Инвентаризация основных средств заключается в проверке и документальном подтверждении их фактического наличия по местам нахождения или эксплуатации. Она проводится не менее одного раза в год перед составлением годового отчета. При установлении недостач или излишков основных средств к сличительным ведомостям прилагаются письменные объяснения материально ответственных лиц. На основании этих объяснений принимается решение о порядке регулирования разницы между данными инвентаризации и бухгалтерского учета.
Выявленные при инвентаризации расхождения между фактическим наличием имущества и данными бухгалтерского учета отражаются на счетах бухгалтерского учета в следующем порядке:
• излишки имущества приходуются по рыночной стоимости на дату проведения инвентаризации, и соответствующая сумма зачисляется на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение доходов у некоммерческой организации либо увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации;
• недостача имущества списывается с баланса организации. Если виновные лица не установлены или суд отказал во взыскании с них сумм недостач, то убытки от недостачи имущества и его порчи списываются на финансовые результаты у коммерческой организации или увеличение расходов у некоммерческой организации, либо уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.
Выявленные излишки приходуются как ранее не учтенные основные средства, бывшие в эксплуатации, с использованием субсчета 91/1 «Прочие доходы» по остаточной стоимости (оценке комиссии) приведенными ниже записями на счетах бухгалтерского учета.
| № | Дебет счета | Кредит счета | Содержание операции |
| 01/1 | 91/1 | Оприходование излишков основных средств по оценке комиссии | |
| 91/9 | Включение в состав налогооблагаемой прибыли стоимости оприходованных излишков |
Списание недостач основных средств, выявленных в результате проведения инвентаризации, отражается с использованием счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» до принятия решения о погашении недостач.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь суммы недостач основных средств облагаются НДС на дату выявления недостачи. Датой выявления недостачи считается дата составления сличительной ведомости. Начисление НДС в бюджет отражается по субсчету 68/2 «Расчеты по налогам и сборам, исчисляемым из выручки от реализации продукции, товаров, работ, услуг».
Для оформления списания объектов основных средств применяется первичный бухгалтерский документ. Он может быть разработан специально на предприятии, либо можно использовать рекомендованную его форму форма № ОС-4 Акт о списании объекта основных средств, при списании автотранспорта - форма № ОС-4а.
Комиссия принимает решение о наличии или отсутствии виновных в возникновении недостач лиц, а также о суммах недостач, подлежащих взысканию с виновников. Определение размера ущерба производится в порядке, установленном законодательством.
Если работник несет ограниченную материальную ответственность, взыскание с виновного работника суммы недостачи, не превышающей среднего месячного заработка, производится по распоряжению работодателя (нанимателя) путем удержания из заработной платы. Распоряжение может быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику.
Планом счетов бухгалтерского учета для отражения операций, связанных с возмещением потерь, относимых на конкретного виновника, предусмотрен счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям», субсчет 73/2 «Расчеты по возмещению ущерба».
В тех случаях, когда виновные не установлены или суд отказал во взыскании с них, убытки от недостач или порчи ценностей списывают в состав внереализационных расходов организации на субсчет 91/4 «Прочие расходы».
В учете списание недостач отражается приведенными ниже записями:
| № | Дебет счета | Кредит счета | Содержание операции |
| Списание начисленной амортизации по списываемому объекту основных средств на уменьшение первоначальной стоимости | |||
| Списание остаточной стоимости объекта основных средств, выявленного в недостаче по результатам инвентаризации | |||
| 68/2 | Начисление в бюджет налога на добавленную стоимость на дату выявления недостач | ||
| 73/2 | Списание недостач на конкретного виновника в случаях, предусмотренных законодательством | ||
| 70,50 | 73/2 | Погашение недостач конкретным виновником либо путем удержаний из заработной платы, либо путем внесения денежных средств в кассу организации | |
| 91/4 | Списание недостач в случае отсутствия виновника | ||
| 91/4 | Списание в состав убытков суммы невозмещенных недостач |
Недостача или порча объектов основных средств, произошедшая в результате форс-мажорных обстоятельств (пожар, наводнение, землетрясение, национализация и т.д.), в соответствии с законодательством списывается в дебет счета субсчет 91/4 «Прочие расходы» (минуя счет 94) - по остаточной стоимости. При этом НДС в бюджет не начисляется, но налогооблагаемая база для расчета налога на прибыль уменьшается.






