Личностно ориентированный подход и его реализация в современном педагогическом процессе. Индивидуализация и дифференциация как компоненты личностно ориентированного подхода

Педагогические проблемы творческого коллектива.

Стадии формирования и развития воспитывающего коллектива.

Вслед за Макаренко, современная педагогика выделяет не менее трех стадий развития коллектива.

стадия СУЩНОСТЬ СХЕМА
Предва-ритель-ный этап Аморфная группа. Руководитель вынужден работать с каждым в отдельности  
I Первоначальное сплочение. Выделение актива. Требования выдвигает педагог.  
II Стабилизация структуры коллектива на основе отношений зависимой ответственности. Начинают действовать механизмы самоорганизации и саморегуляции. Педагог направляет действия коллектива по принципу параллельного действия, повышает социальный статус отверженных и не принятых.  
III Расцвет коллектива: демократизм, оптимизм, общность традиций, перспектив. Руководитель – равноправный член и лидер коллектива. В группе отсутствуют отверженные.  

В условиях работы с творческим коллективом руководитель помимо общепедагогических проблем сталкивается с необходимостью

§ Диагностики и развития общих и специальных способностей и склонностей членов коллектива.

§ Выявления и развития творческой индивидуальности членов коллектива.

§ Разработки и реализации творческой концепции коллектива.

§ Разрешения и предотвращения конфликтов между творческими личностями, а также между отдельными личностями и коллективом.

При этом руководитель творческого коллектива обязан стать подлинным креативным лидером, берущим на себя ответственность за развитие и самореализацию каждого члена коллектива и коллектив в целом. Это делает неизбежными элементы авторитаризма в стиле педагогического руководства.

Современная педагогика выдвигает на первый план интересы воспитанника, его личностное развитие. Это предполагает интерес и уважение к каждому воспитаннику, стремление сформировать полноценную, способную к самореализации личность.

§ Личностный подход предполагает изучение того пути, который проделал человек в процессе своего социального становления.

§ Индивидуализация в работе с учащимися означает необходимость изучения и учета важнейших биологических детерминант: темперамента, характера, психического и соматического здоровья.

§ Дифференциация требует выявления и развития способностей и склонностей воспитанников, а также создания условий для их актуализации. При этом под склонностями мы понимает характеристику процесса деятельности. А под способностями характеристику результата деятельности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: