Лекция № 8. Стратегические направления развития аграрного производства

Рассматриваемые вопросы:

1. Экономическая эффективность – основная цель управления.

2. Риски и неопределенности.

3. Учет затрат и результатов. Повышение эффективности организации.

4. Инновации и инвестиции.

5. Критерии оценки проекта решения.

8.1. Экономическая эффективность – основная цель управления.

В условиях открытой рыночной экономики для любого бизнеса:

- главное – получить прибыль на вложенный капитал в большем размере, чем процентная ставка хранения средств на депозитном счете коммерческого банка;

- результат деятельности хозяйствующей организации всегда следует оценивать только после успешной реализации продукции.

Часто встречающаяся формулировка «максимум прибыли при минимуме затрат» внутренне противоречива. Минимум затрат равен 0, когда работа не проводится, но и прибыль тогда тоже равна 0. Если же прибыль велика, то и затраты велики, поскольку и то, и другое связано с объемом производства[9]. Можно максимизировать прибыль за счет выпуска продукции с новыми потребительскими качествами. Можно за счет качества продукции и большего роста её цены по сравнению с дополнительными затратами. Можно только минимизировать затраты на единицу продукции при неизменной цене реализации. Можно добиваться увеличения объема прибыли за счет увеличения объема производства даже при некотором росте издержек на производство единицы продукции.

На рынках сбыта необходимо рассчитывать свои силы в конкурентной борьбе и принимать во внимание силу конкурентов. Необходимо хорошо отслеживать ситуацию на рынке, знать собственное положение на рынке и положение конкурентов.

На аграрном рынке изменения очень специфичны:

- номенклатура аграрной продукции практически остается неизменной столетиями;

- спрос на продукцию меняется очень медленно – по мере роста благосостояния населения уменьшается потребление дешевых видов продукции и растет потребление более дорогостоящей продукции с иными потребительскими свойствами;

- основная борьба на рынке идет за сбыт традиционной продукции, в которой выигрывают более энергичные, способные предложить более качественную продукцию с выгодными ценами.

На российском аграрном рынке, пока еще рыночное пространство не столь заполнено, как в развитых странах с рыночной экономикой. Поэтому здесь еще идет борьба за захват тех или иных рыночных ниш, возможно еще наращивание производства практических любых видов продукции. Однако, если наметившиеся тенденции развития агарного производства сохранятся, то уже в ближайшие 5-7 лет можно будет ожидать усиление борьбы за потребителей путем повышения качества и, главное, снижения издержек производства.

Поэтому было и будет наличие двух основных целей у аграрных товаропроизводителей:

- повышение качества продукции, что очень сложно и не беспредельно;

- снижение издержек производства.

Цели противоречивые, но стремиться к ним приходится одновременно.

В аграрном бизнесе и та и другая цели могут быть реализованы только в благоприятных для его ведения агроклиматических условиях. Многие виды продукции можно производить в различных более или менее подходящих условиях. Однако при одинаковом результате затраты на его получение в различных агроклиматических условиях оказываются объективно различными. Достаточно хотя бы исходить из существенной разницы в плодородии почв.

Таким образом, руководитель аграрной организации должен спрашивать себя:

  Правильно ли выбран вид деятельности в имеющихся агроклиматических условиях? (= стратегический вопрос)
  И
  Обеспечат ли технология и организация работ получение дохода при ожидаемых ценах на производимую продукцию и емкости рынка? (= тактический вопрос)

Каждое решение предполагает использование тех или иных ресурсов. В первую очередь агроклиматических ресурсов. Что же касается других ресурсов, то мы повсеместно слышим о нехватке денежных средств.

В обыденной жизни все достаточно ясно – все наши пожелания упираются в количество денег в нашем кошельке. В практике аграрного производства почему-то мы пытаемся сделать больше, чем можем, израсходовать больше денег, чем есть в нашем распоряжении – дал бы кто их. Поэтому умение рационально распорядиться имеющимися ресурсами в бизнесе является первым признаком умелого руководства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: