Отражение в учете результатов инвентаризации

Инвентаризация основных средств заключается в проверке и документальном подтверждении их фактического наличия по местам нахождения или эксплуатации. Она проводится не менее одного раза в год перед составлением годового отчета. При уста­новлении недостач или излишков основных средств к сличитель­ным ведомостям прилагаются письменные объяснения матери­ально ответственных лиц. На основании этих объяснений прини­мается решение о порядке регулирования разницы между данны­ми инвентаризации и бухгалтерского учета.

Выявленные при инвентаризации расхождения между факти­ческим наличием имущества и данными бухгалтерского учета от­ражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:

• излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма за­числяется на финансовые результаты у коммерческой органи­зации или увеличение доходов у некоммерческой организации либо увеличение финансирования (фондов) у бюджетной орга­низации;

• недостача имущества списывается с баланса организации. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них сумм недостач, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой орга­низации, либо уменьшение финансирования (фондов) у бюд­жетной организации.

Выявленные излишки приходуются как ранее не учтенные основные средства, бывшие в эксплуатации, с использованием субсчета 91/1 «Прочие доходы» по остаточной стои­мости (оценке комиссии) приведенными ниже записями на счетах бухгалтерского учета.

Дебет счета Кредит счета Содержание операции
  01/1 91/1 Оприходование излишков основных средств по оценке комиссии
  91/9   Включение в состав налогооблагаемой прибыли стоимости оприходованных излишков

Списание недостач основных средств, выявленных в резуль­тате проведения инвентаризации, отражается с использованием счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» до принятия решения о погашении недостач.

В соответствии с законодательством Республики Беларусь суммы недостач основных средств облагаются НДС на дату вы­явления недостачи. Датой выявления недостачи считается дата составления сличительной ведомости. Начисление НДС в бюджет отражается по субсчету 68/2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг».

Для оформления списания объектов основных средств приме­няется первичный бухгалтерский документ. Он может быть разработан специально на предприятии, либо можно использовать рекомендованную его форму форма № ОС-4 Акт о списании объекта основных средств, при списании автотранспорта - форма № ОС-4а.

Комиссия принимает решение о наличии или отсутствии ви­новных в возникновении недостач лиц, а также о суммах недостач, подлежащих взысканию с виновников. Определение размера ущерба производится в порядке, установленном законодательством.

Если работник несет ограниченную материальную ответст­венность, взыскание с виновного работника суммы недостачи, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя (нанимателя) путем удержания из заработной платы. Распоряжение может быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику.

Планом счетов бухгалтерского учета для отражения операций, связанных с возмещением потерь, относимых на конкретного ви­новника, предусмотрен счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73/2 «Расчеты по возмещению ущерба».

В тех случаях, когда виновные не установлены или суд отка­зал во взыскании с них, убытки от недостач или порчи ценностей списывают в состав внереализационных расходов организации на субсчет 91/4 «Прочие расходы».

В учете списание недостач отражается приведенными ниже записями:

Дебет счета Кредит счета Содержание операции
      Списание начисленной амортизации по списываемому объ­екту основных средств на уменьшение первоначальной стоимости
      Списание остаточной стоимости объекта основных средств, выявленного в недостаче по результатам инвентаризации
  68/2 Начисление в бюджет налога на добавленную стоимость на дату выявления недостач
  73/2   Списание недостач на конкретного виновника в случаях, предусмотренных законодательством
  70,50 73/2 Погашение недостач конкретным виновником либо путем удержаний из заработной платы, либо путем внесения де­нежных средств в кассу организации
  91/4   Списание недостач в случае отсутствия виновника
    91/4 Списание в состав убытков суммы невозмещенных недос­тач

Недостача или порча объектов основных средств, произо­шедшая в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, на­воднение, землетрясение, национализация и т.д.), в соответствии с законодательством списывается в дебет счета субсчет 91/4 «Прочие расходы» (минуя счет 94) - по остаточной стоимости. При этом НДС в бюджет не начисляется, но налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль уменьшается.




double arrow
Сейчас читают про: