Классификация и характеристика современных теорий мотивации
Схема стимулирования труда
В настоящее время в результате смены формы собственности, приведшей к смене приоритетов общественных потребностей на личные, требуется четкое определение системы трудовой мотивации для того, чтобы иметь возможность их использовать в экономической жизни.
Ниже приводится система стимулирования труда работников, которая может быть использована на практике.
Материальные стимулы:
1. Повышение должностного оклада:
• за увеличение объема работ;
• за повышение квалификации;
• за совмещение должностей, выполнение объема работ с меньшей численностью работников;
• за увеличение объема продаж.
2. Премирование:
• за внедрение новых разработок и новой техники;
• за изготовление продукции на экспорт;
• за повышение качества продукции;
• по итогам работы за год;
• за внедрение хозрасчета и снижение трудоемкости работ и т.д. Моральные стимулы:
1) корпоративные;
2) муниципального, городского, регионального значения;
|
|
3) республиканского значения:
4) государственного значения:
5) межгосударственного значения;
6) международные моральные стимулы. Стимулы социальной карьеры:
1) стремление быть признанным в своем коллективе;
2) повышение своих знаний после окончания учебного заведения;
3) долгосрочное обеспечение денежного дохода;
4) расширение области полномочий в принятии решений;
5) полная реализация творческого потенциала;
6) неуклонное продвижение по службе;
7) избрание в руководящие органы управления (технические, экономические, социальные, управленческие, правовые);
8) избрание в руководящие органы управления (всей иерархии снизу доверху):
9) участие в работе межгосударственных органов и совместных предприятий;
10) избрание руководителе!! предприятия в государственные органы у [травления.
Дополнительные стимулы:
1) стимулирование за участие, разработку и внедрение рационализаторских предложений и изобретений;
2) разовые выплаты за вклад в создание прибыли предприятия;
3) за участие в создании акционерного капитала;
4) разовые выплаты из сберегательных фондов;
5) льготная продажа акций и облигаций своим работникам;
6) разовые выплаты по итогам года;
7) выплата дивидендов по акциям. Социально-натуральные стимулы:
1) выделение работникам на заработную плату товаров, выпускаемых предприятием;
2) покупка для работников продукции широкого спроса (машины, телевизоры и другая бытовая техника);
3) строительство и выделение в пользование работникам на бесплатной основе или с частичной оплатой квартир, дач, гаражей и т.п.;
|
|
4) льготная покупка вышеперечисленных товаров, включая продукты питания;
5) выделение льготных кредитов;
6) предоставление отсрочки платежей на определенный период. Социальные стимулы:
1) бесплатное пользование дошкольными учреждениями;
2) бесплатное питание на работе;
3) бесплатное медицинское обслуживание;
4) кредитование бесплатного получения образования;
5) оплата транспортных расходов;
6) бесплатное пользование спортивными сооружениями;
7) досрочный выход на пенсию за счет предприятия;
8) повышение квалификации за счет предприятия;
9) материальные гарантии по безработице;
10) покупка для работников жилья;
11) снижение норм выработки в связи с ухудшением здоровья;
12) скидка на покупку товаров;
13) выделение беспроцентных кредитов.
В настоящее время можно выделить 3 основные группы теорий мотивации:
• первоначальные,
• содержательные,
• процессуальные.
Первоначальные теории мотивации основаны на применении простых стимулов принуждения и материального и морального поощрения работников.
Широко известна теория «кнута» и «пряника» (положительной и отрицательной мотивации), согласно которой сотрудники четко знают, за что они могут быть поощрены, а за что наказаны.
Развитием теории «кнута» и «пряника» является теория «X» и «Y» Д. Мак Грегора. Эта теория включает две противоположные концепции (см. табл. 1).
Таблица 1. Теория мотивации Д. Мак Грегора
«X» | «Y» |
• В мотивах преобладают биологические потребности; • Человек не любит работать, поэтому труд необходимо нормировать, а людей принуждать к работе; • Человек предпочитает работать, чтобы им управляли, старается не брать на себя ответственность, имеет относительно низкие амбиции и желает находиться в безопасной ситуации; • Качество работы низкое, поэтому нужен постоянный строгий контроль. | • В мотивах преобладают социальные потребности и желание хороню работать; • Для человека работа может быть источником удовольствия, а может был, наказанием в зависимости от условий; • Обычно человек готов брать на себя ответственность; • Многим людям присуща готовность использовать свои знания и опыт в трудовой деятельности; • Внешние контакты и угроза наказания не являются главными стимулами; • Наиболее важное вознаграждение связано с удовлетворением потребностей в самовыражении. |
↓ Главный стимул: принуждение. ↓ Вспомогательный стимул: материальное поощрение | ↓Главные стимулы: • самоутверждение; • моральное и материальное поощрение. ↓ Вспомогательный стимулы: • принуждение. |
Согласно теории «X» и «Y» при мотивации сотрудников необходимо учитывать состояние уровня их сознания. Менеджеры должны стремиться развивать группу, если она недостаточно мотивирована, от состояния «X» к состоянию «Y».
Теория «Y» получила развитие в трудах В. Зигерта и Л. Ланга, которые отмечали важность информированности, свободы действий и значимости рабочего места сотрудника для мотивации его трудовой деятельности.
Дальнейшее развитие теория «X» и «Y» получила в трудах В. Оучи, который обосновал важность коллектива при мотивации. Основными положениями теории мотивации «Z» В. Оучи являются положения о сочетании социальных и биологических потребностей в мотивах работников и их предпочтении работать в группе и применять групповой метод принятия решения.
Таким образом, хороший работник предпочитает работать в группе и иметь стабильные цели деятельности на длительную перспективу.
Работники, описываемые теориями «X», «Y» и «Z», образуют различные группы людей и предпочитают различные мотивы поведения и стимулы побуждения к труду. На предприятии, как правило, представлены все типы людей, и применение той или иной концепции мотивации определяется удельным весом работников конкретного типа в группе.