Тема 2.2 Административное право

2.2.1 Понятие и источники административного права

Административное право - отрасль права, регулирующая общественные отношения, возникающие в процессе государственного управления, в ходе формирования структур исполнительной власти, установления их компетенции, определения обязанностей, прав и ответственности государственных служащих, а также при осуществлении охраны общественного порядка, жизни, прав и свобод граждан. Административно-правовые нормы устанавливаются государством и являются как правилами поведения, направляющими поступки в соответствии с заложенной в норме моделью поведения, так и властными предписаниями. Большое количество административно-правовых норм содержится в самых разнообразных нормативно-правовых актах: законах, указах и распоряжениях Президента, постановлениях и распоряжениях Правительства Республики Казахстан, постановлениях министров, государственных комитетов, агентств, региональных и местных органов власти. Такие акты называются источниками административного права. Наиболее важные из них: Конституция Республики Казахстан, Конституционный Закон РК "О Правительстве Республики Казахстан" от 9 декабря 1996 года с изменениями и дополнениями от 24 февраля 1997 года и 6 мая 1999 года. Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу Закона "Об органах внутренних дел Республики Казахстан" от 21 декабря 1995 года с изменениями и дополнениями. Закон Республики Казахстан "О государственной службе" от 23 июля 1999 года.

Можно выделить следующие административно-правовые отношения: а) отношения внутри аппарата управления (система органов исполнительной власти, компетенция органов, должностных лиц и государственных служащих, их взаимоотношения, формы и методы работы), б) отношения между органами исполнительной власти и гражданами, в) отношения между гражданами в сфере общественного порядка. Субъектами административно-правовых отношений могут быть граждане, органы исполнительной власти, общественные и религиозные объединения, частные предприятия, но исполнительная власть присутствует фактически или юридически в каждом административно-правовом отношении, либо прямо в качестве субъекта, либо косвенно в качестве субъекта - наблюдателя.

2.2.2 Государственная служба в Республике Казахстан

Исполнительная власть в Республике Казахстан представлена системой органов государственного управления, к которым относятся: Правительство Республики Казахстан, министерства, государственные комитеты и ведомства республики, местные исполнительные органы, администрация государственных учреждений и предприятий. Органы исполнительной власти осуществляют деятельность, являющуюся по содержанию исполнительной и распорядительной. Важнейшим моментом правового положения этих органов является их подзаконность. Государственная служба характеризует исполнительную власть с внутренней стороны. Государственная служба - это профессиональная деятельность граждан в государственных органах, направленная на осуществление государственного управления. Государственная служба в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с Законом "О государственной службе", вступившим в законную силу с 1 января 2000 года. Основными принципами государственной службы являются принципы законности, казахстанского патриотизма, приоритета прав, свобод и законных интересов граждан перед интересами государства, профессионализма и компетентности государственных служащих и т.д. (ст.3 Закона о государственной службе).

Государственным служащим признается гражданин Республики Казахстан, занимающий оплачиваемую из государственного бюджета должность в государственном органе и осуществляющий должностные полномочия в целях реализации задач и функций государства. Законодательством Республики Казахстан определяются следующие категории государственных служащих. В первую очередь - это государственные служащие, занимающие политические должности. К ним относятся государственные служащие, назначаемые Президентом РК, их заместители, а также назначаемые и избираемые Парламентом РК и председателями Палат Парламента, их заместители. Кроме того - это представители Президента и Правительства и государственные служащие, возглавляющие центральные исполнительные органы и ведомства, их заместители. Другая категория - это административные государственные служащие.

Прохождение государственной службы включает в себя поступление на государственную службу, собственно прохождение государственной службы и прекращение государственной службы. За ненадлежащее исполнение обязанностей на государственного служащего могут налагаться взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии и увольнение с должности (ст. 28 закона о государственной службе).

2.2.3 Административные правонарушения и ответственность

Административным правонарушением признается посягающее на установленный порядок государственного управления или общественный порядок, государственную или частную собственность, права и свободы граждан противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие или бездействие, за которое законодательством предусмотрена административная ответственность. К юридическим признакам административного правонарушения относятся: противоправность - запрещено законодательством Республики Казахстан; виновность - совершено деяние умышленно или неосторожно; общественная вредность - посягательство на общественные отношения, охраняемые обязательными правилами; административная ответственность - применение соответствующих административных взысканий.

Состав административного правонарушения образует объект и субъект административного правонарушения, объективную и субъективную стороны административного правонарушения.

Ученые - юристы подразделяют административные правонарушения на следующие виды: правонарушения против личности; против государства; против общественной жизни; посягающие на собственность.

Административная ответственность устанавливается как законом, так, и подзаконными актами. Основанием административной ответственности является административное правонарушение. Субъектами административной ответственности могут быть и физические лица, и коллективные образования.

Законодатель предусмотрел случаи освобождения от административной ответственности - это крайняя необходимость, необходимая оборона и невменяемость.

За совершение административного правонарушения предусмотрены административные взыскания. Административные взыскания применяются широким кругом уполномоченных органов и должностных лиц. Причем, налагаются административные взыскания органами и должностными лицами на неподчиненных им по службе или работе лиц - правонарушителей.

Применение административного взыскания не влечет судимости и увольнения с работы.

Административной ответственности подлежат лица, достигшие к моменту совершения административного правонарушения 16-летнего возраста.

За совершение административных правонарушений могут применяться следующие виды взысканий: предупреждение, штрафы, возмездное изъятие предмета или конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом правонарушения, лишение специального права, предоставленного гражданину (право управления транспортным средством, право охоты), административный арест (до 15 суток), установление надзора за предпринимательской деятельностью (до 1 года), лишение лицензии, патента на определенный вид деятельности (до 6 месяцев).

Мелкое хулиганство - это нецензурная брань в общественных местах, оскорбительное приставание к гражданам и другие подобные действия, нарушающие общественный порядок и спокойствие граждан, - влечет штраф в размере от 20 до 100% расчетного показателя, установленного законодательством. А в случае, если по обстоятельствам дела, с учетом личности нарушителя, применение этих мер будет признано недостаточным то, в качестве меры наказания может выступать - административный арест на срок до 15 суток.

Мелкое хищение чужого имущества (стоимость похищенного не превышает 10-кратного расчетного показателя) путем кражи, мошенничества, присвоения, растраты, злоупотребления служебным положением влечет штраф до 10-кратного размера расчетного показателя установленного законодательством.

Кроме мер административной ответственности органами исполнительной власти могут применяться меры административного принуждения. Административное принуждение - это деятельность исполнительных органов и должностных лиц, основанная на законе и направленная на охрану общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, прав и интересов граждан.

Меры административного принуждения применяются во внесудебном порядке. Однако в отдельных случаях они применяются и судами в случаях наложения наиболее строгих административных взысканий за совершение административных правонарушений.

Административное законодательство выделяет четыре вида административного принуждения: прежде всего это административно-предупредительные меры, применяемые с целью предупреждения правонарушений в случаях стихийных бедствий, несчастных случаев. Они используются для предотвращения опасности для жизни и здоровья граждан, обеспечения общественной безопасности. К административно-предупредительным мерам относятся: прекращение движения транспорта и пешеходов при угрозе безопасности движения; проверка документов, удостоверяющих личность, административное задержание и др.

Следующим видом административного принуждения являются административно-присекательные меры, которые применяются в случаях необходимости принудительного прекращения противоправных действий и предотвращения их вредных последствий. К таким мерам относятся: краткосрочное задержание органами полиции лица для составления протокола о правонарушении; требование прекратить противоправные действия; применение оружия; принудительное лечение лиц, страдающих опасными для окружающих заболеваниями; приостановление либо прекращение деятельности предприятий и организаций при нарушении ими общеобязательных правил.

Административно-восстановительные меры, как меры административного принуждения применяются для восстановления прежнего положения вещей, возмещения причиненного ущерба. Это такие, меры как возмещение родителям ущерба, причиненного их несовершеннолетним ребенком, снос самовольно возведенных строений и сооружений, административное выселение и др.

[1, 4, 14, 18, 50]


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: