Профессиональная компетентность специалиста (В 3)

Для выполнения профессиональных функций специалист должен быть компетентен в:

- основных положениях законодательства Республики Беларусь;

- системе действующих нормативных правовых документов и ре­формах в области образования, вопросах охраны детства и защиты прав матери и ребенка;

- вопросах формирования духовного и нравственного становления личности, гуманных отношений, способах создания благоприятного со­циально-психологического климата, межличностного взаимодействия в отдельных группах учащихся и целостном ученическом коллективе;

- системе знаний об основных закономерностях и особенностях анатомо-физиологического и психологического развития учащихся;

-достижениях национальной и мировой психологической и педаго­гической науки и практики;

- вопросах психологического сравнительного анализа развития ре­чи на родном и изучаемом иностранном языках в случаях понимания речи на слух, аудирования, чтения, говорения и письма;

- способах реализации личностно-ориентированного и дифферен­цированного подхода к обучению и воспитанию учащихся;

- видах и формах планирования, процессах реализации образова­тельного процесса и оценивании их результатов;

- современных методиках и технологиях обучения изучаемому иностранному языку, традиционных и инновационных средствах обуче­ния, методах формирования знаний, умений и навыков;

- использовании теоретических лингвистических знаний, практиче­ских умений и навыков в различных видах речевой деятельности (чте­нии, аудировании, говорении и письме) в процессе иноязычного обще­ния с разными возрастными группами обучаемых;

- психологических и дидактических особенностях обучения изу­чаемому иностранному языку;

- методах психолого-педагогической диагностики и коррекции вос­питания, развития и обучения, системе контроля и оценки учебных дос­тижений учащихся;

- методах и приемах развития познавательных способностей, моти­вов и интересов личности в процессе формирования у учащихся умений, общения на изучаемом иностранном языке;

- формах и методах организации внеурочной воспитательной рабо­ты (факультатив, кружок, краеведческая работа);

- ведении необходимой учебной педагогической документации;

- требованиях к нормам безопасной жизнедеятельности учащихся при организации образовательного процесса, вопросах обеспечения безопасных условий труда, охраны окружающей среды и энергосбере­жения, санитарно-гигиенических и педагогических требованиях к осна­щению и оборудованию помещений;

- основополагающих принципахздорового образа жизни, мерах по укреплению здоровья;

- формах и методах рациональной организации труда, вопросах са­мосовершенствования на основе самоанализа и коррекции, создания благоприятных условий для личностной самореализации.

Профессиография - это описание и классификация сущ-щих профессий по опр. критериям (пед-м, психол-м, мед-м, эконом-м, технологич-м).

Традиционно особое внимание Профессиография придает психофизиологическим хар-кам, которые требуют опред. профессии от инд. особенностей людей. Эти требования фиксируются в профессиограммах (или психограммах). Психические и физические характеристики позволяют оценить соответствие педагога занимаемой должности. Профессиограмму учи­теля определяют также внимание, память, соответствие квалификации, психотип, внешность. Профессиограмма — это психофизический ана­лиз, описание и характеристика профессионально значимых качеств, предъявляемых профессией. Сопоставление профессиограммы с кон­кретными характеристиками человека дает право экспертной комис­сии судить о его профессиональной пригодности.

(В 4) На основании анализа требований профессии к личности специалиста вводится понятие профессионализма. Профессионализм - совокупность личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда.
Педагогический профессионализм представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную систему, которая отвечает социальному заказу общества. Компоненты педагогического профессионализма:

· уровень общей культуры;

· психолого-педагогическая компетентность;

· владение содержанием предмета и педагогическими технологиями;

· способности к целеполаганию и целеосуществлению;

· способности к педагогической рефлексии;

· способности к осуществлению инновационной деятельности в сфере образования.

Можно выделить совокупность социально и профессиональнообусловленных качеств педагога:

· высокая гражданская ответственность и социальная активность;

· любовь к детям, потребность и способность отдать им свое сердце;

· подлинная интеллигентность, духовная культура, желание и умение работать вместе с другими;

· высокий профессионализм, инновационный стиль научно-педагогического мышления, готовность к созданию новых ценностей и принятию творческих решений;

· потребность в постоянном самообразовании и готовность к нему;

· физическое и психическое здоровье, профессиональная работоспособность.

Суммируя требования к труду и личности учителя, предъявляемые условиями развития общества на современном этапе, их можно представить следующим образом:

· высокая культура и нравственность;

· самоотдача;

· благородство;

· острое чувство нового;

· умение заглядывать в будущее и готовить, своих питомцев к жизни в будущем;

· максимальная реализация индивидуального таланта в сочетании с педагогическим сотрудничеством;

· общность идей и интересов учителей и учащихся;

· творческое отношение к делу и социальная активность;

· высокий профессиональный уровень и стремление к постоянному пополнению своих знаний;

· принципиальность и требовательность;

· отзывчивость;

· эрудиция;

· социальная ответственность и т.д.

Компетентность - обладание человеком способностью и умением выполнять определенные трудовые функции. Когда говорят о профессиональном выполнении труда, всегда имеют в виду осуществление его на высоком уровне. Компетентность - индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии. Судить о компетентности можно по характеру результата труда человека.
Профессиональная компетентность является одним из субъективных факторов педагога. Понятие профессиональной компетентности педагога выражает личные возможности учителя, позволяющие ему самостоятельно и достаточно эффективно решать педагогические задачи. Структура профессиональной компетентности педагога пони­мается через педагогические умения, которые он приобретает, а умения раскрываются через совокупность последовательно разво­рачивающихся действий (часть которых может быть автоматизи рована до навыков), основанных на теоретических знаниях и на­правленных на решение педагогических задач.

Таким образом, компетентность педагога можно понимать как единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности.
Психолого-педагогическая компетентность состоит в наличии знаний и умений в области межличностного взаимодействия, владении приемами профессионального общения и поведения, адекватных представлений педагога о возрастных и индивидуальных особенностях обучаемых, а также наличие адекватного представления педагога о своих индивидуальных и профессиональных характеристиках и владение способами преодоления профессиональных деструкций.

Таким образом, под педагогической компетентностью учителя можно понимать единство его теоретической и практической го­товности к осуществлению педагогической деятельности.

Содержание психолого-педагогических знаний определяется государственным образовательным стандартом высшего педаго­гического образования и конкретизируется в соответствующих учебных программах и планах к ним.

(В 5) Теоретическая готовность проявляется в обобщенном умении педаго­гически мыслить, что в свою очередь предполагает наличие анали­тических, прогностических, проективных и рефлексивных умений.

Аналитические умения представлены такими частными умения­ми, как:

• анализировать педагогические явления;

• осмысливать каждый элемент педагогического явления в связи с целым и во взаимодействии с другими элементами;

• находить в педагогической теории положения, выводы, за­кономерности, соответствующие рассматриваемым явлениям;

• правильно диагностировать педагогическое явление;

• формулировать приоритетные педагогические задачи и на­ходить оптимальные способы их решения.

Прогностические умения связаны с четким представлением в сознании учителя (который является субъектом управления) цели своей деятельности в виде предвидимого им результата. В со­став прогностических умений педагога входят:

• формулировка диагностируемых образовательных целей и задач;

• отбор методов их достижения;

• предвидение возможных отклонений при достижении ре­зультата, нежелательных явлений и выбор способов их преодоле­ния и др.;

Педагогическое прогнозирование требует от учителя овладе­ния такими педагогическими (прогностическими одновременно) методами, как моделирование, выдвижение гипотез, мысленный эк­сперимент и др.

Проективные умения могут реализовываться при разработке про­екта образовательного процесса. Они включают умения:

• планировать содержание и виды деятельности участников образовательного процесса с учетом их потребностей, возможно­стей (материальных в том числе), интересов, средств, опыта и собственных качеств личности;

• определять отдельные этапы педагогического процесса и за­дачи, характерные для них;

• планировать индивидуальную работу с учащимися для ока­зания своевременной дифференцированной помощи, для разви­тия способностей;

• отбирать формы, методы и средства обучения и воспитания для получения качественного педагогического результата и др.;

Рефлексивные умения связаны с контрольно-оценочной деятель­ностью педагога, направленной на себя.

Рефлексия может пониматься как специфическая форма теоре­тической деятельности, направленная на осмысление и анализ своих собственных учительских действий. Рефлексия — это не просто знание или понимание субъектом педагогической деятельности самого себя, но и выяснение того, насколько и как другие участ­ники образовательного процесса (учащиеся, коллеги, родители) знают и понимают его как педагога, его личностные особенно­сти, эмоциональные реакции, профессиональные способности и возможности. Педагогу очень важно установить, в какой мере полученные (положительные или отрицательные) результаты яв­ляются следствием его собственной деятельности.

(В 6) Содержание практической готовности учителя, педагога можно увидеть (определить) в наблюдаемых (внешних, предметных) дей­ствиях, которые проявляются через две группы умений — органи­заторские и коммуникативные.

Организационная (организаторская) деятельность педагога свя­зана с включением учащихся в различные виды деятельности и организацией деятельности коллектива, превращающей его из объекта в субъекта образования.

К группе общепедагогических организаторских умений относят такие умения учителя:

• привлекать внимание учащихся, развивать у них устойчи­вый интерес к учению;

• формировать учебные навыки и обучать приемам научной организации учебной деятельности;

• формировать у учащихся активное, творческое отношение к явлениям окружающей действительности путем создания и реше­ния проблемных ситуаций и др.

• умения и навыки работы с печатными источниками информации, библиография­ми, умения добывать информацию из всевозможных источников и перерабатывать ее применительно к целям и задачам образова­тельного процесса.

• доступно, с учетом специфики предмета, уровня обученности (подготовленности) учащихся, их жизненного опыта и возра­ста излагать учебный материал;

используя различные методы обучения и их сочетания (рас­сказ, объяснение, беседа, проблемное обучение и др.), логически правильно выстроить процесс преподавания и усвоения учеб­ной информации учащимися;

• доступно, лаконично и выразительно формулировать воп­росы;

• создание специальных условий и проблемных ситуаций для развития познавательных процессов, воли и чувств учащихся;

• индивидуальный подход к учащимся

формированием морально-ценностных установок воспитанников и их научного мировоззрения и др.

Коммуникативные умения учителя — это взаимосвязанные груп­пы перцептивных умений, собственно умений педагогического (вер­бального} общения и умений и навыков педагогической техники.

Перцептивные умения учителя — это умения, которые проявля­ются на начальном этапе общения, умения понимать других лю­дей (учащихся, учителей, родителей).
Считается, что собственно умения педагогического (вербального) общения связаны со следующим:

1) А. Осуществлением коммуникативной атаки, другими словами, привлечение к себе внимания (речью, паузами в речи, развешиванием наглядных пособий, таблиц, записями на доске и т. д.)

• Б. Установлением психологического контакта с классом.

• С. Управлением общением в педагогическом процессе

Д. Установлением эмоциональной обратной связи в процессе об­щения

Педагогическая техника — это комплекс умений, необходимых учителю в его деятельности для эффективного взаимодействия с людьми в любых ситуациях (речевые умения, пантомимика, уме­ние управлять собой, доброжелательный, оптимистический настрой, элементы умений актера и режиссера) (по Л. И. Рувинскому).

Педагогическая техника предполагает совокупность двух групп умений: а) группа умений, связанная с управлением своим пове­дением (мимикой, пантомимикой, эмоциями, настроением, вни­манием, воображением, голосом, дикцией); б) группа умений, связанных с умением воздействовать на личность и коллектив (ди­дактические, организаторские, конструктивные, коммуникатив­ные умения, приемы управления общением, организацией КТД) (по И. А. Зязюну).

Педагогическая техника может быть представлена следующими умениями и навыками (по В. А. Мижерикову и М. Н. Ермоленко):

• выбора правильного тона и стиля в обращении с воспитан­никами и другими субъектами педагогического взаимодействия;

• управления их вниманием;

• чувством темпа;

• владения словом, правильными дикцией, дыханием, мими­кой и жестикуляцией (т. е. развитой культурой речи);

• управления своим телом, умением снимать мышечное на­пряжение;

• регулирования своего психического состояния (вызывания «по заказу» чувства удивления, радости, гнева и т. д.);

• владения техникой интонирования для выражения разных чувств;

• умения расположить к себе собеседника;

• образной, красочной передачи информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: