К 1996 г. в стране была полностью приватизи­рована бывшая государственная розничная тор­говля, система бытового и коммунального обслу­живания. Появился слой частных собственников-предпринимателей, существенно изменился стерео­тип экономического мышления населения.

На данном этапе массовая приватизация была завершена полностью. Самым главным направле­нием реформирования собственности в Казахста­не на втором этапе, была мас­совая приватизация. Она предусматривала посте­пенную приватизацию средних и крупных объектов государственной собственности. В ней был задей­ствован купонный механизм. На 22 аукционах были выставлены на продажу за ПИКи акции выше 1600 предприятий, были ре­ализованы акции, представлявшие уставный фонд предприятий номинальной стоимостью 1261,5 млн.тенге.

На втором этапе проводилась приватизация по индивидуальным проектам были охвачены предприятия с численностью рабо­тающих свыше 5 тыс. человек, являвшиеся монопо­листами и имевшие особое народнохозяйственное значение, за исключением производящих экспорт­ную продукцию на мировой рынок. Одним из наиболее вероятных путей дальнейшего развития этих предприятий была передача их в трастовое (доверительное) управление. Это было связано с необходимостью в кратчайшие сроки восстановить нормальную работу предприятий, ко­торые составляли основу экспортного потенциала страны и являлись главными налогоплательщиками. В 1995 г. началась передача предприятий в дове­рительное управление. Управляющие компании брали на себя обязательства по уплате задолжен­ности работникам предприятий и инвестированию средств в оборотный капитал.

В рамках индивидуальной при­ватизации было продано 5 предприятий, 44 - были отданы в доверительное управление, в том числе 12 - иностранным субъектам. Всего за 1993-1995 гг. в Республике Казахстан было приватизировано более 10 тыс. предприятий и получено в бюджет средств на сумму 2 млрд. 406 млн. тенге.

В дальнейшем процесс реформирования отно­шений собственности в Республике Казахстан был продолжен в рамках реализации Программы при­ватизации и реструктуризации государственной собственности на 1996-1998 гг. (Ill этап), основная цель которой состояла в достижении и закрепле­нии преобладания частного сектора в экономике в результате реструктуризации объектов, оставшихся в государственной собственности и передачи их эффективным собственникам и реальным инвесто­рам. На данном этапе происходит переход от фор­мального перераспределения собственности к дей­ствительному, сопровождающемуся прямым инвес­тированием средств в производство. Начиная с 1996 г., любая приватизация госу­дарственной собственности стала осуществляться только за денежные средства. Основными видами приватизации стали продажа на торгах (аукцион, тендер) и прямая адресная продажа.

На третьем этапе была значительно расширена база приватизации за счет предприятий топливно-энергетического комплекса, транспорта, здравоох­ранения, образования, науки и культуры.

В нефтяной и газовой промышленности, энерге­тике, транспорте, связи, черной и цветной метал­лургии были утверждены секторные программы при­ватизации. По каждому сектору были разработаны специальные программы пообъектной приватизации преимущественно по индивидуальным проектам.

Развитие процесса приватизации и изменение общих условий в республике внесло изменения в приоритеты приватизационной политики, ее цели и задачи. Трансформация отношений собственности в стране выступала в свой качественно новый (четвертый) этап, характерной чертой которого стало повышение значимости экономической эффективности приватизации и управляемости государственным имуществом в отличие от предыдущих этапов, когда она как бы выводилась за скобки, и приоритет был отдан необратимости рыночных реформ.

Было произведено разделение объектов государственной собственности на относящиеся к республиканской и коммунальной собственности. Все крупные объекты республиканской собственности, в свою очередь, были отнесены к категориям: национальные компании, в которых государство намерено сохранить контрольный пакет акций; «голубые фишки» - высоколиквидные предприятия с частичным участием государства в нефтяной и металлургической отраслях, а также «Казахтелеком» и «Народный сберегательный банк Казахстана»; и, наконец, крупные объекты приватизации, в которые вошли 45 акционерных обществ и ТОО в большинстве своем объекты электроэнергетики, подлежащие продаже только после максимальной очистки от долговых обязательств.

В ходе приватизации использовались следующие методы приватизации: аукционный метод, конкурсный отбор, купонный механизм, акционирование.

Оценивая в целом результаты политики госу­дарства в области преобразования отношений и структуры собственности за 1991-2001 гг. следует сказать, что в основном завершен процесс разго­сударствления и приватизации, устранена монопо­лия государства в сфере отношений собственности и в экономике страны сформирован частный сек­тор, создана основа для развития малого и средне­го бизнеса, сформированы рыночные отношения в соответствующих секторах экономики. [kgl]

Тема 3. [gl] Основные формы организации экономики [:]

ПЛАН ЛЕКЦИИ:

1.Натуральное хозяйство: основные черты и эволюция.

2.Условия возникновения и характеристика товарного хозяйства.

3.Товар и его свойства.

4.Развитие отношений обмена и возникновение денег. Функции денег.

ПЛАН СЕМИНАРА:

1.Сравнительная характеристика натурального и товарного хозяйства

2.Виды денег. Денежное обращение

1.Натуральное хозяйство: основные черты и эволюция

Натуральное хозяйство – это исторически первая форма организации экономики, тип хозяйства, в котором продукты производятся для внутрихозяйственного потребления.

Основные черты натурального хозяйства:

1) это форма хозяйствования, в которой производство материальных благ и услуг осуществляется для собственного потребления, а также потребления внутри отдельной хозяйственной единицы;

2) характерна для слабого развития общественного разделения труда;

3) имеет замкнутость, ограниченность, традиционность и разобщенность производства, рутинную технику и медленные темпы развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: