Определение объема выборки.
Следует отметить, что объем выборки никак не влияет на репрезентативность полученных результатов.
Наиболее применимы следующие методы определения объема выборки.
1) Произвольный метод расчета: в этом случае объем выборки определяется на уровне 5 - 10 % от генеральной совокупности.
Данный подход является простым и легким в исполнении, однако не представляется возможным установить точность полученных результатов. При достаточно большой совокупности он к тому же может быть и весьма дорогим.
2) Традиционный метод расчета связан с проведением периодических ежегодных исследований, охватывающих, например, 500, 1000 или 1500 респондентов.
3) Статистический метод расчета основывается на определении статистической надежности информации.
Этот подход основан на определении минимального объема выборки исходя из определенных требований к надежности и достоверности получаемых результатов. Он также используется при анализе полученных результатов для отдельных подгрупп, формируемых в составе выборки по полу, возрасту, уровню образования и т.п. Требования к надежности и точности результатов для отдельных подгрупп диктуют определенные требования к объему выборки в целом.
|
|
4) Метод расчета с помощью номограмм.
5) Эмпирический метод: в этом случае выборка считается достаточной, когда все новые сведения вносят лишь незначительные изменения (которыми можно пренебречь) в уже собранные результаты исследования.
6) Затратный метод основан на размере расходов, которые допустимо затратить на проведение исследования.
7) Наиболее теоретически обоснованный и корректный подход к определению объема выборки основан на расчете доверительных интервалов.
8) Возможно проведение пилотного исследования, использование результатов подобных исследований, проведенных в прошлом.
9) Возможно определение объема выборки на основе использования средних значений, а не процентных величин.
Ошибка выборки - это вызванные различными причинами отклонения выборочных оценок от их значений в генеральной совокупности.
Два типа ошибок характеризуют способ отбора опрашиваемых (форма выборки) и называются систематическими и случайными.
1 Случайные ошибки — такие, которые при повторных измерениях изменяются. Если сформировать новую выборку, случайные ошибки могут изменяться количественно и качественно.
2 Систематические ошибки возникают при неправильно выбранном методе сбора информации или неверно организованном опросе.
Систематическую ошибку можно устранить, изменяя процедуру формирования выборки. Случайная же ошибка будет присутствовать всегда, при любом выборочном опросе. Для общего результата значительно опаснее систематическая ошибка, так как по выборке ее невозможно выявить и оценить.
Тема 6: «Формализация сбора данных и обработка маркетинговой информации»