Учет реконструкции и модернизации основных средств
К первой группе затрат относятся: модернизация, дооборудование, техническое перевооружение, реконструкция и достройка основных средств, затраты по которым относятся на увеличение первоначальной стоимости.
При проведении мероприятий, связанных с реконструкцией, модернизацией, достройкой, дооборудованием, затраты накапливают по дебету счета 08 «Вложения в долгосрочные активы». Списание этих затрат производится после подписания акта приемки-сдачи модернизированных или реконструированных объектов основных средств в эксплуатацию с одновременным включением суммы затрат в первоначальную (восстановительную) стоимость основных средств.
Суммы процентов, начисленных по кредитам после завершения модернизации и ввода объектов в эксплуатацию, учитываются обособленно до конца финансового года. При переходе в новый год сумма обособленно учитываемых процентов списывается на увеличение стоимости основных средств перед проведением переоценки основных средств.
|
|
Ко второй группе мероприятий по улучшению физического состояния основных средств относят текущий и капитальный ремонт, затраты по которым включаются в издержки производства и не влекут увеличения первоначальной стоимости объектов. Расходы на проведение ремонтных работ включают в издержки производства в том периоде, в котором закончен ремонт основных средств. Однако когда ремонт производится неравномерно на протяжении года, организации, в соответствии с учетной политикой, могут создавать специальный резервный ремонтный фонд, т.е. накапливают денежные средства, необходимые для финансирования ремонтных работ в течение года. Это осуществляется путем включения в себестоимость резервируемых сумм на основе плановой сметы затрат по всем видам ремонтов.
Для формирования и использования резервного ремонтного фонда используется пассивный счет 96 «Резервы предстоящих платежей», на котором может открываться отдельный субсчет «Ремонтный фонд». Формирование резерва производится за счет ежемесячных отчислений и отражается записью:
Дебет счета | Кредит счета | Содержание операции |
20,23,26, 29,44 и др. | 96/1 | Ежемесячное формирование резервного ремонтного фонда. |
Использование ремонтного фонда отражается по дебету субсчета «Ремонтный фонд», при использовании средств резервного фонда на покрытие расходов, связанных с ремонтом основных средств.
На практике ремонтные работы организуются и производятся подрядным и хозяйственным способами.
При подрядном способе для производства ремонта привлекаются специализированные ремонтные предприятия и другие сторонние организации, выполняющие его по договору в соответствии с дефектными ведомостями. Хозяйственный способ предпола- гает производство ремонтных работ силами и средствами самого предприятия. Способ организации ремонта оказывает влияние на схему бухгалтерских записей по учету ремонтных работ.
|
|
При хозяйственном способе выполнения ремонтных работ предприятия организуют ремонтное производство, при котором затраты, связанные с ремонтом основных средств (если не производится реконструкция и модернизация), накапливаются по дебету счета 23 «Вспомогательные производства», субсчет «Ремонт основных средств». Накопленные затраты списываются с кредита 23 субсчета «Ремонт основных средств» в соответствии с учетной политикой в дебет одного из счетов:
20 «Основное производство» - если затраты по текущему ремонту составляют незначительный процент в производственной себестоимости выпускаемой продукции;
96 «Резервы предстоящих платежей» субсчет «Ремонтный фонд» - при наличии сформированного резервного фонда для проведения ремонтов основных средств:
97 «Расходы будущих периодов» - для равномерного включения в себестоимость расходов на ремонт при отсутствии резерва на их проведение и невозможности включения всей суммы в текущие затраты одним платежом.
Подрядный способ предполагает следующее: ремонтные работы выполняет подрядчик, а предприятию, пользующемуся его услугами, остается только произвести оплату по результатам проделанной работы.
Ремонт арендованных основных средств может быть произведен за счет средств как арендодателя, так и арендатора (в зависимости от условий договора). Когда ремонт производит арендодатель, то учет затрат на ремонт осуществляют обычным, описанным выше порядком. Если же ремонт производит арендатор за счет собственных средств, то фактические затраты учитывают по дебету счета 97 «Расходы будущих периодов». В последующем с кредита счета 97 «Расходы будущих периодов» затраты списывают равными долями за счет резерва предстоящих расходов (если таковой формировался), либо включаются в издержки производства или списываются в счет погашения арендных платежей.