double arrow

Архитектура вопроса

Архитектура вопроса подразумевает композицию варианта формули­ровки собственно вопроса (в личной или безличной форме), варианта ответа (структурированного или неструктурированного) и варианта представления (изображения).

Вопрос в прямой форме апеллирует непосредственно к мнению рес­пондента (например, «Что Вы думаете о...?»). Если же тематика во­проса может вызвать у респондента неприятные чувства или желание приукрасить действительность, то вопрос следует задавать в косвен­ной форме, безотносительно личности опрашиваемого. Не рекоменду­ется использовать прямые вопросы об осведомленности респондента, скажем: «Знаете ли Вы о...?»; некоторые участники, скорее всего, отве­тят утвердительно, боясь показаться незнайками факта (или субъек­та), который, возможно, широко известен. Примеры замены формули­ровки прямых вопросов на косвенные приведены в таблице 4.

Таблица 4 - Примеры прямых и косвенных вопросов

Прямые вопросы Косвенные вопросы
Почему Вы покупаете...? Как Вы считаете, почему люди покупают...?
Какие факторы Вы учитываете при покупке...? Какие факторы учитывают люди при покупке...?
Важен ли для Вас престиж при покупке...? - Да - Нет Думают ли люди о престиже, приобретая...? - Да - Нет

Выбирая закрытую или открытую форму вопроса, следует учитывать возможности респондента предоставить достоверные сведения.

Закрытые вопросы предлагают респонденту «подсказки» в виде набора возможных вариантов ответа. Имея подсказку, респонденту проще отвечать на поставленный вопрос, если предлагается вариант, соответствующий его мнению или положению. Однако отсутствие нужного варианта приведет к искажению сведений.

Открытая форма вопроса не предполагает каких-либо подсказок и может быть рекомендована в ряде случаев:

- при отсутствии информации о возможных вариантах ответов;

- при наличии у аудитории четкого представления об изучаемой проблеме (например, эксперты, специалисты);

- при необходимости перегруппировки ответов для более углубленного анализа.

Полузакрытый вопрос представляет собой комбинацию из некоторого перечня возможных вариантов от­ветов и свободную строку для варианта «другое» или «свой вариант ответа».

Виды закрытых вопросов.

1) Дихотомический или простой альтернативный вопрос, содержа­щий два исключающих друг друга ответа (да, нет).

Например, на вопрос «Покупаете ли Вы кофе в зернах?» возможны только два ответа «да» или «нет».

2) Альтернативный (многовариантный) вопрос, предлагающий вы­брать из представленного набора ответов только один вариант.

Например, на вопрос «Как часто Вы посещаете кинотеатр?» мож­но предложить такие варианты ответов: «один раз в неделю», «два-три раза в месяц», «один раз в месяц», «три-пять раз в год», «один-два раза в год», «совсем не посещаю». Очевидно, что вы­ брать в этом случае можно только один вариант ответа.

3) Вопрос-меню (многовариантный), включающий набор ответов, из которых респондент может выбрать несколько.

Например, на вопрос: «В каких кинотеатрах Санкт-Петербурга Вы побывали?» респондент может выбрать несколько из названных вариантов ответов: «Аврора», «Колизей», «Кристалл-палас» и т. д.

4) Ранжирующие вопросы, когда респондента просят упорядочить перечисленные варианты ответов на базе субъективно ощущае­мых преимуществ.

Например: «Расставьте в порядке убывания важности для Вас следующие характеристики товара: цвет, габа­риты, материал, цена, удобство пользования».

5) Смысловые вопросы (многомерные шкалы), например, семанти­ческий дифференциал.

Виды открытых вопросов.

1) Простой (свободный) вопрос типа: «Что Вы думаете о...?» Рес­пондент отвечает в произвольной форме.

2) Словесная ассоциация. Респондент перечисляет слова, «всплы­вающие» в памяти при указанном слове.

3) Завершение предложения. Респонденту предлагается закончить предложение по собственному усмотрению.

4) Завершение рассказа.

5) Завершение рисунка (по типу комиксов), который надо допол­нить высказываниями героев.

6) Тематический апперцепционный тест («перцепция» - восприя­тие); в этом виде вопросов предлагается придумать рассказ о том, что происходит на картинке, и как далее будут развиваться события.

По форме представления вопроса выделяют.

1 Текстовые вопросы в виде строчного текста.

Рис. 5.4. Графическая шкала

2 Графические шкалы выглядят как луч с нанесенными вариантами от­ветов. Графическое изображение может быть одномерным, рисунок 1, когда для представления вариантов ответов используется одна ось, или многомерным.Наиболее известным примером многомерной графиче­ской шкалы является карта-схема восприятия марок респондентами, которую называют шкалой восприятия; представлена на рисунке 2. При построении многомерной шкалы первоначально выделяются характе­ристики, по которым респонденты оценивают объекты (марки), затем разрабатываются шкалы для получения непосредственной оценки объек­тов по выделенным характеристикам.


Рисунок 1 – Одномерная графическая шкала

Рисунок 2– Карта-схема восприятия

3 Табличные вопросы позволяют оценить объект по нескольким па­раметрам. Табличная форма может быть удобна для интервьюера при проведении телефонного или личного опроса, однако может быть за­труднительна для респондентов, самостоятельно заполняющих анке­ту, представлена на рисунке 3.

Оцените, пожалуйста, уровень нашего магазина по предложенным

характеристикам:

5 — отлично, 4 — хорошо, 3 — приемлемо,

2 — неудовлетворительно, 1 — плохо.

Характеристика Оценка
Ассортимент товаров          
Уровень цен          
Внимательность продавцов          
Быстрота обслуживания на кассе          
Чистота в помещении          

Рисунок 3 – Вопрос в табличной форме

4 Анимационные вопросы содержат рисунки, чаще всего в виде ко­миксов, чтобы передать суть вопроса. Анимационные вопросы выступают инструментом проекционных методов сбора информации, когда рисунок в косвенной форме позволяет выявить реальные мотивы по­ведения респондента. В то же время рисунки могут быть использова­ны для иллюстрации вариантов ответов, рисунок 4. Анимация разно­образит приемы представления вопросов, развлекает респондента и особенно полезна при письменных опросах большого объема.

В какое время Вы посещаете компьютерный клуб? (Отметьте, пожалуйста, часы на циферблате.)

Рисунок 4 - Вопрос в анимационной форме

5 Мнемонические шкалы могут рассматриваться как вариант ани­мационного вопроса, поскольку тоже содержат рисунки. Мнемониче­ские шкалы позволяют выразить эмоциональную реакцию респонден­та на заданный вопрос, облегчая тем самым как задачу исследователя по формулировке вариантов ответов, так и респондента при ответе, представлены на рисунке 5.

Рисунок 5 – Мнемоническая шкала


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: