Важнейшие достоинства и недостатки форм организации

Раздел 4. Организация инновационной деятельности

Классификация имитационных стратегий, достоинства и недостатки

Раздел 3. Прогнозирование и планирование инновационной деятельности

Раздел 2. Инновации как объект управления

Содержание понятия «инновация» как объекта и как процесса. Свойства инноваций. Объективные предпосылки инновационной деятельности. Виды инноваций и их классификация. Диффузия инноваций. Жизненный цикл инноваций. Механизм управления инновациями.

Понятие «инновация» можно рассматривать как объект, т.е.как новый хозяйственный результат или как процесс получения этого хозяйственного результата. Поэтому справедливо употреблять термин новация, новшество, подчеркивая результатную сторону инновации. Если же рассматривается собственно процесс разработки, внедрения и эффективного использования конкретного новшества, то справедливо употребление термина инновация, нововведение. Если же речь идет о реализации всей совокупности инновационных проектов на любом уровне, то речь будет идти об инновационном процессе.

Инновация – конечный результат ИД, получивший реализацию в виде нового или усовершенствованного продукта, реализуемого на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности.

Экономическая инновация как бизнес-процесс с повышенной интеллектуальной насыщенностью обладает важными свойствами, существенно отличающими ее от прочих бизнес-процессов (рис.6)

 
 


Рис. 6. Свойства инноваций


Рис. 7. Виды и факторы неопределенности

Говоря об инновационной деятельности, можно выделить две группы факторов, являющихся предпосылками к ее развитию: внутренние и внешние.

 
 


Рис. 8. Предпосылки инновационной деятельности

Целесообразным представляется выделение следующей классификации инноваций.

 
 


Рис.9. Классификация инноваций по степени новизны

 
 


Рис. 11. Классификация инноваций по объекту

 
 


Рис. 10. Классификация инноваций по причинам проведения

Равновесное распространение инноваций в деловых циклах научно – технической, производственной и организационно – экономической деятельности, принято называть диффузией инноваций.

Диффузия инноваций может осуществляться в коммерческой форме и некоммерческой.

Инновационный процесс определяется как создание, распространение и применение продукции и технологий, обладающих научно – технической новизной и удовлетворяющих новые общественные потребности. Этапы инновационного процесса тесно связаны с жизненным циклом инноваций.


Рис.12. Диффузные процессы в инновационной деятельности

 
 


Рис. 13. Жизненный цикл инновации

Процесс управления инновациями на микроуровне включает приведение в соответствие целей управления инновациями для функционирования организации в целом, выявление ее конкурентных преимуществ и недостатков, определение методов управления инновациями, механизма управления инновациями.

 
 


Рис.14. Механизм управления инновациями

Прогнозирование инноваций, прогнозирование обеспечения инноваций.

Стратегическое планирование как функция инновационного менеджмента. Инновационные стратегии. Стратегическое планирование инноваций и диверсификация. Планирование инноваций и связь с внешней средой. Бизнес – планирование инновационных проектов.

Под прогнозированием понимается предплановая стадия работы, где отвечают на вопрос - какие будут последствия в результате того или иного решения.

Трудности прогнозирования инноваций связаны с учетом следующих факторов:

· изменение спроса на прогнозируемую продукцию;

· изменение цен на данную продукцию и, соответственно, прибыли;

· объем собственных издержек на прогнозируемую продукцию;

· действия конкурентов, особенно в части создания и внедрения инноваций;

· перспективы развития данных инноваций.

Инновации требуют соответствующего обеспечения (рис. 15.).

 
 


Рис. 15. Прогнозирование обеспечения инноваций

Прогнозирование социальных и экологических последствий. На стадии прогнозирования инноваций следует принимать во внимание экологический фактор, т.е. любое нововведение уже на стадии опытного образца следует подвергать экологической экспертизе.

Социальные последствия инноваций. Необходимо рассматривать по следующим направлениям:

· Повышение требований к квалификации работников;

· Повышение требований к здоровью работников;

· Возможности переучивания работников на новые специальности.

Одной из характеристик инновационного менеджмента является ярко выраженное усиление функции планирования. Это обусловлено усилением непредсказуемости предпринимательской среды и риска. Особую актуальность приобретает стратегическое планирование.

Основной целью стратегического планирования на фирме является создание долгосрочного преимущества.

Основным методом выступает постоянная адаптация организации к рыночным условиям и предвидение изменений во внешней среде.

Основной задачей стратегического планирования ИД выступает построение схемы инновационного поведения компании на рынке.

 
 


Рис. 16. Планирование инновационной деятельности

Современное стратегическое планирование инноваций охватывает от 3 до 10 лет в зависимости от отрасли и заключается в разработке комплекса мероприятий компании по адаптации, предвидению и конструированию изменений во внешних условиях путем внедрения инновационных проектов.

 
 
Система стратегического планирования


Рис. 17. Содержание стратегического планирования инноваций

Стратегия – это совокупность последовательных видов поведения, позволяющих организации позиционировать себе в окружающей среде.

 
 


Рис. 18. Классификация инновационных стратегий

Таблица 2.

Имитационные стратегии Сущность Предпосылки выбора Достоинства Недостатки
«Следование за лидером» Компания ждет, пока конкурент выведет свою новую продукцию на рынок, а затем начинает производство и реализацию аналогичной продукции (но не точную копию) Имеет базу НИОКР, обладает мощной производствен- ной базой, использует уникальный опыт в области маркетинга Минимизация риска и неопределенности, узнаваемость и высокая репутация корпоративного бренда  
«Копирование» Приобретают лицензию на право производства и коммерциализации нового товара либо лидера, либо последователя и начинают производство точной копии продукта Отсутствие сильной базы НИОКР, но значительный потенциал в области маркетинговой деятельности, наличие мощной производствен- ной базы Доступ к более дешевому сырью, рабочей силе Нет возможности получения сверхприбыли от лидерства на рынке
«Зависимости» Фирма признает свою второстепенную роль по отношению к лидеру и внедряет инновации только по требованию потребителей или компании - лидера Фирма вынуждена имитировать инновации других компаний в силу того, что появляются новые стандарты или сам рынок перестраивается на продукцию нового уровня Возможность использования стратегии для малых фирм в сфере услуг Низкая степень инновационной активности фирм
«Усовершенствование» Состоит в принятии необходимости усовершенствования товара с главной целью снижения себестоимости Технологичес- кое развитие производства и ограниченность сырьевой базы Автоматизация, эффективное управление, безотходное производство Кратковременные результаты

Диверсификация производства – переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте, производственной структуры к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции.

 
 


Рис.19. Разновидности стратегии диверсификации

Синергизм состоит в снижении производственных и маркетинговых за­трат путем использования единых технологий, систем снабжения и сбыта, рекламы и стимулирования сбыта, общих целевых рынков и корпоративного бренда.

Существует тесная зависимость между стратегией диверсификации и степенью знания рынка/технологии, которая может быть представлена матрицей.

Степень знания рынка Низкая Средняя Высокая  
7. Приобретение лицензий; создание собствен­ных венчурных подразделений; создание совместных предприятий 8. Приобретение лицензий; внутренние капиталовложения в собственную базу; приобретение новых фирм 9. Внутренние капиталовложения в собственную базу; приобретение новых фирм
4. Венчурные капиталовложения 5. Создание собствен­ных венчурных подразделений; приобретение лицензий; приобретение новых фирм 6. Создание совместных предприятий; приобретение новых фирм; внутренние капиталовложения в собственную производственную базу
1. Венчурные капиталовложения 2. Венчурные капиталовложения 3. Создание совместных предприятий
  Низкая Средняя Высокая

Степень знакомства с технологией

Рис. 20. Матрица оптимизации диверсификационных стратегий

Знание рынка:

Низкая степень знания рынка - компа­ния никогда не выходила на данный целевой рынок и не имела воз­можности его изучения.

Средняя степень знания рынка - компания имеет определенную мар­кетинговую информацию и может оценить свои возможности по вы­ходу на данный рынок.

Высокая степень знания рынка - компания осуществляет присутствие на данном рынке и проводит его систематические исследования.

Знакомство с технологией.

Низкая степень знакомства с технологией - отсутствие у фирмы научно - технических знаний в данной области и опыта промышленного при­менения данной технологии.

Средняя степень означает, что имеющиеся у компании технологии являются смежными (родственными) и возмож­но использование эффекта синергии.

Высокая степень знакомства с техноло­гией - компания сама является разработчи­ком данной технологии или уже использует ее в отдельных областях производства.

Выше мы рассмотрели различные факторы внешней среды, кото­рые выступают в качестве объективных предпосылок для проведения тех или иных инноваций. Однако наиболее актуальным является во­прос о том, как фирма может повлиять на внешнее окружение с целью оптимизации инновационной деятельности.

 
 


Рис. 21. Взаимодействие с внешней средой

В зависимости от возможностей фирмы, ее инновационной стратегии компания может придерживаться следующих конкурентных стратегий: блокирования, опережения и кооперации.

 
 


Рис. 22. Конкурентные стратегии

Любой инновационный процесс, будь то выпуск нового продукта или диверсификация производства, связан с необходимостью его финансирования либо за счет собственных средств компании, либо путем привлечения внешних источников кредитования.

Бизнес – план – это форма краткосрочного планирования, которая выявляет конкретные пути осуществления инноваций, расчета количественных показателей и подтверждения экономической целесообразности проекта.

 
 


Рис. 23. Функции бизнес – плана

На рис 24. представлена типовая унифицированная форма бизнес – плана и краткое содержание разделов.

 
 


Рис. 24. Состав и содержание бизнес - плана

Принципы построения инновативных структур управления Виды организационных структур управления инновационной деятельности, их достоинства и недостатки.

Организационные формы инновационной деятельности, особенности и значение малых инновационных фирм.

Конкурентная политика, основанная на инновативности компаний, требует создания гибкой организационной структуры, позволяющей оптимизировать процесс разработки и внедрения инноваций.

Анализ инновационной деятельности крупных компаний позволя­ет выделить ряд общих положений, характеризующих современные особенности организации инновационного процесса.

 
 


Рис. 25. Современные принципы организации инновационной деятельности

При организации управления инновационным процессом особо внимание уделяется следующим проблемам.

· создание организационного климата, способствующего нововведениям и стимулирование работников;

· решение проблем передачи технологии, взаимодействия отделов НИОКР и маркетинга;

· отбор потенциально успешных проектов;

· определение экономически целесообразного объема затрат и ре­сурсов.

Существует три принципиально отличные формы организации инновационной деятельности (рис. 26.).

 
 


Рис. 26. Организационные структуры управления инновационной деятельности

 
 


Рис. 27. Последовательная организация

 
 


Рис. 28. Параллельная организация

 
 


Рис. 29. Матричная организация

Таблица 3


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: