Причины возникновения кризисов

Глава 1. Общие основы антикризисного управления.

Казань - 2012

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Типовая схема технического обслуживания и ремонта металло-и деревообрабатывающего оборудования / Минстанкопром СССР, ЭНИМС. - М.: Машиностроение, 1988. - 672 с.

2. Гельберг, Б.Т. Ремонт промышленного оборудования: учеб. для СПТУ. - 9-е изд., перераб. и доп. / Б.Т. Гельберг, Г.Д. Пекелис. - М.: Высш.шк.,1988. -304 с.

3. Воробьев, Л.Н. Технология машиностроения и ремонт машин: учеб. для вузов / Л.Н. Воробьёв. - М.: Высш. школа, 1981. - 344 с.

4. Неразрушающий контроль и диагностика: справочник / В.В. Клюев Ф.Р. Соснин, А.В. Ковалев и др.; под ред. В.В. Клюева. М.: Машиностроение, 2003. 656с.

§ 1. Понятие кризиса и его классификация.

Кризис – это крайнее обострение противоречий в социально-экономической системе (организации), угрожающее ее жизнедеятельности в окружающей среде.

Кризисы неодинаковы не только по своим причинам и последствиям, но и по своей сути. Существует следующая классификация кризисов:

1) По масштабам проявления выделяют общие и локальные кризисы. Общие кризисы охватывают всю социально-экономическую систему, а локальные – только часть ее.

2) По проблематике можно выделить макро- и микрокризисы. Макрокризису присущи большие объемы и масштабы проблематики, а микрокризис охватывает только отдельную проблему или группу проблем. Особенностью кризиса является то, что он, будучи локальным, может распространиться на всю систему, т.к. существует органическое взаимодействие всех элементов, и проблемы не решаются по отдельности. Но это возникает тогда, когда кризисной ситуацией не управляют.

3) По структуре отношений в социально-экономической системе можно выделить отдельные группы социальных (политических), экономических, организационных, психологических и технологических кризисов.

4) По причинам возникновения выделяют природные, общественные и экологические кризисы.

Природные кризисы вызваны природными условиями жизни и деятельности человека. К причинам таких кризисов относятся землетрясения, ураганы, пожары, климатические изменения, наводнения и т.п. Все это не может не отражаться на экономике, психологии человека, социальных и политических процессах. При определенных масштабах такие явления природы рождают кризисы.

В современных условиях большое значение имеет понимание и распознавание кризисов взаимоотношения человека с природой – экологических. Это кризисы, возникающие при изменении природных условий, вызванных деятельностью человека, - истощение ресурсов, загрязнение окружающей среды, возникновение опасных технологий.

По структуре отношений в социально-экономической системе (общественные кризисы) можно выделить отдельные группы экономических, социальных, организационных, психологических, технологических кризисов.

Экономические кризисы отражают острые противоречия в экономике страны или экономическом состоянии отдельного предприятия. Это кризисы производства и реализации товара, взаимоотношений экономических агентов, кризисы неплатежей, потери конкурентных преимуществ, банкротства и т.п. Экономический кризис проявляется в перепроизводстве товарного капитала (рост нереализованной продукции), перенакоплении производственного капитала (увеличение недогрузки производственных мощностей, рост безработицы), перенакоплении денежного капитала (увеличение количества денег, не вложенных в производство). Общим результатом экономического кризиса первоначально является рост издержек производства, падение цен и прибыли, снижение заработной платы, понижение жизненного уровня широких слоев населения.

Первый экономический кризис произошел в Англии в 1825 году. Следующий кризис в 1836 году охватил Англию и США. Первый мировой экономический кризис относится к 1857 году, который был самым глубоким со времени начала капиталистического развития.

В группе экономических кризисов отдельно можно выделить следующие специфические кризисы:

1) денежный;

2) валютный;

3) кредитно-банковский;

4) спекулятивный фондовый;

5) финансовый бюджетный;

6) внешнеэкономический;

7) кризис международных экономических отношений;

8) ценовый (инфляционный);

9) инвестиционный.

Социальные кризисы возникают при обострении противоречий или столкновении интересов различных социальных групп или образований: работников и работодателей, профсоюзов и предпринимателей, работников различных профессий, персонала и менеджеров и др. Часто социальные кризисы являются продолжением и дополнением кризисов экономических, хотя могут возникать и сами по себе, например, по поводу стиля управления, недовольства условиями труда, отношений к экологическим проблемам, по патриотическим чувствам.

Особое положение в группе социальных кризисов занимают политический кризис. Это – кризис в политическом устройстве общества, кризис власти, кризис реализации интересов различных социальных групп, классов, в управлении общества. Политические кризисы затрагивают все стороны развития общества и переходят в кризисы экономические.

Организационные кризисы проявляются как кризисы разделения и интеграции деятельности, распределения функций, регламентации деятельности отдельных подразделений, как отделение административных единиц, регионов, филиалов или дочерних фирм.

Психологические кризисы также нередки в современных условиях социально-экономического развития. Это кризисы психологического состояния человека. Они проявляются в виде стресса, приобретающего массовый характер, в возникновении чувства неуверенности, паники, неудовлетворенности своей работой, правовой защищенностью и социальным положением.

Технологический кризис возникает как кризис новых технологических идей в условиях явно выраженной потребности в новых технологиях. Это может быть кризис технологической несовместимости изделий или кризис отторжения новых технологических решений. В более обобщенном плане такие кризисы могут выглядеть кризисами научно-технического прогресса – обострение противоречий между его тенденциями, возможностями и последствиями. Например, в настоящее время переживает явный кризис идея мирного использования атомной энергии, строительства атомных электростанций и кораблей.

Таким образом, кризис — важнейший элемент механизма саморегулирования рыночной экономики. Он дает импульс развитию экономики, выполняя стимулирующую («очистительную») функцию, и выводит тем самым социально-экономическую систему на новый уровень развития.

Итак, кризисы необходимы социально-экономической системе, а потому целью антикризисной политики стала не столько борьба с уже наступившими кризисами, сколько создание условий для того, чтобы возможные кризисы были мягче, проходили спокойнее, не вызывали большого риска.

Причины кризиса могут быть внешними и внутренними. Первые связаны с тенденциями и стратегией макроэкономического развития или развития мировой экономики, конкуренцией, политической ситуацией в стране. Внутренние причины являются результатом деятельности самого предприятия.

К внутренним причинам кризиса организации можно отнести следующие:

1) экономические (высокая себестоимость продукции из-за завышенной ресурсоемкости и высоких цен на сырье и материалы, энергоресурсы; низкая рентабельность; отсутствие оборотных средств вследствие замедления движения оборотного капитала; рост дебиторской задолженности; отсутствие свободных средств для обновления продукции и повышения ее конкурентоспособности);

2) финансовые (незначительный удельный вес денежных средств; высокая доля взаимозачетов; большие оттоки денежных средств на коммунальные расходы и содержание производственных мощностей; убытки от содержания объектов социальной сферы);

3) конструкторско-технологические (неконкурентоспособность продукции; завышенный уровень ресурсоемкости продукции; низкая загрузка избыточных производственных мощностей; низкий уровень использования основных фондов, простои оборудования; устаревшая технология производства продукции; недостаточно диверсифицированный ассортимент продукции; отсутствие контроля за качеством продукции; перерасход ресурсов и наличие брака);

4) внутрифирменное экономическое управление (отсутствие экономической мотивации у персонала управления на снижение затрат, рост выручки и загрузки производственных мощностей; наличие теневых предпринимательских доходов у главных специалистов и руководителей подразделений; отсутствие финансовой ответственности подразделений за результаты их работы на рынках продукции и услуг).

К внешним причинам наступления кризисов можно отнести:

1) общеэкономические (рост инфляции, ухудшение платежеспособности населения, снижения уровня реальных доходов населения, нестабильность валютного рынка, рост безработицы, увеличение числа кризисных организаций);

2) государственные (неплатежеспособность федеральных, муниципальных органов по своим заказам и обязательствам, нестабильность налоговой системы и таможенных правил, повышение цен на энергоносители, политическая нестабильность, бюрократия, отсутствие эффективного механизма исполнения решений арбитражных судов);

3) рыночные (усиление конкурентной борьбы за рынок продукции и услуг, отсутствие государственной поддержки отечественных производителей, наличие большого количества посредников, финансовые кризисы и банкротство кредитных организаций, высокая стоимость кредитных ресурсов, снижение активности и нестабильность фондового рынка);

4) прочие (негативные демографические тенденции, стихийные бедствия и техногенные катастрофы, криминогенные ситуации).

В понимании кризиса большое значение имеют не только его причины, но и разнообразие последствий: возможно обновление организации или ее разрушение, оздоровление или возникновение нового кризиса. Выход из кризиса не всегда связан с позитивными последствиями. Нельзя исключать переход в состояние нового кризиса, может быть еще более глубокого и продолжительного. Кризисы могут возникать как цепная реакция. Существует возможность и консервации кризисной ситуации на продолжительное время. Это может объясняться определенными политическими причинами. Вообще последствия кризиса теснейшим образом связаны с двумя факторами:

- причинами кризиса;

- возможностью управлять процессами кризисного развития.

Последствия кризиса могут вести к резким изменениям или мягкому продолжительному и последовательному выходу. Послекризисные изменения в развитии организации бывают долгосрочными и краткосрочными, качественными и количественными, обратимыми и необратимыми.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: