Учет затрат и результатов. Повышение эффективности организации

Чтобы учет затрат и результатов стал действительным инструментом управления, его необходимо осуществлять следующим образом:

- планирование результатов по обороту продукции(выручки от продажи) по источникам получения прибыли (видам продукции, производственным подразделениям, рынкам сбыта), а также планирование продукции для внутреннего потребления;

- определение оборота по источникам получения прибыли;

- планирование затрат по месту их возникновения и по источникам получения прибыли;

- исчисления фактических расходов по месту их возникновения и по источникам получения прибыли;

- определение фактических изменений в объеме запасов продукции и незавершенного производства, других результатов собственного производства

Для осуществления учета затрат и результатов необходимо создать организационные предпосылки.

Чтобы локализовать источники получения прибыли необходимо структурировать: продукцию; потребителей; рынки сбыта.

 
Пример: Производимая продукция делится на четыре группы:
Зерно Молоко Картофель Мясо
1. Пшеница 2. Рожь 3 Ячмень 4. Овес 1. Молоко 1. Картофель 1. Мясо КРС 2. Мясо свинины
Потребители продукции делятся тоже на четыре группы и реализуют ценообразование:
Крупные сезонные Крупные постоянные Средние постоянные Мелкие
1. Покупатели зерна на бирже (свободная цена реализации) 2. Завод по производству комбикормов (старается навязывать цены) Молочный комбинат № 2 (старается навязывать цену) Кооперативный цех переработки мяса (договорная цена) Розничные рынки близлежащего города (договорная цена)
С двумя крупными потребителями продукции у организации сложные отношения по поводу цены на продукцию. При этом интересы завода по производству комбикормов неплохо нейтрализуются тем, что можно реализовать зерно на бирже. Самая сложна ситуация со сбытом молока. Поэтому, если молоко не приносит ожидаемой прибыли, то естественно снижается его производство, а высвобождаемое зерно можно реализовать на бирже или заводу по производству кормов. Однако, если падают объемы производства молока и не растут объемы производства свинины, то должны падать потребности завода комбикормов. Остается только зерновая биржа. Допускать полную ликвидацию молочного производства, находясь в пригороде, нецелесообразно. Поэтому можно пойти только на значительную выбраковку стада и сосредоточить усилия на росте его продуктивности, чтобы иметь ядро для развития молочного производства при повышении потребления молочной продукции и росте цен на молоко до приемлемого уровня. Картофель растет в цене, но усложняется доступ на розничные рынки. Необходимы усилия по кооперации с другими производителями картофеля по организованному хранению и сбыту.

С целью поиска возможностей устранения излишних затрат исходя из технологических и организационно-экономических возможностей, требуется расчленить все затраты на элементы.

В первую очередь можно выделить несколько основных операций (мест возникновения затрат). Для аграрного товаропроизводителя таковыми являются:

- закупка, транспортировка и хранение сырья и материалов (семян, удобрений, ГСМ, комбикормов и т.п.);

- производственные затраты (полевые работы, включая сбор и подработку зерна; производство картофеля; производство зеленых кормов, молочно-товарная ферма, включая сбор, охлаждение и хранение молока; свиноферма; ферма по откорму бычков);

- затраты по сбыту (транспортировка зерна его потребителям, молока до молочного комбината, транспортировка и реализация картофеля на розничных рынках).

По каждому из выделенных мест возникновения затрат потребуется произвести еще более детальное их расчленение в границах экономических категорий. Каждое из них в наших сельскохозяйственных организациях сегодня имеет достаточные резервы для снижения.

 
Пример: «Чрезвычайно рачительного хозяина» или как важно учитывать все. Рационализация закупки, транспортировки и хранения сырья и материалов (семян, удобрений, ГСМ, комбикормов и т.п.) может принести хозяйству выгоду или потери. Семена и удобрения целесообразно закупать у надежных поставщиков и обеспечивать доставку в хозяйство самовывозом, конечно, если поставщики находятся в пределах автомобильной досягаемости. С комбикормами ситуация не так однозначна. Один собственник хозяйства, производящего молоко и ведущего откорм телочек для ремонта собственного стада, некоторое время пользовался стартерными кормами, которые ему поставляла специализированная фирма ежемесячно в объеме 1,5 тонны в бумажных мешках по 12 кг, обслуживая еще несколько своих потребителей. Получив ощутимый результат от применения этих кормов, хозяин решил, что ему выгоднее будет найти первичного производителя этих кормов и закупить у него корма. Это оказалось несложно, но условия отгрузки были следующими: россыпью и не менее чем по 5 тонн. Хотя получение этих кормов ежемесячно в мешках не требовало организации специального хранения, а 5 тонн россыпью – создало эту проблему, расчетная выгода в размере 38 тыс. руб. перевесила. Привезенным кормам отвели определенное укрытое пространство. Однако кормов не хватило на 3 месяца. Причины оказались две: корма телочкам добавляли в рацион «на глазок» и, самое главное, трудность учета расхода спровоцировала многих работников хозяйства «позаимствовать» корма для подкормки домашнего скота. Чистый проигрыш хозяином был оценен в 16 тыс. руб.
 

Однако, по нашему убеждению, в настоящее время самые большие резервы в российском аграрном производстве связаны с производственными затратами, с применением эффективных технологий. Зачастую, просто с неукоснительным соблюдением технологий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: