Электромеханические преобразователи
Лекция 7
Под термином электромеханические преобразователи будем понимать электродвигатели вращательного движения.
Учитывая идентичность математического и графического описания двигателей независимого и параллельного возбуждения, будем относить их к одному классу двигателей, и называть их просто двигатели независимого возбуждения.
Принципиальная схема двигателя независимого возбуждения представлена на рисунке 2.1.
![]() |
Рис. 2.1 Принципиальная схема двигателя независимого возбуждения
Математическое описание силовой цепи двигателя независимого возбуждения (цепи якоря) может быть представлено в виде следующих уравнений:
1) Уравнение зависимости ЭДС в обмотке якоря от угловой скорости вращения якоря
, (2.1)
где Е – ЭДС, наведенная во вращающихся обмотках якоря при вращении ее в постоянном магнитном поле, создаваемом обмоткой возбуждения;
К – конструктивная постоянная машины;
Ф – основной магнитный поток, создаваемый обмоткой возбуждения;
– угловая скорость вращения якоря.
2) Уравнение зависимости момента от тока якоря и магнитного потока
, (2.2)
где М – вращающий электромагнитный момент, развиваемый двигателем;
I – ток силовой цепи двигателя (силовой цепью ДПТ является цепь якоря).
3) Уравнение электрического равновесия цепи якоря
, (2.3)
где U – напряжение, приложенное к зажимам якоря;
R – сопротивление цепи якоря
, (2.4)
где RЯ – сопротивления обмотки якоря;
RДОБ – добавочное сопротивление, включаемое в цепь якоря.
Выведем уравнения электромеханической и механической характеристик ДПТ НВ. Для этого в (2.3) вместо ЭДС Е подставим ее значение Е из (2.1)
. (2.5)
Уравнение (2.5) представляет собой зависимость угловой скорости двигателя от тока якоря. Такую зависимость
=f(I) называют электромеханической (скоростной) характеристикой двигателя.
Уравнение (2.5) можно представить в виде:
, (2.6)
где
– угловая скорость идеализированного холостого хода;
– перепад скоростей.
Угловая скорость идеализированного холостого хода
характеризует точку пересечения электромеханической характеристики с осью ординат, а перепад скоростей
– наклон электромеханической характеристики по отношению к осям.
Чтобы получить уравнение механической характеристики необходимо найти зависимость угловой скорости от момента двигателя. Для этого подставим в (2.5) значение тока I, выраженное из формулы (2.2):
. (2.7)
Уравнение (2.7) представляет собой зависимость угловой скорости от момента двигателя
=f(М) и называется уравнением механической характеристики двигателя.







