Социальное общение

Ориентировочные этапы развития процесса восприятия

2 мес. – обладает двухцветным зрением, начинает реагировать на объект в целом, а не на отдельные фрагменты.

3 мес. – обладает бинокулярным и периферическим зрением; отличает живое лицо матери от фотографии; слышит и имитирует высокие и низкие звуки.

4 мес. – связывает голос матери с ее лицом и звуки – с их источником; отличает голос матери от голоса отца, незнакомых людей; различает предметы в вертикальном и наклонном положении.

5- 6 мес. – различает разные положения предметов (вверх, вниз, наклонные); отличает лицо матери от лиц незнакомых людей; способен воспринимать постоянство размеров объектов.

7 мес. – активизируется зрительная и двигательная системы; восприятие глубины.

8- 10 мес. – восприятие постоянства формы объектов.

10- 12 мес. – опознает предметы, прикасаясь к ним; умеет различать на ощупь знакомые и незнакомые предметы.

В этом возрасте, согласно теории Ж.Пиаже, закладываются первые мыслительные схемы, позволяющие детям управлять своими действиями. Развивается способность к усвоению информации, поступающей из окружающей среды. Способность к усвоению позволяет детям сначала укладывать информацию в имеющиеся у них схемы (на основе врожденных рефлексов), без изменения самой схемы. И, наконец, изменять саму схему при поступлении информации, противоречащей ей.

Это позволяет постоянно совершенствовать навыки, рационально используя информацию, адаптироваться в окружающей среде.


Именно в этом возрасте у детей формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру – к людям, вещам, явлениям и т.д., которое многие из них пронесут через всю жизнь.

Если родители, воспитатели относятся к малышу с любовью, чутко реагируя на его естественные потребности – это чувство доверия формируется более успешно, а недоверие – уступает место привязанности.

При дефиците внимания и жестком обращении у ребенка формируется недоверие, боязнь окружающих, формирование чувства отверженности и отчуждения.

Ученые выделяют три фазы процесса формирования детской привязанности:

1 – малыш ищет близости с любимым человеком;

2 – малыш учится отличать знакомых от незнакомых;

3 – чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для малыша; он с ними устанавливает доверительные отношения.

В рамках общения со взрослыми уже на 2-3 мес. появляются первые предпосылки речи – детский лепет. Сначала это простые звуки, постепенно они формируются в первые слова «папа», «мама». В первых звуках ребенка заключаются все фонемы известных звуков, т.е. ребенок может приспособиться к любой речи и к любому языку. К концу периода младенчества ребенок начинает понимать некоторые слова. При этом он поворачивает голову в сторону того предмета, о котором говорят взрослые или даже производит действия с предметами по указанию взрослых.

Стадии развития речи:

· плач – первый плач – результат рефлекторного действия. В месяц ребенок плачет с определенной целью: сообщить о голоде, боли, о желании обратить на себя внимание и т.д.;

· воркование (гуление) – произношение гласных звуков с растяжкой звуков в 2–3 месяца. Появляется тогда, когда ребенок спокоен, чувствует себя комфортно;

· лепет – появляется ориентировочно в 5–6 месяцев, расширяется число произносимых звуков, включаются согласные, происходит их комбинация в сочетания «ма-ма», «ба-ба» и т.п., она случайны и неосмысленны.

Воркуют, произнося звуки и глухие младенцы, однако как считают ученые, постепенно они теряют интерес к произношению звуков, так как не могут слышать собственного голоса.

К 8–9 месяцам дети начинают осваивать более сложный лепет, учатся произносить звуки родного языка, имитируя людей из своего социального окружения. Стадия усложнения лепета продолжается до тех пор, пока дети не начнут самостоятельно и осознанно употреблять свои первые слова.

В младенчестве обучение и воспитание носит стихийный характер, тем не менее, уже в раннем детстве ребенка обучают ходить, пользоваться предметами, наблюдать, запоминать. Уже в этом возрасте взрослые преподносят ребенку элементарные формы воспитания, характерные для данной исторической эпохи.

Особенностью данного периода является то, что психика ребенка развивается в результате совместной деятельности ребенка и взрослого.

Ребенок оживляется при появлении взрослого, плачет, когда его нет.

Многочисленные исследования советских психологов говорят о том, что жизнь ребенка в этот период целиком зависит от взрослого. Взрослый удовлетворяет органические потребности ребенка: кормит, купает, переворачивает. Взрослый удовлетворяет потребности и в активной психической жизни ребенка: ребенок заметно оживляется, когда его берет на руки взрослый, перемещается в пространстве он так же с помощью взрослого. Это перемещение в пространстве позволяет ему знакомиться с большим количеством новых предметов, что расширяет его познание окружающего мира. Взрослый выступает для него в качестве посредника в его общении с окружающим миром.

Основной формой общения ребенка и взрослого является совместная деятельность, когда активность ребенка стимулируется действиями взрослого.

Социальное общение способствует формированию привязанности в большей степени, чем своевременной кормление, т.к. это чувство носит сугубо человеческий характер (дети в домах малютки, отказники – ЗПР). Малыш одинаково сильно может быть привязан к отцу и матери.

В общении формируются положительные и отрицательные эмоции. К 9 месяцам малыш способен проявлять целую гамму разнообразных эмоций: интерес, удивление, печаль, гнев, отвращение, страх, радость и другие. Дети выражают эти эмоции в улыбке, слезах и потенциально в смехе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: