Кочевники Южной Сибири в средние века

Кочевники Евразии в средние века

Степи Евразии в средние века продолжали населять скотоводческие сообщества, находившиеся в зените своей славы и могущества. Ими были созданы невиданные прежде по масштабам государственные образования – кочевые империи, собственная письменность и сложные системы мировоззрения. В рамках этих империй происходит беспримерное сближение населяющих степи Евразии народов, вырабатывается стандартные наборы вещей, погребальных обрядов, мировоззрения. Наиболее рано классовые и государственные отношения возникают у народов Центральной Азии и Южной Сибири, оказавших огромное влияние и на исторические судьбы и культуру народов Европы.

После распада хуннской державы степи Центральной Азии поочередно захватывались сянбийцами и жужанами, пока в середине VI в. не возвысилось племя алтайских тюку (тюркуты) или просто тюрков, что означает «крепкий». Будучи искусными металлургами, скотоводами и земледельцами тюрки за несколько десятилетий создают огромную державу тюркский каганат, раскинувшийся от Северного Причерноморья до Кореи. За 2 столетия господства тюрок произошло невиданное прежде сближение населяющих степь народов и сложение на огромных территориях однообразной культуры.

Основными археологическими источниками по истории тюрок являются погребения воинов в прямоугольных ямах под каменными насыпями. Вместе с мужчинами и женщинами погребался конь со сбруей, оружие, украшения и пища. Конь отделялся от человека каменной изгородкой. В богатых могилах встречается 2 и даже 3 коня. Неподалеку от курганов находятся поминальные жертвенники - небольшие оградки из камней со следами жертвоприношений, каменные стелы с изображением воинов с сосудом в руках и поясом с мечом и луком ряды вкопанных в землю балбалов - каменных столбиков, олицетворяющих собой убитых врагов. У знатных тюрок поминальные жертвенники имеют более сложную форму каменных храмов в виде восьмигранной юрты. На некоторых стелах обнаружены эпитафии на руническом языке, изобретенном тюрками, но впоследствии позабытом.

Среди сопровождающих покойника вещей главное место занимает сложный лук с костяными накладками и стрелы в берестяных колчанах вверх наконечниками. От колчанов зачастую остается лишь железный колчанный крюк. Каждый воин опоясан кожаным поясом со свисающими концами, украшенным металлическими бляшками. К поясу крепились ножи, шилья, оселок, огниво, меч или кинжал. Доспехи в могилах редки, хотя их изображения встречаются часто. Еще реже в могиле находят предметы хозяйственного назначения: тесла, глиняную посуду, которая в обиходе скотоводов чаще всего заменялась на кожаную, берестяную или деревянную. Мужчины и женщины украшали себя серьгами, колтами, кольцами, бляшками и застежками. Конская сбруя представлена железными удилами, псалиями, стременами, пряжками от подпруги. Седла изготовлены из дерева, их луки украшены костяными накладками. Образцы таких накладок с художественной резьбой были обнаружены в начале 90 гг. XX в. в Шиловском кургане неподалеку от Ульяновска. На них изображены типичные для сибирских тюрок сюжеты: скачущие и стреляющие из лука всадники, штурм крепости, мифологические сцены терзания хищниками травоядных.

С середины VIII степи Центральной Азии населялись множеством народов, имеющим сходные занятия и близкую культуру. Гегемония в степи поочередно переходила уйгурам и хакасам хотя и говорящим на тюркском языке, но являющимися потомками европеоидных скифов. Они ведут земледельческо-скотоводческий образ жизни, широко используют земледелие с применением плуга и искусственное орошение, строят города и крепости с прочными глиняными стенами и башнями, в которых находится ставки кагана правителей и центры земледелия, ремесла и торговли. Религией уйгур является буддизм, позже - манихейство, пришедшее из Средней Азии. Погребальный обряд уйгур и хакасов имеет много общего с тюркским. Захоронения совершаются под курганами. Но уйгуры практиковали ингумацию, а хакасы – кремацию покойных. У уйгур оружие встречается редко, у хакасов – часто. У женщин находят украшения, пряслица и зеркала. На курганах установлены антропоморфные стелы с примитивными скульптурными изображениями. На них на голове шапка или косы, сосуд в обеих руках, пояса с привесками.

К западу от уйгур и хакасов в приаральских и прибалхашских степях проживали предки европейских печенегов и половцев - кипчаки и канглы. В отличие от их европейских потомков они не были чистыми кочевниками, а знали земледелие и оседлые поселения, окруженные глинобитными стенами и мощными рвами. Погребальный обряд имеет много общего с тюркским. В IX в. канглы устремляются на запад. В XI в. за ними следуют кипчаки. К XII в. по великой евразийской степи распространяется единообразный погребальный обряд и вещевой комплекс, практически не меняющийся и после завоевания степей в начале XIII в. монголами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: