С прошлым годом

Цель, задачи, объекты и информационное обеспечение анализа затрат.

Себестоимость промышленной продукции – это выраженные в денежной форме текущие затраты предприятия на ее производство и реализацию. Себестоимость продукции имеет большое значение для экономики предприятия: размер получаемой им прибыли в значительной мере зависит от уровня себестоимости. Как известно, прибыль есть разница между выручкой от реализации продукции и ее полной себестоимостью, следовательно, если себестоимость ниже, то прибыль выше, и наоборот. Предприятиям необходимо добиваться повышения рентабельности, ликвидации убыточности производства, увеличения прибыли не за счет повышения цен на свою продукцию, а за счет снижения себестоимости и улучшения ее качества, так как само по себе повышение цен на продукцию никакой реальной выгоды обществу не несет.

Целью анализа себестоимости продукции определение возможностей и резервов снижения себестоимости продукции путем выявления тенденции изменения данного показателя, выполнения плана по его уровню, а так же определения влияния факторов на его прирост или снижение

Основные задачи анализа себестоимости продукции:

изучение и оценка уровня себестоимости продукции;

выявление факторов и резервов, оказывающих влияние на уровень себестоимости, и определение их размеров;

разработка мероприятий по дальнейшему снижению себестоимости продукции.

Объекты анализа себестоимости продукции:

полная себестоимость продукции в целом и по элементам затрат,

уровень затрат на рубль выпушенной продукции;

себестоимость отдельных изделий;

отдельные статьи затрат;

центры ответственности.

Источниками анализа себестоимости продукции будут служить ф. № 5 «Отчет о затратах на производство и реализацию продукции (работ, услуг) предприятия (организации)», плановые и отчетные калькуляции себестоимости продукции, данные синтетического и аналитического учета затрат и др.

  1. Характеристика затрат производства и их классификация.

Каждый предприниматель, осуществляя свою деятельность, стремится чтобы его затраты были полезными и необходимыми, связанными с хозяйственным процессом и приносили ему доход и прибыль. Бесполезные и ненужные затраты должны быть, по возможности, исключены или доведены до минимума.

Всего этого можно достигнуть в результате умелого управления затратами в которое входит их планирование, учёт и анализ. А это, в свою очередь, требует владения категорией «затрат», видами и показателями их характеризующими, методами учёта, планирования и анализа затрат.

Все затраты классифицируются по категориям, на основе следующих признаков:

· роли в системе управления;

· степени их прослеживания;

· их функционального изменения;

· элементам затрат;

· статьям калькуляции;

· учёта и включения их в себестоимость продукции.

По их роли в системе управления, затраты объединены в две группы:

а) производственные затраты;

б) непроизводственные (обще фирменные) затраты,

Производственные затраты связаны непосредственно с производством продукции, Они, в свою очередь, подразделяются на:

· прямые затраты материалов;

· прямые затраты на оплату труда;

· производственные накладные расходы.

Прямые затраты материалов и прямые затраты на оплату труд называются первичными затратами, так как они непосредственно связаны с выпуском продукции и относятся прямо на себестоимость единицы продукции. Производственные накладные расходы, называются конверсионными расходами, т.е. расходами переносящими свою стоимость на готовую продукцию. Сумма первичных и конверсионных затрат образуют полную производственную себестоимость продукции.

Непроизводственные затраты не связаны непосредственно с производством продукции. Они включают расходы по реализации продукции, научные исследования и разработки, административно-управленческие расходы, расходы по сбыту, выплату процентов по кредитам и другие расходы, не связанные непосредственно с производственной деятельностью предприятия.

Разграничение на производственные и непроизводственные расходы обусловлено необходимостью обособленного учёта, анализа и методики расчётов влияния факторов на результаты деятельности предприятия. Кроме того, руководители предприятий на их основе могут делать выводы о доле производственных и непроизводственных расходов в общей сумме затрат и принимать управленческие решения по снижению и экономии затрат. Увеличение доли непроизводственных расходов, как правило, приводит к снижению прибыли и эффективности производства, в целом.

Данные о сумме производственных и непроизводственных расходах приводятся в финансовой отчётности: форма №2 «Отчёт о прибылях и убытках»; форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», раздел 6 «Затраты, произведенные организацией», а также в статистической отчётности – Отчёт о затратах на производство и реализацию продукции организации».

По степени их прослеживания, т.е. возможности отнесения к конкретному объекту калькуляции себестоимости, затраты делятся на прямые и косвенные (не прямые) затраты.

Прямые затраты – это затраты, связанные с производством отдельных видов продукции, на себестоимость которых они могут быть непосредственно отнесены.

Следует различать прямые затраты на конкретную продукцию и прямые затраты на подразделения. Если затраты можно напрямую отнести на конкретную продукцию – это прямые затраты для данного продукта. Затраты непосредственно связанные с подразделением предприятия – прямые затраты этого подразделения, но по отношению к конкретной продукции выпускаемой в данном подразделении, они будут считаться как косвенные расходы.

Прямые затраты непосредственно относятся на себестоимость продукции, в размере произведенных затрат. Эти затраты полностью переносят свою стоимость на конкретную произведенную продукцию.

Основными статьями прямых затрат являются:

· сырье и основные материалы;

· покупные изделия и полуфабрикаты;

· основная заработная плата производственных рабочих;

· силовая электроэнергия.

Косвенные расходы, их еще называют накладными расходами, невозможно непосредственно отнести на конкретный вид продукции (если производят несколько видов продукции). Затраты, которые одновременно относятся к разным видам продукции (работ, услуг), называются затратами совместного или комплексного производства и входят в категорию косвенных затрат. Например, оплата труда работников цехового персонала (начальника цеха, обслуживающего персонала), коммунальных услуг, амортизация здания цехов и оборудования общего пользования и т.п.

Основными статьями косвенных расходов являются:

· общецеховые расходы;

· общезаводские расходы;

· часть непроизводственных расходов.

Затраты могут быть прямыми для подразделения, но при этом косвенными для продукции. Затраты на заработную плату начальника ремонтно-механического цеха является прямыми для цеха, но косвенными для множества видов продукции изготавливаемой в данном цехе.

Прямые затраты находят отражение непосредственно на счёте «Основное производство», а косвенные расходы относятся на счёт «Общепроизводственные расходы», а в конце месяца они списываются на счёт «Основное производство», по видам изделий, путём применения соответствующего метода распределения затрат.

Руководство предприятий, изучая прямые и косвенные расходы, должно принимать управленческие решения, по снижению себестоимости продукции не ухудшая её качества.

По функциональным изменениям, затраты делятся на переменные и постоянные.

Переменные - это такие затраты, которые изменяются в целом и прямо пропорционально изменению объёма производства или услуг. Например, расходы сырья и материалов, заработная плата производственных рабочих, расходы бензина на транспорт и т.п.

Постоянные – это затраты, которые остаются в целом неизменными, несмотря на изменения в объёме выпуска продукции и услуг. Например, административно-управленческие расходы, расходы на аренду, страхование и выплату налогов.

Деление затрат на переменные и постоянные необходимо для их планирования, анализа, а также определения маржинальной прибыли, точки безубыточности, расчёта заданной прибыли и калькуляции себестоимости продукции.

В практике планирования, анализа и учёта, затраты на производство и реализацию продукции группируются также по их элементам, основными статьями которых являются:

· сырьё и материалы;

· вспомогательные материалы;

· топливо и электроэнергия со стороны;

· амортизация основных средств;

· фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала;

· начисления на социальное страхование и социальное обеспечение;

· прочие денежные расходы.

Такая группировка затрат по их элементам позволяет определить структуру затрат на производство продукции, планировать объём по их видам, обеспечить бесперебойное снабжение необходимыми материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.

В зависимости от преобладания тех или иных элементов затрат, различают трудоёмкие, материалоёмкие, энергоёмкие и фондоёмкие отрасли деятельности.

Трудоёмкими считаются такие предприятия где преобладают затраты на оплату труда. С внедрением в производство новейшего оборудования, с автоматизацией и компъютеризацией производства, самые трудоёмкие отрасли постепенно превращаются в фондоёмкие, где высокая производительность труда.

Как было отмечено выше, затраты предприятий являются составной частью цены товаров. На их основе предприятия определяют уровень цены, по которой могут реализовывать свою продукцию и получать искомую прибыль. А для этого каждое предприятие должно составлять калькуляцию себестоимости выпускаемой продукции (работ и услуг). Основными статьями калькуляции себестоимости продукции являются:

· сырьё и материалы;

· вспомогательные материалы;

· оплата труда производственных рабочих;

· начисление на социальное страхование и социальное обеспечение по оплате труда производственных рабочих;

· топливо на технологические нужды;

· электроэнергия на технологические нужды;

· общепроизводственные расходы (цеховые);

· расходы периода (общезаводские расходы);

· прочие расходы.

Как видно из приведенных выше статей, все статьи расходов, за исключением общепроизводственных и общезаводских расходов, относятся к прямым расходам. При планировании этих статей, как правило, используется нормативный метод. Общепроизводственные и общезаводские расходы, относятся к комплексным расходам. Они распределяются на единицу продукции согласно установленной учётной политикой методики.

Сравнивая фактическую себестоимость продукции в целом и по их статьям, с планом или прошлым годом определяют абсолютное и относительное (экономию или перерасход) отклонение и выясняют их причины. Затем на основе факторного анализа принимаются управленческие решения по эффективному расходованию средств.

Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 6 мая 1999 года за №33н утверждено положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» ПБУ 10/99, которое действует в настоящее время с изменениями внесенными на 30 марта 2001 года. Кроме того при учёте и анализе производственных затрат, необходимо руководствоваться «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 1992 года за № 552, с изменениями на 31 мая 2000 года (Постановление Правительства РФ от 31 мая 2000 года, за № 420).

Этими нормативными документами определены единые основы учёта затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг) на предприятиях и организациях Российской Федерации.. Приведенная в положении классификация затрат ориентирована на правильное и полное отражение затрат в бухгалтерском учёте, определение прибыли и рентабельности деятельности предприятий и базы налогообложения.

Согласно ПБУ 10/99 «Расходы организации», все затраты предприятий и организаций подразделены на три группы:

· расходы по обычным видам деятельности;

· операционные расходы;

· внереализационные расходы.

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. К ним также относятся расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг.

В организациях, предметом деятельности которых являются и других виды деятельности (временное владение и пользование по договору аренды; предоставление за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, и др. видов интеллектуальной собственности), расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

Расходы по обычным видам деятельности (согласно ПБУ 10/99) формируют:

· расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально-производственных запасов;

· расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально-производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи)товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, а также по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.).

В соответствии с экономическим содержанием эти расходы сгруппированы по следующим элементам:

· материальные затраты;

· затраты на оплату труда;

· отчисления на социальные нужды;

· амортизация основных средств;

· прочие затраты.

Для целей управления в бухгалтерском учёте (управленческий учёт) организуется учёт расходов по статьям затрат. Перечень статей затрат устанавливается организацией самостоятельно.

В элементе «Материальные затраты» отражаются расходы связанные с приобретением со стороны сырья, материалов, комплектующих изделий и полуфабрикатов, топлива всех видов, используемых в процессе производства продукции (работ, услуг), упаковки продукции, технологические цели. Затраты по работам и услугам производственного характера со стороны, связанных с доставкой материальных ресурсов. В эту группу также относятся потери от недостачи поступивших материалов в пределах норм естественной убыли.

В элементе «Затраты на оплату труда» отражаются затраты на оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсирующие выплаты, в том числе компенсации по оплате труда в связи с повышением цен и индексацией доходов в пределах норм, предусмотренных законодательством, компенсации женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также затраты по оплате труда не состоящих в штате предприятия работников, занятых в основной деятельности.

В элементе «Отчисления на социальные нужды» отражаются обязательные отчисления, по установленным законодательством нормам органам государственного социального страхования, пенсионного фонда, государственного фонда занятости и медицинского страхования, от затрат на оплату труда работников, включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг) по элементу «Затраты на оплату труда» (кроме тех видов оплаты, на которые страховые взносы не начисляются).

В элементе «Амортизация основных средств» отражается сумма амортизационных отчислений на полное восстановление основных производственных фондов, включая и ускоренную амортизацию их активной части, производимую в соответствии с законодательством.

В элементе «Прочие затраты» в составе себестоимости продукции (работ, услуг) относятся налоги, сборы, платежи (включая по обязательным видам страхования, производимые в соответствии с установленным законодательством порядком, а также другие затраты, входящие в состав себестоимости продукции (работ, услуг).

Более подробно, затраты включаемые по элементам даны в «Положении о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли», утвержденное Правительством РФ постановлением от 5 августа 1992 года за №552 (с изменениями на 31 мая 2000 года).

Операционными расходами являются расходы, связанные с предоставлением за плату во временное пользование активов организации; расходы с участием в уставных капиталах других организаций; расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, товаров и продукции; проценты уплачиваемые организацией за предоставленные ей в пользование денежных средств (процентов, займов); расходы, связанные с оплатой услуг, оказываемых кредитными организациями; отчисления в оценочные резервы, создаваемые в соответствии с правилами бухгалтерского учёта (резервы по сомнительным долгам, под обеспечение вложений в ценные бумаги и др.) и др.

Внереализационными расходами являются: штрафы, пени, неустойки, за нарушение условий договоров; возмещение, причиненных организацией, убытков; убытки прошлых лет, признанные в отчётном году; суммы списанных дебиторских задолженностей, по которым истек срок исковой давности и других долгов, нереальных к взысканию; курсовые разницы; суммы уценки активов; перечисленные средства (взносы выплаты и т.д.), связанные с благотворительными и социальными мероприятиями.

В ПБУ 10/99 «Расходы организации», отмечается, что «расходы, отличные от расходов по обычным видам деятельности, считаются прочими расходами». Согласно, этого положения, к прочим расходам относятся: операционные расходы, внереализационные расходы, а также чрезвычайные расходы.

В составе чрезвычайных расходов, согласно ПБУ 10/99, отражаются расходы, возникающие как последствия чрезвычайных обстоятельств хозяйственной деятельности (стихийного бедствия, пожара, аварии, национализации имущества и т.п.).

Совместные предприятия, акционерные общества, ценные бумаги которых обращаются на фондовом рынке, наряду с годовой бухгалтерской отчётностью, сформированной с учётом ПБУ 10/99 и положения о составе затрат применяемой в Российской Федерации, должны составлять годовую бухгалтерскую отчётность исходя из требований Международных стандартов финансовой отчётности (МСФО), разрабатываемых Комитетом по международным стандартам финансовой отчётности, и представлять её организатору торговли на рынке ценных бумаг, инвестору и другим заинтересованным лицам по их требованию.

По международному стандарту, все затраты группируются в 4 группы:

· затраты, включаемые в производственную себестоимость продукции;

· затраты, включаемые в расходы периода;

· расходы по финансовой деятельности;

· чрезвычайные убытки.

Затраты, включаемые в производственную себестоимость продукции, совпадают с «Расходами по обычным видам деятельности» отраженные по ПБУ 10/99.

Расходы периода – это затраты и расходы, не связанные непосредственно с производственным процессом и объединены в следующие группы:

· расходы по реализации;

· административные расходы;

· прочие операционные расходы.

В связи с тем, что эти расходы не связаны непосредственно с выпуском продукции (работ, услуг), их иначе называют операционными расходами. Они не зависят от объёма выпущенной и реализованной продукции (работ, услуг). Они более связаны со временем, продолжительностью хозяйственной деятельности. Эти расходы суммируются и списываются на себестоимость продукции в том отчётном периоде, в котором они возникли.

Расходы по финансовой деятельности – это такие расходы, которые не связаны с основной производственной деятельностью предприятия, а относятся к общехозяйственной, связанной с банковскими операциями, получением к редитов и займов, выпуском и реализацией ценных бумаг, с валютными операциями.

Чрезвычайные убытки – это, по международному стандарту, статьи необычных расходов, возникающих в результате событий или операций, выходящих за рамки обычной деятельности хозяйствующих субъектов, получение которых не ожидалось и не повторялось.

  1. Показатели, характеризующие производственные затраты и методы их анализа

Выше приведенная классификация затрат, как было уже отмечено, используется руководством предприятия для планирования, анализа, правильности исчисления и уплаты налогов, а также управления затратами с целью их эффективного расходования, увеличения объёма выпуска и реализации продукции, улучшения её качества. Однако, наряду с этим, для правильного и умелого руководства затратами необходимо знать и использовать показатели их характеризующие. К ним относятся:

· сумма производственных затрат по их видам;

· структура затрат;

· динамика затрат;

· уровень затрат;

· абсолютное и относительное отклонения затрат по сравнению с данными бизнес-плана и базисного периода.

Сумма производственных затрат характеризует произведенные затраты в денежном измерении за определенный период в целом по предприятию, по подразделениям, отдельным видам продукции (работ, услуг), за определенный период времени. На их основе можно определить объём произведенных затрат, их динамику за ряд лет и дать количественную оценку об их изменении.

Этот показатель необходим менеджерам для планирования затрат по их видам и в целом, а также выделения денежных средств по приобретению необходимых товарно-материальных запасов и затрат трудовых и финансовых ресурсов.

Структура затрат определяется долей отдельных видов затрат в общей их сумме. На их основе можно определить трудоёмкость, материалоёмкость предприятия, где используется значительный объём сырья и материалов, где высокий уровень механизации и автоматизации труда. Изучая изменение структуры затрат можно принять управленческие решения по дальнейшему улучшению структуры производимых затрат и повышению их эффективности.

Данные для определения структуры затрат берутся из финансовой отчётности форма №2 «Отчёт о прибылях и убытках», форма №5 «Приложение к бухгалтерскому балансу», а также статистической отчётности «Отчёт о производственных затратах».

Покажем методику расчёта структуры затрат на примере ОАО «Вымпел» за 2000 год., по сравнению с прошлым годом (таблица 2.1.).

Таблица 2.1.

Структура затрат ОАО «Вымпел» за 2000 год по сравнению

(сумма- в тыс. руб., уд. вес. – в % к итогу)

Показатели 1999 г. 2000 г. отклонение
сумма уд. вес сумма уд. вес. сумма уд. вес.
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг     60,1     66,9     6,8
Коммерческие расходы   0,3   0,2   -0,1
Управленческие расходы   14,0   8,3 -191 -5,7
Операционные расходы   10,4   11,7 -795 1,3
Внереализационные расходы   7,1   0,6 -719 -6,5
Налог на прибыль и иные аналогичные, обязательные платежи     8,1     12,3     4,2
Чрезвычайные расходы            
Всего           -

На основании таблицы 2.1. видно, что увеличение общей суммы затрат за год на 5520 тыс. руб. В общей сумме затрат возросла доля производственной себестоимости реализованной продукции на 6,8% и составила 66,9%, снижена доля управленческих расходов на 5,7% и составила 8,3% всех расходов. Значительную долю всех расходов составляют «операционные расходы» – 11,7% и уплаченные налоги на прибыль – 12,3%. За отчётный период возросла также и сумма по этим расходам. В целом структура затрат за отчётный период улучшилась, так как возросла доля затрат связанных с производством и реализацией продукции.

Уровень затрат – это доля затрат на один рубль готовой, товарной или реализованной продукции. Он рассчитывается для определения эффективности затрат, их динамики и для расчёта относительного отклонения (экономии или перерасхода) затрат. Уровень затрат (Ур.зат.) определяется как отношение затрат от основной деятельности (Зат.осн.леят.) к выручке от реализации продукции (Реал.прод.), т.е. по формуле:

Ур.зат. = Зат.осн.деят. : Реал.прод.

Данные для расчёта уровня производственных затрат берутся из финансовой отчётности, форма №2 «Отчёт о прибылях и убытках».

Для изучения уровня затрат, по их видам, составляется следующая таблица (см. таблицу 2.2.).

Таблица 2.2.

Уровень затрат хозяйственной деятельности ОАО «Вымпел» за 2000 год по сравнению с прошлым годом

(Сумма –в тыс. руб., уровень- в % к сумме реализации)

Показатели 1999 г. 2000 г. отклонение
сумма уровень сумма уровень сумма уровень
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг     69,8     69,6     -0,2
Коммерческие расходы   0,4   0,3   -0,1
Управленческие расходы   16,2   8,7 -191 -7,6
Итого расходы от основной деятельности     86,4     78,6     -7,9
Операционные расходы   12,1   12,1 -795 -
Внереализационные расходы   8,3   0,6 -719 -7,7
Налог на прибыль и иные аналогичные, обязательные платежи     9,5     12,8     3,3
Чрезвычайные расходы   -   - - -
Выручка от продажи товаров, работ, услуг            

На основании таблицы 2.2. делаются выводы об изменении уровня затрат, т.е. изменении эффективности произведенных расходов. Уменьшение уровня затрат указывает на снижение затрат приходящихся на один рубль реализованной продукции, т.е. экономии средств по производству и реализации товаров, работ, услуг.

В нашем примере, уровень затрат по основной деятельности предприятия по сравнению с прошлым годом снизился на 7,9% к сумме реализованной продукции, т.е. на каждый рубль реализованной продукции по сравнению с прошлым годом предприятие имеет экономию на 7,9 копеек., а по внереализационным расходам – 7,7копеек. Это увеличило сумму прибыли и уровень рентабельности. Налог на прибыль и иные аналогичные, обязательные платежи, по сравнению с прошлым годом, возросли не только в сумме, но и на каждый рубль реализованной продукции, что снизило рентабельность предприятия на 3,3% к сумме реализованной продукции.

Таким образом, уровень затрат является качественным показателем, характеризующим эффективность затрат предприятия.

Динамика затрат характеризует изменение суммы и уровня затрат по сравнению с прошлым и базисным периодом. Она определяется такими показателями как абсолютное и относительное отклонение, темпами роста и прироста.

Например, производственная себестоимость реализованной продукции в 1999 году составила в сумме 6 947 тыс. руб., а в 2000 году – 11 427 тыс. руб. Абсолютный прирост затрат составляет 4 480 тыс. руб. (11 427 – 6 947), темп роста – 164,5% (11 427: 6947 х 100), темп прироста 64,5% (164,5 – 100), абсолютное значение 1,0% прироста составляет – 69,5 тыс. руб., т.е. увеличение или уменьшение производственных затрат на 1,0% по сравнению с прошлым годом даёт изменение затрат на 69,5 тыс. руб.

Показатели динамики затрат служат аналитикам и аудиторам основой для выводов и рекомендаций, менеджерам – принятия управленческих решений по сниижению и экономному расходованию средств.

При изучении динамики затрат необходимо сравнивать темпы изменения затрат, чистой выручки и общей суммы доходов. Превышение темпа роста доходов над расходами указывает на увеличение прибыли и рентабельности, т.е. эффективности работы предприятия.

Абсолютное отклонение затрат рассчитывается как разность между фактическими затратами с данными бизнес-плана или базисного периода. На основании этого показателя делается вывод о количественном изменении произведенных затрат, например, на какую сумму увеличились затраты в целом или по отдельным их видам.

Для качественной характеристики изменения затрат необходимо рассчитать их относительное отклонение, т.е. экономию или перерасход по затратам в сравнении с базисным периодам или бизнес-планом.

Относительное отклонение рассчитывается определением уровня производственной себестоимости.

Дляопределения экономии или перерасхода по затратам, т.е. относительного отклонения затрат, необходимо, разницу между фактическим и базисным уровнями затрат умножить на фактическую сумму реализованной продукции, по формуле:

D Зат. осн.деят. = (Ур.зат.факт. – Ур.зат.баз.) х Реал.прод.факт.

где:

D Зат. осн.деят. – относительное отклонение затрат (экономия, перерасход);

Ур.зат.факт. – фактический уровень затрат;

Ур.зат.баз.- базисный уровень затрат;

Реал.прод.факт. – фактическая сумма реализованной продукции за отчётный период.

Покажем этот расчёт на конкретном примере ОАО «Вымпел» (таблица 2.3.)

Таблица 2.3.

Расчёт экономии (перерасхода) производственной себестоимости реализованной продукции

(сумма – в тыс. руб.)

Показатели 1999 г. 2000 г. отклоне- ние
Чистая (нетто) выручка от реализации продукции      
Производственная себестоимость реализованной продукции      
Затраты на 1 рубль реализованной продукции (уровень производственных затрат), в коп.   69,8   69,6   -0,6
Экономия (-), перерасход (+) производственных затрат       -9,9

Данные таблицы 2.3. показывают, что в результате снижения затрат на один рубль реализованной продукции ОАО «Вымпел» в 2000 году по сравнению с прошлым годом имеет экономию затрат на сумму 9,9 тыс. руб. (-0,6 х 16428).

В дальнейшем необходимо изучить и рассчитать влияние внутренних и внешних факторов на размер затрат предприятия. К основным факторам, влияющим на сумму и уровень затрат предприятия относятся:

· объём произведенной и реализованной продукции;

· затраты сырья и материалов;

· количественный и качественный состав производственных работников и управленческого персонала;

· производительность труда работников;

· тарифы и услуги сторонних организаций;

· эффективность использования основных средств и нематериальных активов;

· эффективность использования оборотных средств;

· организация расчётно-платежной дисциплины и своевременное и качественное составление контрактов с покупателями и поставщиками

Каждый из этих факторов влияет на те или иные затраты, имеет свою методику расчёта. Руководители предприятий, аналитики и аудиторы при изучении и анализе затрат должны уметь рассчитать влияние этих факторов, проанализировать каждый фактор в отдельности и на их основе выявить резервы снижения и экономного расходования средств, разработать конкретные рекомендации по принятию управленческих решений по эффективности затрат.

Рассмотрим методику расчёта влияния факторов на сумму затрат от основной деятельности (таблица 2.4).

Таблица 2.4.

Расчёт влияния на сумму затрат ОАО «Вымпел» за 2000 год по сравнению с прошлым годом, изменения объёма реализации и уровня затрат

(сумма - в тыс. руб.)

  Показатели   1999 г.   2000 г. отклонение в т.ч. за счёт изменения
реализации уровня затрат
Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг.         *   *
Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг. Сумма Уровень, в % к сумме выручки   69,812   69,558   - 0,254     -42
Коммерческие расходы Сумма Уровень, в % к сумме выручки   0,402   0,262   -0,140     -23
Управленческие расходы     -191 - - 191
Итого расходы от основной деятельности           -256
Операционные расходы     +795   +795
Внереализационные расходы     -719   - 719
Чрезвычайные расходы - - - - -
Всего расходы         -180

Для расчёта данные следует взять из финансовой отчётности формы №2 «Отчёт о прибылях и убытках». При этом необходимо учесть деление затрат на переменные и условно-постоянные. К переменным затратам следует отнести «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» и «Коммерческие расходы». К постоянным расходам (не зависящим от объёма производства и реализации продукции) относятся: «Управленческие расходы», «Операционные расходы», «Внереализационные расходы» и «Чрезвычайные расходы».

Переменные статьи затрат, как было отмечено выше, зависят от объёма произведенной и реализованной продукции и изменяются пропорционально их изменению. Поэтому, чтобы определить влияние на сумму переменных статей изменения объёма реализованной продукции необходимо отклонение суммы реализации товаров умножить на базисный уровень себестоимости проданных товаров, продукции, работ, услуг. Расчёт производится по формуле:

D Зат. = (Реал.прод.факт. – Реал.прод.баз.) х Упер.зат.баз.,

где:

D Зат.- отклонение суммы затрат;

Реал.прод.факт. – Сумма реализованной продукции за отчётный период;

Реал.прод.баз. – Сумма реализованной продукции базисного периода;

Упер.зат.баз - Уровень затрат базисного периода.

Данные таблицы 3.4 показывают, что ОАО «Вымпел» по статье «Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг» в 2000 году израсходовало средств, по сравнению с прошлым годом, больше на 4480 тыс. руб. В результате увеличения объёма реализации продукции, затраты возросли на 4522 тыс. руб. (6477 х 69,812: 100). Другие факторы способствовали снижению производственных затрат, которые отразились на их уровне.

Для определения влияния изменения уровня затрат (других факторов), необходимо фактическую сумму реализованной продукции за отчётный период умножить на разность уровней производственных затрат отчётного и прошлого годов (Упер.зат.ф. – У пер.зат.баз.), т.е. по формуле:

Зат. = Реал.прод.факт. х (Упер.зат.ф. – У пер.зат.баз.): 100

В ОАО «Вымпел», в результате снижения уровня производственных затрат их сумма уменьшилась на 45 тыс. руб. (11427 х (69,558 – 69,812): 100). Таким образом, себестоимость проданных товаров, отчётного года по сравнению с прошлым годом увеличилась на 4480 тыс. руб. (абсолютное отклонение). Это произошло за счёт:

· увеличения объёма производства и реализации продукции, что увеличило расходы на 4522 тыс. руб

· сокращения уровня (экономии) расходов, что уменьшило затраты на 42 тыс. руб.

Таким образом, влияние этих двух факторов дает общее отклонение производственных затрат отчётного года по сравнению с прошлым годом:

4480 тыс. руб. = 4522 тыс. руб. – 42 тыс. руб.

Такой же расчёт производится по статье «Коммерческие расходы»

На расходы, относящиеся к группе «постоянные» объём реализации продукции не оказывает влияние. Поэтому на изменение суммы затрат по ним оказывают влияние такие факторы как: режим экономии, изменение цен на сырьё и материалы, тарифов за услуги, изменение окладов управленческого и обслуживающего персонала и т.п. Их отклонение по сравнению с прошлым (базисным) периодом, прямо отражается, на сумму затрат предприятия.

Таким образом, на общую сумму увеличения расходов предприятия, по сравнению с прошлым годом в размере 5520 тыс. руб., оказали влияние:

· рост объёма выпуска и реализации продукции увеличило сумму затрат на 4548 тыс. руб. (4522 + 26);

· снижение уровня себестоимости проданных товаров, уменьшило сумму затрат на 42 тыс. руб.;

· экономия по коммерческим расходам снизила затраты на 23 тыс. руб.;

· снижение управленческих расходов уменьшило общие затраты на 191 тыс. руб.;

· увеличение операционных расходов способствовало росту затрат на 795 тыс. руб.;

· снижение внереализационных расходов уменьшило затраты на 719 тыс. руб.

В дальнейшем необходимо изучить каждый из этих факторов, выявить причины и возможности дальнейшего снижения и экономного расходования средств и разработать по ним конкретные рекомендации и принять управленческие решения.

  1. Методика анализа, оценки и фактической динамики затрат на производство и реализацию продукции.

Анализ производственных затрат предприятий во многом зависит от методов учёта затрат и калькуляции себестоимости продукции.

Общая сумма материальных, трудовых и финансовых затрат на единицу продукции называется себестоимостью продукции. Себестоимость продукции (работ) можно определить при помощи одного из следующих методов калькуляции:

· позаказная калькуляция затрат;

· попроцессная калькуляция;

· нормативная калькуляция.

Позаказная калькуляция себестоимости, означаеткалькуляцию себестоимостиспециального заказа, партии товара и контракта.

Позаказный метод калькуляции себестоимости применяется, когда компания получает заказ от покупателя на производство одной единицы или партии калькулируемой продукции, например, в строительстве, типографиях, самолётостроении, мебельных фабриках, машиностроении, при выполнении ремонтных работ, оказании аудиторских или консультационных услуг, НИОКР и др.

Позаказный метод калькуляции, в зависимости от объёма выполнения заказов, подразделяется на три вида:

1.Калькуляция себестоимости заказа.

2.Калькуляция себестоимости партии товара.

3.Калькуляция себестоимости контракта.

Оценка и анализ затрат при калькуляции себестоимости заказа. Предприятия, выполняющие заказы, занимаются производством специальных разовых товаров и услуг.

В данном случае фирма должна удовлетворять спрос на продукцию, стандарт качества которой должен быть выше стандарта качества продукции массового производства, либо количество необходимой продукции настолько мало, что не имеет смысла привлекать к производству другие предприятия и специально заниматься планированием и установками.

Анализируя затраты на продукцию калькуляция по которым производится позаказным методом необходимо фактические затраты, указанные в калькуляционных карточках заказов, сравнить с предварительными расчётами.

Калькуляционная карточка заказа открывается по каждому заказу покупателя, где указываются:

· материалы, извлеченные из запасов (на основе заявок);

· заработная плата производственных рабочих (на основе карточки табельного учёта времени, затраченного на выполнение заказа);

· прямые затраты (на основе счетов фактор и пр.).

По выполнении заказа, в калькуляционной карточке выводится общая сумма прямых затрат. После этого, на основе одного из методов, рассчитываются накладные расходы относимые на данный заказ.

Если в конце учётного периода заказ не завершен, общий размер затрат на определенное число, записывается в калькуляционной карточке и учитывается как незавершенное производство.

От правильного определения калькуляции себестоимости при позаказном методе зависит установление цен на продукцию.

Завышение цены на продукцию может привести к оттоку заказчиков. Занижение цены на выполнение заказа, приведет к уменьшению прибыли или к убыточности данного заказа.

Себестоимость продукции также зависит от объёма производства, за счёт доли накладных расходов на единицу продукции. Завышение или занижение объёма производства отразится на цене продукции каждого заказа.

Поэтому на предприятиях, осуществляющих производство продукции или оказание услуг по заказам, большое значение имеет правильное составление калькуляции себестоимости продукции и на её основе определение цены продукции (услуг).

Оценка и анализ затрат при калькуляции себестоимости партии товара. Многие компании объединяют позаказную калькуляцию себестоимости с калькуляцией себестоимости партии товара.

Такие случаи имеют место в компаниях, осуществляющих сборку продукции согласно технологическим требованиям клиента, причём сама конструкция (сборка) содержит ряд комплектующих деталей, которые могут использоваться в других конструкциях, т.е. изготовляется партия комплектующих деталей и все затраты учитываются в калькуляционной ведомости определенной партии изделий.

По завершении изготовления комплектующих изделий, наряд-заказ закрывается, и изготовленная продукция передается на склад готовых деталей по средней себестоимости всей партии изделий.

Когда клиент заказывает какую-либо определенную работу, составляется новый наряд-заказ по сборке.

Анализируя затраты при калькуляции себестоимости партии товара необходимо определить правильность расчёта объёма необходимых деталей для данной партии заказа. Для этого изучаются:

· нормы потребления;

· затраты на хранение и эксплуатационная готовность деталей;

· время необходимое для установки и разборки производственных линий;

· производительность станков, рабочей силы и услуг в сравнении с другой продукцией.

Предварительный подсчёт партии оптимальной величины (ПОВ) можно определить посредством:

- анализа калькуляции себестоимости единицы продукции по различному количеству партий, в целях определения самой низкой себестоимости единицы продукции;

- анализа затрат по хранению партии произведенных товаров по сравнению с их производственными затратами

- расчёта партии оптимальной величины (ПОВ), который производится по формуле:

2 Зу Сr

ПОВ = Ö

Зх

Где: Сr – годовой спрос;

Зу - затраты на установку и разборку;

Зх - Затраты на хранение.

Следующим этапом анализа затрат при калькуляции себестоимости партии товара является изучение себестоимости каждой партии товара, с целью планирования поддержания уровня запасов по отдельным видам затрат на установку, загрузку станков и движения запасов, а также поддержания уровня рентабельности по каждой партии товара.

Анализ затрат при калькуляции себестоимости контракта. Каждый контракт представляет собой отдельную единицу калькулируемой продукции, поэтому по каждому контракту затраты собираются на отдельном счёте в главной бухгалтерской книге.

При этом затраты собираются по следующим видам статей:

1. Основные материалы.

2. Заработная плата производственных работников.

3. Затраты на производственные установки.

4. Затраты по субподряду (субконтракту).

5. Косвенные затраты.

Материалы, относимые на контракт, могут включать как специально приобретенные материалы, так и материалы со склада подрядчика. Затраты при этом относятся на счёт контракта.

При анализе расходов материалов необходимо иметь ввиду трудность учёта поступлений и возврата излишков материалов со строительного участка на склад. Необходимо тщательно проверить правильность расчётов расходования материалов и отпуска их согласно, объёма выполненных работ и установленных норм расхода.

Затраты на труд, относимые на контракт, могут включать офисную работу, связанную с составлением планов и документов (включая учёт рабочего времени для работников с твердым окладом), производственные операции непосредственно на заводе (предприятии) и работа на строительном участке. Вся работа на месте строительства по контракту рассматривается как прямой труд.

Учёт времени работы строителей на различных участках ведется в специальных табелях учёта рабочего времени. Все затраты такому труду относятся на счёт контракта.

Помимо материалов и труда, существуют прямые затраты по контракту. К ним относятся затраты на производственные установки и работы по субподряду.

Затраты на производственные установки и оборудование могут быть приобретены специально для контракта, либо переданы другим контрактом, либо арендованы для использования по определенному контракту.

Если производственные установки и оборудование приобретены специально для данного контракта, тогда себестоимость приобретенного оборудования полностью переносится на счёт контракта.

Если производственные установки и оборудование передаются другим контрактом, то в этом случае имеет место частично списанная стоимость, которая относится на прежний контракт, а оставшаяся сумма переносится на новый контракт.

Производственные установки могут быть арендованы для использования по определенному контракту. В данном случае, так как компания не владеет этими производственными установками, сумма по аренде списывается на счёт контракта.

Когда имеется крупный контракт, либо контракт, связанный с деятельностью специалистов, по определенным видам работ компания может привлекать субподрядчиков. Себестоимость любой работы субподрядчика рассматривается как прямые затраты контракта и относятся на счёт контракта.

Многие подрядчики не производят распределение своих затрат по отдельным контрактам, так как они часто не являются значительными по сравнению с прямыми затратами. Но, в отдельных случаях, по контракту могут быть косвенные затраты распределены между отдельными контрактами по установленной для данной организации методике.

Стоимость каждого контракта согласуется между исполнителем и клиентом, и это считается стоимостью контракта. В случае, когда имеют место крупные контракты и где работа растягивается на многие месяцы или годы, подрядчик может получить промежуточные платежи от клиентов соответственно стоимости контракта и объёма выполненных работ.

В данном случае по мере выполнения работы по контракту, эксперт заказчика выдает заключение, в котором определяется часть из общей стоимости контракта, которая может быть выплачена исполнителю соответственно объёму выполненных работ. Исполнитель, в свою очередь, выставляет заказчику счёт-фактуру на сумму промежуточной выплаты (оплата по «процентовкам»).

В период выполнения контракта исполнитель обычно получает только ту часть стоимости, которая была определена в заключении экспорта. Сумма, удерживаемая заказчиком, будет оплачена исполнителю по мере выполнения контракта и исправления дефектов (если таковые будут иметь место).

Оценка и анализ затрат при попроцессной калькуляции себестоимости. Попроцессная калькуляция затрат на производство – это метод расчёта себестоимости производимой продукции, применяемой в производствах, выпускающих массовую однородную (серийную) продукцию или в производствах, где выпускается различная продукция, но процесс разбит на постоянно повторяющиеся операции, т.е. там, где в течение продолжительного времени массовая продукция проходит обработку по нескольким стадиям, называемым переделами. К ним относятся, предприятия химической, нефтеперерабатывающей, текстильной, лакокрасочной, мукомольной, резинотехнической, металлургической, стекольной, горной, цементной промышленности.

Попроцессный метод применяется и в непромышленной сфере, например, при сортировке почтовой корреспонденции, в кафе самообслуживания и др.

При попроцессном методе изделие переходит от одного процесса к другому до тех пор пока не будет изготовлено полностью. Параллельно с процессом изготовления идет процесс накопления затрат на производство, то есть увеличивается себестоимость изделия. Для каждого из технологических процессов необходимо определить прямые и косвенные затраты.

Затраты определяются так же, как и в позаказном методе калькуляции. Учитываются все прямые затраты на сырьё, материалы и оплату труда, а также производственные накладные расходы. Многие затраты, которые при позаказном методе считаются косвенными, при попередельном методе становятся прямыми. Например, расходы на контроль процесса производства, амортизация оборудования внутри процесса и пр.

Принципиальное отличие попроцессного метода от позаказного заключается в выборе объекта учёта затрат. Себестоимость единицы продукции определяется в том и в другом методе расчётным путем, т.е. путем деления производственной себестоимости всего производства на число изделий, произведенных за данный период. Основное отличие в размере знаменателя. При позаказном методе он мал (например, сотня рекламных проспектов, одна упаковочная машина), а при попроцессном методе – велик (например, тысячи метров, единиц, тубов, галонов и т.п.).

Оценка и анализ затрат при нормативной калькуляции себестоимости. Анализируя затраты при нормативной калькуляции себестоимости, сравнивают нормативные затраты и доходы с фактическими результатами с целью получения отклонений, которые используются для выявления их причин и повышения эффективности деятельности предприятия.

В зависимости от выбранной основы формирования затрат различают следующие нормативы:

· основной норматив;

· идеальный норматив;

· достижимый норматив;

· текущий норматив.

Основной норматив – это норматив, установленный для использования в течение длительного периода времени, на основании которого можно разработать текущий норматив.

Идеальный норматив – это норматив, который можно достичь при наиболее благоприятных условиях, без компенсации обычных убытков, потерь и простоя оборудования. Он также называется потенциальным нормативом.

Достижимый норматив – это норматив, который можно достичь в том случае, если нормативная единица работы выполняется эффективно, оборудование и материалы используются надлежащим образом. При этом делается скидка на обычные убытки, потери и простой оборудования.

Текущий норматив – это норматив, установленный для использования в течение короткого периода времени и имеющий отношение к текущим условиям.

Используя нормативные показатели затрат составляется карточка нормативной себестоимости, которая содержит информацию о нормативной себестоимости единицы продукции.

При анализе затрат эти нормативные показатели себестоимости продукции используются как основа для сравнения с фактическими затратами, определения отклонений и выявления их причин. Производится расчёт отклонения фактических затрат, по их видам, на единицу продукции и влияние этих отклонений на общую сумму затрат.

Анализ затрат при нормативной калькуляции себестоимости, производится на основе следующих показателей: нормо-час, коэффициент объёма производства, коэффициент использования производственной мощности, коэффициент эффективности (производительности) производственной мощности.

Нормо-час – это объём работы, который должен быть выполнен за один час при нормативной производительности. Например, если за один час выпуск продукции составляет 20 изделий, то производство 100 изделий по нормативу должно быть 5 часов и будет оценено по стоимостному нормативу этих 5 часов, независимо от фактического времени, затраченного на их производство.

Коэффициент объёма производстваоб.произ. ) определяется как отношение фактического объёма производства (измеренный в нормо-часах) к предусмотренному по плану (в нормо-часах) и выражается в процентах, т.е. по формуле:

Об.Пр.факт. х 100

Коб.произ. =

Об.Пр.план.

Где: Об.Пр.факт. – фактические затраты времени по производству продукции;

Об.Пр.план. – плановый объем затрат времени.

Коэффициент использования производственной мощности исп.проз.мощ.), характеризует степень использования предусмотренных планом производственных мощностей. Он рассчитывается, как отношение фактического отработанного времени в нормо-часах к плановому, т.е. по формуле:

Раб.Вр.факт. х 100

К исп.проз.мощ. =

Об.Пр.план.

Где: Раб. Вр.факт. – фактическое отработанное рабочее время производственной мощности в нормо-часах.

Коэффициент эффективности (производительности) использования фактического рабочего времени (Кэф.исп.раб.вр.) определяется как отношение фактического отработанного времени (Об.Пр.факт. ) к фактически отработанному рабочему времени (Раб. Вр.факт. ), т.е. по формуле:

Об.Пр.факт. х 100

Кэф.исп.раб.вр. =

Раб. Вр.факт.

Анализируя производственные затраты где применяется нормативная калькуляция себестоимости продукции, следует использовать метод отклонений.

Отклонение от нормативных затрат – это разница между плановыми, предусмотренными нормативными затратами и фактическими затратами. Пользуясь этим методом необходимо определить влияние на сумму затрат материалов изменения цен и количества потребленных материалов (физического объёма).

Для того чтобы определить влияние изменение цены на сумму расходов на материалы необходимо, разницу между фактическими и нормативными ценами, умножить на фактическое количество израсходованных материалов, т.е. по формуле:

D РМц = (Цф – Цнорм. ) х КРМф

Где: DРМц - отклонение суммы расходов материалов за счет изменения цен на материалы;

Цф – фактическая цена израсходованных материалов;

Цнорм. – нормативная цена израсходованных материалов;

КРМф – количество фактически израсходованных материалов.

Для того чтобы определить влияние отклонения изменения количества израсходованных материалов на сумму расходов, необходимо разность фактического количества материальных затрат и материальных затрат по нормативу умножить на нормативную цену материалов, т.е. по формуле:

DРМкол. = (КРМф - КРМнорм. ) х Цнорм.

Где: DРМкол.- отклонение суммы расходов материалов за счёт изменения количества израсходованных материалов;

КРМф– количество фактически израсходованных материалов.

КРМнорм. – количество израсходованных материалов по нормативу.

Цнорм. – нормативная цена израсходованных материалов.

Затраты на оплату труда определяется с учётом цены труда (ставки) и количества использованного труда. В связи с этим, при анализе необходимо рассчитать влияние двух факторов:

· изменение средней ставки оплаты труда;

· отклонение отработанного времени.

Для определения влияния изменения ставки (средней) оплаты труда, необходимо разницу между фактической и нормативной ставкой оплаты труда, умножить на фактическое отработанное время (если почасовая оплата труда) или на количество произведенной продукции (если сдельная оплата труда), т.е. по формуле:

DЗОТ ср.оп.тр. = (ОТср.ф. – ОТ ср.нор.) х Вр.отр.ф.;

Где: DЗОТ ср.оп.тр. –отклонение по оплате труда в результате изменения средней ставки по оплате труда;

ОТср.ф. – фактическая ставка (средняя) оплаты труда;

ОТ ср.нор. – нормативная ставка (средняя) оплаты труда.

Вр.отр.ф – фактическое отработанное время в нормо-часах или количество произведенной продукции.

Влияние производительности труда, т.е. изменения отработанного времени на выпуск продукции определяется путем умножения разности фактического времени в часах и нормативного времени в часах, затраченного на фактический выпуск продукции, на нормативную почасовую ставку (средней) заработной платы, т.е. по формуле:

ЗОТотр.вр. = (Вр.отр.ф – Вр.отр.норм.) х ОТср.норм.

Где: ЗОТотр.вр.- отклонение затрат в результате изменения отработанного времени;

Вр.отр.ф – фактическое отработанное время в часах, затраченное на фактический выпуск продукции;

Вр.отр.норм. – нормативное время в часах, затраченное на фактический выпуск продукции;

ОТср.норм. – нормативная почасовая ставка заработной платы.

В дальнейшем необходимо выяснить причины отклонения фактических затрат от нормативных (плановых).

Расчёт отклонений – это всего лишь первый шаг. Руководству необходима информация для принятия решений по планированию, осуществлению контроля за эффективностью затрат. Недостаточно знать, что существует отклонение, необходимо определить почему.

Причинами могут быть:

· плохое финансовое планирование;

· плохое измерение или неправильные расчёты;

· случайные факторы;

· операционные факторы.

Так, отклонение по цене материалов может быть в результате:

· различных источников снабжения;

· общего роста цен;

· изменения скидок, предоставляемых при продаже большой партии товара;

· замены разносортных материалов;

Отклонение по использованию материалов может быть в результате:

· высокого или низкого уровня потребления материалов;

· изменения дизайна продукции;

· замены разносортных материалов.

Отклонение по оплате труда может быть в результате:

· решения правительства по увеличению оплаты труда работникам в целом по стране;

· сверхурочного времени или премиальных выплат, не предусмотренных планом;

· замена работы различной степени сложности.

Отклонение по производительности труда может быть в результате:

· совершенствования условий труда, включая лучший контроль;

· последствия обучающих эффектов;

· введения системы материального стимулирования или обучения персонала;

· замены работ различной степени сложности

При анализе необходимо все эти изучить целесообразность этих отклонений, выяснить их причины, рассчитать их влияние на сумму затрат в целом и финансовые результаты предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: