На этот период жизни приходится наиболее быстрый физический рост, меняются пропорции тела, развивается костно-мышечная и нервная система.
В течение 1 года жизни рост младенца увеличивается наполовину.
К концу 4 мес. вес тела удваивается, а к концу первого года жизни – утраивается. Формируются все основные структуры детского организма. Кости мягкие, гибкие. Мышцы слабы и неразвитые.
Зубы формируются на 6 неделе у плода. К моменту рождения уже есть в зачатке все 12 молочных зубов. Некоторые рождаются с1 зубом, а бывает, что 1 зуб появляется к 1,5 годам. В подавляющем большинстве первый зуб вырастает на 7 месяце.
К 6 месяцу вес коры головного мозга составляет 50% ее величины у взрослого. К концу первого года жизни вес детского мозга достигает 60% взрослого. Кора уже начинает в какой-то мере управлять всем организмом ребенка, и многие первичные безусловные рефлексы исчезают.
В настоящее время существует множество оценочных шкал, характеризующих нормальное физическое и психическое развитие ребенка.
Нормы (шкала Франкенбурга) отражают последовательность овладения двигательными навыками и представляют среднестатистический вариант, без учета индивидуальности. Знание нормы помогает своевременно заметить серьезные отклонения в развитии и вовремя заняться коррекцией восстановительных функций.
2 мес. – переворачивается самостоятельно на живот, держит головку;
3 мес. – активность при игре с координацией движений; манипулирование предметами: хватание, бросание, трясение…..
4 мес. – сидит поддерживаемый взрослыми;
5 мес. – сидит самостоятельно;
6 мес. – манипулирует с предметами сидя;
7 мес. – садится самостоятельно без посторонней помощи;
8 мес. – сидит, держась за руку;
9 мес. – стоит возле стула, стола;
10 мес. – ползает;
11 мес. – первые шаги, держась за руку;
12 мес. – первые самостоятельные шаги.
В этот период развития происходит формирование координационной системы «глаза – руки» и протекает в несколько этапов:
новорожденный – хватательные рефлекторны движения.
2 мес. – умеют стучать по предметам сжатым кулачком, соединяя в этих действиях движения рук, ног и глаз. Умеют хватать предметы, попадающие им в руку и подносить ко рту.
4 мес. – тянут руки целенаправленно к определенному понравившемуся предмету.
5 мес. – развивается навык зрительного управления движениями рук, могут достать (схватить) нужный предмет, глядя на него; здесь уже просматривается связь зрительной и двигательной систем.
9 мес. – умеют хватать маленькие предметы, небольшие порции пищи (например, яблоко, морковь и подносить ко рту).
10 и далее- появляется способность манипулировать различными предметами с использованием обеих рук; бросать предметы в определенном направлении; просматривается доминирование руки.
Складывающаяся у малыша в 1 год жизни система чувственного восприятия и опыт взаимодействия с различными объектами окружающего мира способствует тому, что он начинает ощущать себя центром этого мира. Благодаря этому у него вырабатываются такие способности как умение сосредоточиться, запомнить предмет восприятия, а также освоить связи типа «предмет – звук». От рождения до года в той или иной мере развиваются все сенсорные способности, но наиболее заметные изменения претерпевает зрение.