Образовательный стандарт специальности. Основные направления подготовки специалиста.
Стандарт образования – базовый нормативный документ, определяющий минимум содержания образования, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки и создающий основу для обеспечения необходимого качества обучения, поддержания единого образовательного пространства на территории РБ.
В стандартах закрепляются цели образования и воспитания, общество получает возможность оценки качества образования. Стандарты не являются застывшими, они изменяются с прогрессом общества, что фиксируется в законодательных документах.
В настоящее время первоосновой преподавания того или иного учебного предмета становится стандарт, на основе которого пишутся программы и учебники.
Стандарт определяет нижний порог подготовки специалиста.
Целевая подготовка учащихся достигается путем разработки профиля специальности, которому подчинено все содержание обучения – от начала (общетеоретической подготовки) до завершения (практической подготовки). Она включает определенные блоки (модули) направлений педагогической подготовки учащихся.
Общенаучная подготовка направлена на формирование научного мировоззрения (овладение законами, закономерностями, принципами, методами, системой категорий и понятий, основными теориями)
Специальная подготовка усвоение научной информации по основным дисциплинам, спецкурсам по специальности (обобщенные, межпредметные, частные знания, умения, способы действий).
Психолого-педагогическая подготовка представляет процесс и результат овладения знаниями, умениями, навыками по дисциплинам психолого-педагогического цикла. Формирование профессиональной направленности, педагогического мышления.
Культурологическая подготовка предполагает сопричастность студентов к национальному и мировому культурному процессу, развитие духовных сил личности, творческого самоуважения.
Научно-педагогическая подготовка направлена на освоение методологии и методики научно-педагогического исследования, формирование умений планировать и организовывать научный поиск.
Практическая подготовка включает взаимодействие учащихся со школьниками во время учебной и внеклассной работы, развитие отношений сотрудничества. Предполагает владение основами педагогической культуры, компонентами педагогического мастерства, определяющими развитие индивидуального стиля педагогической деятельности.