Мотивация и эффективность трудовой деятельности

Тема МОТИВАЦИЯ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Лекция 14

Одной из стратегических задач управления персоналом является повышение эффективности и результативности работы сотрудников. В решении этой задачи наиболее важным направлением является мотивация трудовой деятельности сотрудников.

Существует много определений мотивации. Ряд авторов считают, что мотивация - это процесс стимулирования кого-либо к деятельности, направленной на достижение целей организации. Так, Б.М. Генкин определяет мотивацию как «процесс создания индивидууму стимулов для достижения поставленных перед ним целей»; СИ. Самыгин и Л.Д. Столяренко, — как «процесс стимулирования отдельного сотрудника или группы к действиям, приводящим к осуществлению целей организации».

Однако стимулирование, т.е. побуждение сотрудников к определенным действиям, предполагает выполнение ими «чужой воли» менеджера. При таком подходе основная задача менеджера заключается в создании условий, при которых могут быть достигнуты высокие результаты труда.

Важную роль в повышении эффективности и результативности работы человека играют его ценностные ориентации, убеждения, взгляды, потребности.

С учетом этих позиций мотивация - это процесс побуждения человека к определенной деятельности с помощью внутриличностных и «внешних факторов».

К внутриличностным факторам могут быть отнесены природные свойства индивида и индивидуально-психологические особенности (темперамент, характер, способности), а также система потребностей, мотивов, интересов.

Именно внутриличностные факторы объясняют различие мотивационных структур отдельных людей, разную степень влияния на них одинаковых стимулов.

Вместе с тем, человек не рождается с готовой мотивацией, ее формирование во многом обусловлено ситуацией общественной жизни в целом и социально-экономическими условиями в стране.

Наиболее полным и отражающим различные аспекты является определение А.Я. Кибанова: «Мотивация - это процесс сознательного выбора человеком того или иного типа поведения, определяемого комплексным воздействием внешних (стимулы) и внутренних (мотивы) факторов».

Разработкой проблем мотивации человеческой деятельности занимались представители различных научных школ и направлений. Так, в рамках психологического подхода известны работы А. Адлера, Л.И. Божович, Л. Выготского, Б. Зейгарник, А. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Б. Скиннера, 3. Фрейда, К. Юнга, П.М. Якобсона и др. Социально-психологическое направление в мотивации представлено работами Ш. Блонделя, М. Гальбвакса, Г. Гофстед, П. Жане, Л. Леви-Брюля, В. Меде, Н.К. Михайловского, Г. Мэрфи, А. Фишера; социально-политическое - работами Дж. Ро-улза. Изучением мотивации с позиций менеджмента занимались С. Адаме, В. Врум, Ф. Герцберг, К. Левин, Э. Лоулер, Д. Мак Клел-ланд, А. Маслоу, Л. Портер и др.

Особую актуальность мотивация трудовой деятельности приобретает в условиях кризиса труда. Специалисты рассматривают стимулирование, предполагающее ориентацию практики управления на фактическую структуру ценностных установок и интересов работлика, как практику решения проблемы повышения эффективности их труда. Цель стимулирования -наиболее полная реализация имеющегося трудового потенциала работника.

Мотивация рассматривается как стратегия преодоления кризиса труда и предполагает долговременное воздействие на работника в целях изменения по заданным параметрам структуры его ценностных ориентации и интересов, формирования соответствующего мотивационного ядра и развития на этой основе трудового потенциала.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: