Жизненный цикл предприятия

Эффективность антикризисного управления прямо зависит от «правильности» выбора соответствующей стратегии и тактики.

Практика показывает, что предприятия развиваются по аналогичному циклу.

В целях обеспечения возможности дальнейшего анализа внесем некоторые уточнения и условные обозначения в построение этой кривой.

Итак, построим кривую жизненного цикла предприятия в виде кривой распределения прибыли—убытков предприятия во времени (см. рис. 1.3.1.).

Кривая жизненного цикла предприятия будет иметь следующие стадии:

I – стадия организации (создания);

II – стадия становления;

III – стадия ускоренного роста;

IV – стадия замедленного роста;

V – стадия устойчивости (зрелости);

VI – стадия спада;

VII – стадия умирания.

Стадия организации (создания) предприятия характеризуется большим расходом всех ресурсов фирмы, причем результаты деятельности предприятия на этой стадии не окупают вложенных средств, т. е. предприятие работает себе в убыток.

Рис. 1.3.1. Жизненный цикл предприятия.

На этом этапе новое предприятие какое-то время, как правило, не ведет хозяйственно-производственной деятельности, но несет определенные убытки, связанные, в первую очередь, непосредственно с созданием и регистрацией нового предприятия, приобретением административного и производственных зданий и помещений, закупкой оборудования, сырья и материалов, наймом рабочей силы. Позже, на этом же этапе, предприятие начинает производственную деятельность, однако она еще не приносит прибыли. Таким образом, основной характеристикой этого этапа развития является бесприбыльная, убыточная работа предприятия.

Важно, чтобы на I стадии жизненного цикла предприятию хватило ресурсов для перехода во II стадию жизненного цикла. Большинство вновь созданных предприятий в нашей стране заканчивают свое существование именно на этой стадии в силу отсутствия или просто недостаточного инвестирования. Экспертные оценки свидетельствуют, что по времени эта стадия в нашей стране может длиться от нескольких месяцев (как правило, у предпринимателей без образования юридического лица, а также предприятий, занимающихся торгово-закупочной деятельностью) до 3—4 лет (у промышленных предприятий).

Далее предприятие в процессе своей деятельности достигает точки безубыточности (на графике кривой жизненного цикла эта точка является точкой пересечения указанной кривой с осью абсцисс).

На стадии становления предприятие проходит в своем развитии критическую точку — начало безубыточной деятельности, когда стоимость всех использованных ранее ресурсов и доходы фирмы сравнялись. На этой стадии предприятие еще не приносит прибыли, но уже не работает себе в убыток. Начинается формирование стратегического потенциала фирмы. Эта стадия развития предприятия совпадает с этапом зарождения конкурентного преимущества фирмы на кривой жизненного цикла. Большое значение на этой стадии имеют внешние, не зависящие от предприятия и его деятельности факторы (конъюнктура рынка, положение конкурентов, налоговая политика, правовая среда и т.д.), а также факторы внутренней среды (трудовые ресурсы, материальная обеспеченность, финансовые ресурсы и т.д.).

Стадии ускорения и замедления роста фирмы характеризуются достаточно интенсивным ростом активности предприятия, отсутствием или малым количеством конкурентов. Как правило, на этих этапах руководство фирмы наращивает производственный потенциал, увеличивает объем производства и, как следствие, объем реализации. Ограничение роста на этих этапах определяется лишь ограничением ресурсов, как правило, материальных. На этапе ускорения роста предприятие имеет больший резерв, больший потенциал роста, поэтому предприятие развивается достаточно быстрыми темпами. За относительно короткий срок доходы предприятия резко возрастают. На IV стадии темпы прироста доходов падают, но, тем не менее, рост доходов наблюдается. Возможности предприятия подходят к своему пределу, темпы развития и увеличения компании замедляются. Предприятие подходит к пику своей жизнедеятельности, к пику своей деловой активности. Тем самым предприятие переходит на следующий этап своего развития.

На стадии устойчивости (зрелости) предприятие достигает вершины своего успеха, максимальных доходов. Наблюдается стабильность поступления доходов. Общее состояние фирмы стабилизируется: прекращается расширение производства, объем реализации достигает своего максимума, максимума достигают и доходы (прибыль), получаемые предприятием. Задача любого управляющего на этом этапе – максимально увеличить его продолжительность, поэтому своевременное зарождение очередного цикла конкурентного преимущества позволяет (до определенного момента) поддерживать фирму на стадии зрелости. В случае своевременного обнаружения сигналов об угрозе утраты конкурентного преимущества предприятия и принятия адекватных мер, можно противостоять кризису. Эти меры, как правило, не выходят за рамки маркетинговой стратегии:

· своевременное снятие с производства устаревших товаров и вывод на рынок новых, конкурентоспособных товаров и услуг;

· изменение ценовой политики;

· изменение системы формирования спроса и стимулирования сбыта;

· применение стратегии распределения, предпродажного и послепродажного обслуживания покупателей;

· поиск новых сегментов рынка.

Об этом необходимо позаботиться заранее, т.к. вслед за стадией устойчивости, как правило, наступает стадия спада. Резервы роста и производственный потенциал предприятия использованы практически полностью, и предприятие очень легко может перейти на стадию спада.

Стадия спада характеризуется резким снижением объема получаемой прибыли, спадом деловой активности предприятия. Эта стадия наступает главным образом за счет агрессивной политики соперничающих фирм, а также за счет усиливающегося старения ресурсов фирмы (материальных, кадровых, информационных, организационных). Внешние факторы вновь приобретают большое значение.

На этом этапе ухудшаются практически все финансовые показатели деятельности предприятия, нарушается структура баланса. Предприятие «заболевает» и переходит на последнюю стадию своего существования — стадию «умирания».

На стадии умирание предприятие начинает нести прямые убытки от своей деятельности. На этом этапе обычно начинают процедуру несостоятельности (банкротство) предприятия. Как правило, дело о банкротстве заканчивается объявлением предприятия-должника банкротом, конкурсным производством и ликвидацией предприятия.

Проведенный анализ показывает, что идею жизненного цикла конкретного предприятия имеет смысл «закладывать» в стратегический план (прогноз) развития компании с тем, чтобы, как будет подробно рассмотрено ниже, максимально продлить стадию устойчивости. Построение жизненного цикла предприятия наиболее важным становится при прогнозировании кризиса.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: