Анализ объема продукции

Анализ формирования и выполнения производственной программы

Методика анализа и оценки выполнения плана и фактической динамики производства и реализации продукции.

Анализ работы промышленных предприятий начинают с изучения показателей выпуска продукции, который предполагает следующие этапы:
Анализ формирования и выполнения производственной программы;
Анализ объема продукции;
Анализ ассортимента продукции;
Анализ структуры продукции;
Анализ качества продукции;
Анализ ритмичности производства;
Анализ выполнения договорных обязательств и реализации продукции.

При изучении производственной программы необходимо вначале определить выполнение плана и динамику по валовой и готовой продукции в сравнении с объёмом реализованной продукции (см. табл. 1).

Таблица 1.

Выполнение производственной программы и реализации продукции

по ОАО “Вымпел” за 2001 г.

сумма – в тыс. руб.

  Показатели   2000 г. 2001 г. Отклонение по сравнению
  план   Фактически планом 2000 г.
Сумма Темп изменения, в % Сумма Темп изменения, в %
Валовая продукция в оптовых ценах предприятия         -1100   -6,0     30,8
Готовая продукция в оптовых ценах предприятия         -761   -4,2     29,8
Объём реализованной продукции, без НДС и акцизного налога           6,1     65,1

Данные таблицы 1 показывают, что план по выпуску валовой продукции недовыполнен на 6,0%, а по готовой продукции - на 4,2%. По сравнению с прошлым годом, валовая продукция возросла на 30,8% или на 4100 тыс. руб., а товарная продукция – на 29,8% или на 3957 тыс. руб. Такое различие в объёме валовой и готовой продукции привело к увеличению остатка незавершенного производства.

Объём реализованной продукции увеличился как по сравнению с планом, так и прошлым годом. Это способствовало снижению остатка готовой продукции.

Наряду с соотношением выполнения плана и изменения за год валовой, готовой и реализованной продукции необходимо установить их динамику за ряд лет путем определения абсолютного отклонения и темпа изменения по сравнению с базисным периодом и прошлым годом.

Ниже приведена методика расчёта динамики производства готовой продукции за 5 лет (таблица 2).

Таблица 2

Динамика производства готовой продукции ОАО “Вымпел”

за 1997 – 2001 г.г.

(сумма – в тыс.руб.)

  Годы Объём готовой продукции Индекс цен Абсолютное отклонение по сравнению с 1997 г. Темп изменения по сравнению с 1997 г.
В фактических ценах В ценах 1997 г. В фактических ценах В ценах 1997 г. В фактических ценах В ценах 1997 г.
        - -    
      2,2   -3818 119,4 54,3
      2,6   -3889 138,9 53,4
      2,6   -3242 159,1 61,2
      3,4   -3280 206,5 60,7

При расчёте динамики, данные должны быть сопоставимыми, т.е. в сопоставимых ценах.

Чтобы рассчитать объём готовой продукции в сопоставимых ценах, т.е. с учётом индекса цен (Jр), необходимо объём готовой продукции (ГП) данного года разделить на индекс цен по формуле:

ГП 1 = ГП 1: Jр,

где ГПI – скорректированная сумма готовой продукции по ценам

базисного года (g1 Po).

ГПI - сумма готовой продукции отчётного года (g1 P1);

Jp - индекс цен по сравнению с базисным периодом.

Например, объём готовой продукции по ОАО “Вымпел” в сопоставимых ценах 1997 года составил 5070 тыс. руб..

РП/97 = 17239: 3,4 = 5070.

Из данных таблицы 2 видно, что за 5 лет объём готовой продукции по ОАО “Вымпел” в действующих ценах имеет тенденцию роста, но в сопоставимых ценах в 1997 году выпуск готовой продукции уменьшился и составил 60,7%.

Таким образом, увеличение объёма производства произошло за счёт значительного роста цен, тогда как физический объём производства уменьшился.

Для определения влияния этих факторов необходимо воспользоваться формулой:

ГП = å g p.

Чтобы рассчитать влияние изменения цен и физического объёма на стоимость выпущенной продукции, необходимо вначале определить объём готовой продукции в сопоставимых ценах (å g1 Po). В нашем примере он составляет в 2001 году 5070 тыс. руб..

Затем, сравнив этот показатель, т.е. объём выпущенной продукции отчётного года в базисных ценах (g1 Po) с объёмом выпущенной продукции базисного года (gо Po) определим влияние изменения физического объёма, т.е. выпуска продукции.

По ОАО “Вымпел” в результате снижения выпуска продукции в натуральном измерении в 2001 году по сравнению с 1997 годом объём готовой продукции уменьшился на 3280 тыс. руб.

D ГП2 = 5070 – 8350 = - 3280.

В результате повышения цен по сравнению с 1997 годом в 3,4 раза сумма произведенной готовой продукции увеличилась на 12169 тыс. руб. D ГПр = 17239 – 5070 = 12169.

Таким образом, влияние изменения физического объёма выпуска продукции (-3280 тыс.руб.) и повышения цен (12169) дает нам общее отклонение объёма выпуска готовой продукции (8889 тыс.руб.)

D ГП = å g1P1 – å goPo = 172 – 8350 = 8889

или D ГП = - 3280 + 12169 = 8889.

Расчёт влияния этих факторов показывает, что объём производства в ценах соответствующих лет возрос по сравнению с 1997 годом на 8889 тыс.руб. Однако это увеличение произошло за счёт роста цен на 12169 тыс. руб., а за счёт физического объёма прозводства, т.е. количества выпущенной продукции в натуре – уменьшился на 3280 тыс.руб.

Если бы цены на продукцию не изменились и остались на уровне 1997 года выпуск продукции составил бы всего 5070 тыс.руб., т.е. объём производства уменьшился 3280 тыс. руб.

Кроме того, на объём производства продукции влияют: обеспеченность сырьём и материалами; состояние, обеспеченность и эффективное использования материально-технической базы; состояние и эффективность использования трудовых ресурсов предприятия.

Одним из важнейших факторов, влияющих на объём выпуска продукции, является обеспеченность предприятия сырьём, основными и вспомогательными материалами, полуфабрикатами и др.

Изучая вопросы снабжения сырьем и материалами, необходимо определить своевременность поставки, их объём, качество и соответствие установленным ценам. Сырьё и материалы расходуются на производство продукции по установленным нормам. Расход сырья по каждому виду изделий должен соответствовать установленной рецептуре. Фактически бывают отклонения от норм из-за ненадлежащего качества сырья и большего процента отходов. Необходимо сопоставить фактический расход сырья и материалов с нормами по каждому виду изделий и сырья, выявить отклонения, изучить их причины.

Руководители предприятий особое внимание должны обратить на правильность составления договоров поставки сырья и материалов, конкретизации в них сроков поставки, объёмов, качества и цен, также санкций принимаемых при нарушении условий договора.

Другим фактором, влияющим на объём произведенной продукции, является обеспеченность предприятий высококвалифицированными специалистами и эффективность их использования.

Объём произведенной продукции, в свою очередь, влияет на доходы предприятия от реализации продукции.

Методика анализа объёма реализации продукции во многом аналогична анализу выполнения плана по выпуску продукции.

Данные о доходах от реализации продукции показываются в финансовой отчётности форма № 2 “Отчёт о прибылях и убытках”, где показывается сумма выручки от реализации продукции и чистая выручка от реализации.

Выручка от реализации продукции и её изменение характеризует деловую активность предприятия. Объём реализации оказывает влияние на все количественные и качественные показатели работы производственных предприятий: сумму прибыли, уровень рентабельности, эффективность использования основных и оборотных средств, финансовое состояние в целом.

Реализованной считается та промышленная продукция, которая отправлена покупателю и продавец признал доход, независимо от времени получения денежных средств. По начисленному доходу определяются размеры полученной прибыли, уровень рентабельности, уплачиваемых налогов.

В условиях рыночной экономики каждое предприятие реализует свои товары по договорным (свободным) оптовым ценам, в которые входят себестоимость продукции, прибыль, акцизный налог, налог на добавленную стоимость и транспортные расходы по доставке товаров до станции отправления или назначения (по договоренности).

Руководитель предприятия, при изучении состояния реализации продукции, должен сравнить полученные доходы (форма № 2 “Отчёт о прибылях и убытках ”), с данными о фактических поступлениях денег за проданные товары (форма № 4 “Отчёт о движении денежных средств ”). Если имеется большое расхождение между ними, это отражается на дебиторской задолженности (форма № 1 “Бухгалтерский баланс”)

Основными факторами, влияющими на объём реализации продукции (РП) являются показатели товарного баланса, т.е. остатки готовой продукции на начало года (З1), объём произведенной продукции (П) и остаток готовой продукции на конец года (З2). Это можно подсчитать по формуле 31 + П = РП + 32 или РП = 31 + П – 32.

Запасы готовой продукции и объём выпущенной продукции оказывают прямо пропорциональное влияние на сумму реализации продукции, т.е. с их увеличением, при прочих равных условиях, возрастает и сумма реализации. Запасы готовой продукции на конец года влияют обратно пропорционально, т.е. их увеличение указывает на то, что предприятие не могло реализовать всю произведенную продукцию по различным причинам, которые следует ещё выяснить.

Выручка от реализации продукции, в свою очередь, является важнейшим фактором, влияющим на затраты производства, финансовые результаты работы предприятия и финансовое состояние в целом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: